Файл: Отраслевая специфика управления формированием позитивного имиджа организации на рынке труда (на примере гидроэнергетики).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования имиджа организации на рынке труда
1.1. Понятие имиджа организации на рынке труда
1.2. Структура имиджа организации на рынке труда и факторы, на него влияющие
1.3. Цели, задачи, этапы, принципы и методы формирования имиджа организации на рынке труда
2.1. Анализ организации и ее кадрового потенциала
2.2. Специфика формирования позитивного имиджа ОАО «РусГидро» как работодателя
Имидж организации-работодателя на рынке труда рассматривается отечественными и зарубежными исследователями в рамках маркетинга персонала. Исходя из положений, изложенных в их работах, можно сделать следующие выводы:
1. имидж организации-работодателя входит в объект системы управления маркетингом персонала (СУМП) [23];
2. создание имиджа организации на рынке труда – это создание имиджа организации на рынке труда – это организационно-технологический процесс в СУМП, роль которого состоит в обеспечении достижения ряда целей (задач) системы управления маркетингом персонала[24];
3. при создании имиджа организации на рынке труда используются те же методы, что и в СУМП;
4. информация, получаемая и используемая при формировании имиджа организации на рынке труда, представляет собой маркетинговую информацию, которая в полном объеме используется в СУМП;
5. субъектами процесса создания имиджа организации на рынке труда являются те же управленческие кадры, которые реализуют функции СУМП;
6. технические и финансовые ресурсы, необходимые для реализации процесса формирования имиджа организации на рынке труда, непосредственно относятся к СУМП.
Управление имиджем организации на рынке труда – это целенаправленная деятельность по созданию адекватного положительного имиджа организации как работодателя, его поддержанию и изменению в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями[25]. Цели управления имиджем организации на рынке труда:
- завоевание организацией устойчивой желаемой позиции на рынке труда;
- достижение соответствия качества элементов предложения рабочих мест требованиям потенциальных работников;
- снижение затрат на привлечение персонала в организацию.
Задачи, этапы, методы управления имиджем организации-работодателя на рынке труда представлены на рисунке 3. Формирование имиджа организации-работодателя на рынке труда, как целенаправленная деятельность по созданию имиджа организации-работодателя, включает в себя все составляющие процесса управления имиджем организации на рынке труда[26]. В связи деятельность по формированию имиджа организации-работодателя необходимо рассматривать как базовую в процессе управления имиджем организации на рынке труда и универсальную с точки зрения изучения этого процесса. На рисунках 4-6 схематично представлены взаимосвязи элементов процесса формирования имиджа организации-работодателя и функций подсистем системы управления персоналом.
Рисунок 4 - Реализация функций подсистем СУП на информационном этапе формирования имиджа организации-работодателя и этапе мониторинга[27]
Рисунок 3 – Задачи, этапы и методы управления имиджем организации-работодателя на рынке труда[28]
Рисунок 6 - Реализация функций подсистем СУП в процессе создания проекта имиджа организации-работодателя[29]
Рисунок 5 - Реализация функций подсистем СУП на этапе реализации коммуникационных мероприятий[30]
Процесс формирования имиджа организации на рынке труда охватывает все без исключения функции системы управления персоналом (СУП), и определена принадлежность функций СУП, реализуемых в каждом направлении работы[31].
Выводы по разделу
Имидж организации-работодателя на рынке труда – это целенаправленно сформированный образ организации, выделяющий наиболее значимые характеристики предложения рабочих мест лицам, представляющим для данной организации интерес в качестве потенциальных работников. К основным составляющим структуры имиджа организации на рынке труда относят: общие характеристики бизнеса, система и стиль управления, тип корпоративной культуры и социально-психологический климат, кадровая политика, условия труда, содержание работы, уровень социальной ответственности организации.
Управление имиджем организации на рынке труда – это целенаправленная деятельность по созданию адекватного положительного имиджа организации как работодателя, его поддержанию и изменению в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями.
Глава 2. Отраслевая специфика формирования имиджа организации на рынке труда на примере ОАО «РусГидро»
2.1. Анализ организации и ее кадрового потенциала
ОАО «РусГидро» - один из крупнейших российских энергетических холдингов, является лидером в России в производстве энергии на базе возобновляемых источников, развивает генерацию на основе энергии водных потоков, морских приливов, ветра и геотермальной энергии.
ОАО «РусГидро» уделяет большое внимание совершенствованию системы корпоративных отношений, поскольку наличие эффективной выстроенной системы корпоративного управления является основополагающим фактором для увеличения стоимости акционерного капитала, укрепления деловой репутации и снижения инвестиционных рисков.
Структура управления компанией представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 - Структура управления компанией[32]
ОАО «РусГидро» стремится привлекать работников, обладающих необходимыми компетенциями, навыками и знаниями. Особенно важна эта задача для ОАО «РАО ЭС Востока», что обусловлено дефицитом специалистов на рынке труда в этом регионе и высоким уровнем миграции высококвалифицированных кадров. По состоянию на 31.12.2015 списочная численность ОАО «РусГидро» составила 6 101 человек и изменилась по сравнению с 2014 г. незначительно (на 1,4%).
Таблица 1
Анализ численности персонала ОАО «РусГидро»[33]
Показатель |
2014 |
2015 |
Изменение |
|
Чел (+/-) |
Темп прироста, % |
|||
Рабочие, в том числе |
2377 |
2406 |
29 |
1,22 |
основные |
1830 |
1869 |
39 |
2,13 |
вспомогательные |
547 |
537 |
-10 |
-1,83 |
Служащие, в том числе |
3639 |
3695 |
560 |
1,54 |
руководители |
1052 |
1074 |
22 |
2,09 |
специалисты |
2587 |
2621 |
34 |
1,31 |
Всего работающих |
6016 |
6101 |
85 |
1,40 |
В таблице 2 представлены данные о структуре работников по образованию.
Таблица 2
Структура работающих по образованию, %[34]
Показатель |
2014 год |
2015 год |
Изменение, п.п. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Руководители |
|||
Два высших, аспирантура, докторантура |
6,00 |
8,00 |
2,00 |
Высшее |
84,00 |
84,00 |
- |
Среднее профессиональное |
10,00 |
8,00 |
-2,00 |
Всего |
100,00 |
100,00 |
- |
Специалисты |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
Два высших, аспирантура, докторантура |
5,69 |
6,56 |
0,87 |
Высшее |
82,93 |
82,79 |
-0,14 |
Среднее профессиональное |
11,38 |
10,65 |
-0,73 |
Всего |
100,00 |
100,00 |
- |
Рабочие |
|||
Два высших, аспирантура, докторантура |
1,77 |
1,79 |
0,02 |
Высшее |
23,01 |
22,32 |
-0,69 |
Среднее профессиональное |
30,09 |
32,14 |
2,05 |
Начальное профессиональное |
13,27 |
12,50 |
-0,77 |
Среднее общее |
32,74 |
31,25 |
-1,49 |
Всего |
100,00 |
100,00 |
- |
По данным таблицы 2 видно, что среди руководителей в 2015 г. 92 % имеют одно и более высших образований. Однако, 8 % руководителей имеют лишь среднее профессиональное образование. Отметим, что в 2015 г. этот показатель был на 2 п.п. выше. Среди специалистов также отмечается рост удельного веса работников, имеющих высшее образование: если в 2014 г. он составлял 88,62 %, то в 2015 г. увеличился до 89,35 %. Анализируя структуру рабочих кадров по уровню образования, отметим, что удельный вес рабочих, имеющих лишь среднее общее образование велик – 31,25 % по данным 2015 г. Причем, данный показатель на 2,05 п.п. выше, чем в 2014 г.
Далее проанализируем структуру работников по возрасту (табл. 3). Наибольшую долю составляют работники в возрасте от 30 до 50 лет. Далее идут работники в возрасте старше 50 лет. Работников в возрасте до 30 лет всего 2 % среди руководителей, 16,39 % - среди специалистов, 12,50 % - среди рабочих. Отметим также тенденцию старения кадров, которая просматривается по всем категориям работников.
В соответствии с Планом управления стратегическими рисками ОАО «РусГидро» реализует программы опережающего развития кадрового потенциала компании «От Новой школы к рабочему месту», формирует кадровый резерв, современную систему мотивации и социальную поддержку работников. Эти меры должны создать долгосрочное конкурентное преимущество ОАО «РусГидро» как привлекательного работодателя.
Таблица 4
Структура работающих по возрасту, %[35]
Показатель |
2014 |
2015 |
Изменение, п.п. |
Руководители |
|||
Работающие пенсионеры |
4,00 |
6,00 |
2,00 |
Старше 50 лет до пенсионного возраста |
16,00 |
20,00 |
4,00 |
От 30 до 50 лет включительно |
78,00 |
72,00 |
-6,00 |
До 30 лет |
3,00 |
2,00 |
-1,00 |
Всего |
100,00 |
100,0 |
- |
Специалисты |
|||
Работающие пенсионеры |
5,69 |
7,37 |
1,68 |
Старше 50 лет до пенсионного возраста |
16,26 |
18,85 |
2,59 |
От 30 до 50 лет включительно |
63,41 |
57,38 |
-6,03 |
До 30 лет |
14,63 |
16,39 |
1,76 |
Всего |
100,00 |
100,00 |
- |
Рабочие |
|||
Работающие пенсионеры |
8,85 |
8,04 |
-0,81 |
Старше 50 лет до пенсионного возраста |
32,74 |
33,93 |
1,19 |
От 30 до 50 лет включительно |
42,48 |
45,54 |
3,06 |
До 30 лет |
15,93 |
12,50 |
-3,43 |
Всего |
100,00 |
100,00 |
- |
Модель «Корпоративных лифтов» нацелена на привлечение и сопровождение будущих специалистов от школы до прихода в ОАО «РусГидро», а также постоянный рост компетенций внутри компании. Конкурс для абитуриентов, поступающих на профильную для ОАО «РусГидро» специальность в СаяноШушенском филиале Сибирского федерального университета (СШФ СФУ) вырос в 4 раза, что дает возможность отбирать для учебы в вузе лучших абитуриентов.
На детей работников, поступивших учиться на профильные направления в ВУЗы, распространяются корпоративные льготы – ежемесячные выплаты корпоративных стипендий, компенсация проезда два раза в год к месту учебы и обратно, оплата производственной и преддипломной практики на объектах ОАО «РусГидро». Размер стипендии составляет: 2 ММТС ОТС по результатам сдачи экзаменационных сессий на «отлично»; 1 ММТС ОТС по результатам сдачи экзаменационных сессий на «отлично» и «хорошо» либо «хорошо».