Файл: Предпринимательское право. Правовые способы регулирования внешнеэкономической деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Международные экономические дела являются одной из более оживленно развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи меж государствами имеют многолетнюю историю. В протяжении веков они существовали в большей степени как внешнеторговые, решая трудности обеспечения населения продуктами, которые государственная экономика производила не отлично либо не производила совсем. В процессе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и перевоплотился в сложную совокупность интернациональных экономических отношений, мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех стран мира.

К числу важных форм глобальных экономических отношений относятся:

- интернациональная торговля продуктами и услугами;

- движение капиталов и забугорных инвестиций;

- миграция рабочей силы;

- межстрановая кооперация производства; ,

- обмен в области науки и техники;

- валютно-кредитные дела.

Хотя разные формы интернациональных экономических связей развиваются во содействии, в реализации каждой из их есть своя специфичность, что позволяет гласить о их как о составных частях структуры мирового хозяйства. В структуру мирового хозяйства входят мировые рынки продуктов и услуг, капиталов, рабочей силы, интернациональная денежная система, интернациональная кредитно финансовая система, сфера обмена в области науки, техники и информации, интернациональный туризм и др. Безпрерывно возрастающее передвижение продуктов, рабочей силы, денег через национальные границы ускоряет развитие и улучшение глобальной инфраструктуры. Вместе с очень принципиальной транспортной системой (морской, речной, воздушный, жд транспорт) все большее значение для развития мировой экономики приобретает глобальная сеть информационных коммуникаций. Интернациональный обмен больше сдвигается от материализованных в товарах форм связей («видимая торговля») к не материализованным, т.е. к повышению обмена научно техническими достижениями производственным и управленческим опытом, другими видами услуг («невидимая торговля»). По оценке ЮНКТАД услуги составляют 46% мирового ВНП. Приметно вырастает их объём и в международном обмене, а именно, таковой их составляющей, как «нематериальный» информационный капитал: базы данных, программное обеспечение, организационное познание и т.п. Развитие информационной инфраструктуры находится в зависимости от уровня развития индустрии. Да и конкурента-способность самой индустрии во все большей мере определяется информационной составляющей. Информационная ситуация в стране, под-включенность к каналам глобальных сетей информационных коммуникаций стала почти во всем определять роль и место страны в международном разделении труда и во глобальном хозяйстве.


Современный шаг развития внешнеэкономической деятельности (дальше ВЭД) в нашей стране связан с коренными переменами форм и способов, которые применялись в протяжении десятилетий предыдущего развития. 10-ки компаний, независимо от их принадлежности к муниципальному либо личному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава принадлежности, получили возможность интенсивно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.

Государственное регулирование ВЭД включает её финансовое, денежное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации продуктов в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве. Целью данной курсовой работы является всесторонний анализ правового регулирования внешнеэкономической деятельности страны. Задачками этой работы является: рассмотрение понятия внешнеэкономической деятельности страны; выделение видов ВЭД; анализ отдельных видов ВЭД; выявление источников правового регулирования ВЭД.

Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность

Под "внешнеэкономической деятельностью " понимается совокупности организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций экспорт ориентированных компаний с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и способов работы на рынке зарубежного напарника. ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (компаний, организаций, компаний, объединений и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе наружного рынка и зарубежного напарника, номенклатуры и ассортиментных позиций продукта для экспортно-импортной сделки, в определении цены и цены договора, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности, как с внутренними, так и с забугорными партнерами. ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на аспектах предпринимательской деятельности, структурной связи с созданием и отличается правовой автономностью и экономической, также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки. Начальным принципом ВЭД компаний служит коммерческий расчёт на базе хозяйственной и денежной самостоятельности и самоокупаемости с учётом собственных валютно-финансовых и материально-технических способностей.


1.1 Источники ВЭД.

Основным источником (формой) государственного вещественного права в области регулирования ВЭД является Конституция РФ. К ведению РФ, а именно, отнесены ст.71 Конституции Русской Федерации от 12 декабря 1993:

- внешнеэкономические дела РФ;

- международные договоры РФ;

- судоустройство, штатское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательства, правовое регулирование интеллектуальной принадлежности;

- федеральное коллизионное право.

Основными источниками штатского права РФ являются:

- кодексы и уставы:

- Штатский кодекс РФ, части 1-ая и 2-ая;

- Базы штатского законодательства СССР и республик 1991 г. в действующей части: умственная собственность, зарубежное право, коллизионная норма;

- Штатский кодекс РСФСР 1964 г. в действующей части, как и «Основы»;

Воздушный кодекс Русской Федерации (Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ);

Кодекс торгового мореплавания Русской Федерации (Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ);

Законы РФ:

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об зарубежных инвестициях в Русской Федерации»;

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об вкладывательной деятельности в Русской Федерации, осуществляемой в форме серьезных вложений»;

Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с переменами и дополнениями);

Федеральный закон от 11 марта 1997 г. № 48-Ф3 «О переводном и ординарном векселе»;

Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г.;

Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»;

Законы РФ «Об акционерных обществах» 1995 г. и «Об обществах с ограниченной ответственностью» 1998 г.

Согласно Конституции РФ (ст. 15 п. 4) международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если интернациональным контрактом РФ установлены другие правила, чем предвидено законом, то используются правила интернационального контракта. Эта конституционная норма стопроцентно воспроизведена в ст. 7 ГК РФ.

Ниже приводится список действующих интернациональных договоров с ролью РФ, относящихся к внешнеэкономической деятельности:

- Конвенция ООН о договорах интернациональной купли-продажи продуктов (Венская конвенция 1980 г.);


- Соглашение об общих критериях поставок продуктов меж организациями стран - участников Содружества Независящих Стран от 20 марта 1992 г.;

- Общие условия поставок продуктов из СССР в Китайскую Народную Республику и из Китайской Народной Республики в СССР (ОУП СССР - КНР), 1990 г.;

- Общие условия поставок продуктов меж внешнеторговыми организациями СССР и внешнеторговыми организациями КНДР (ОУП СССР - КНДР), 1981 г.;

- соглашения о обоюдном поощрении и защите зарубежных инвестиций (такие соглашения заключены Россией более чем с 45 странами);

- соглашения об избежание двойного налогообложения, заключенные Россией более чем с 25 странами;

- Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттавская конвенция, 1988 г.);

- Конвенция, устанавливающая единообразный закон о переводном и ординарном векселе (Женевская конвенция, 1930 г.);

- Парижская конвенция по охране промышленной принадлежности, 1883 г. (с дополнениями);

- Мадридское соглашение о интернациональной регистрации символов, 1891 г. (с дополнениями);

- Конвенция ООН о признании и приведении в выполнение зарубежных арбитражных решений (Нью - Йоркская конвенция, 1958 г.);

- Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (Женевская Конвенция, 1961 г.);

- Гаагская конвенция, отменяющая требования легализации зарубежных официальных документов, от 5 октября 1961 г. (об апостиле). Ее участниками являются 69 стран.

Обычаем делового оборота признается сложившееся и обширно используемое в какой-нибудь области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе либо нет ст. 5 Штатского кодекса РФ. Обычаи делового оборота, противоречащие неотклонимым для участников соответствующих отношений положениям законодательства либо договору, не используются.

Обычай очень нередко употребляют во наружной торговле, в особенности при отправках грузов через морские порты. Интернациональная торговая палата подготовила и опубликовала для факультативного внедрения бизнесменами в договорах последующие международные документы, основанные на использовании торговых обычаев:

- Международные правила толкования торговых определений - «Инкотермс-90». Публикация МТП, 1990 г., № 460;

- Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (редакция 1993 г.). Публикация МТП № 500.

В свое время Всесоюзная торговая палата подготовила и опубликовала своды обычаев морских портов СССР и посреди их «Свод обычаев морского порта Находка» (зафиксированы ВТП в 1968 г.). Обычаи не непременно должны быть размещены, но их познание очень принципиально при отгрузках груза через зарубежные порты, в каких по-иному, чем в Инкотермс-90, могут трактоваться обязанности торговца и покупателя по ряду базовых критерий. Это касается, к примеру, отгрузок на критериях ФОБ в бельгийском порту Антверпен.


Применение торговых обычаев допускается в Конвенции ООН о договорах интернациональной купли - реализации продуктов.

Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» также допускает применение третейскими судами торговых обычаев к сделке (ст. 28 п. 3).

По общему воззрению российских цивилистов, судебная практика в РФ не является источником права и решения вышестоящих судов по отношению к нижестоящим либо равным не являются неотклонимыми. Совместно с тем появляется вопрос, будут ли решения Высшего Арбитражного Суда РФ неотклонимыми для всех арбитражных и третейских судов. Нигде, ни в каком законе, не сказано, что решение 1-го суда непременно для другого. Более того, в Конституции закреплен принцип, согласно которому трибунал подчиняется только закону. Если трибунал будет подчиняться решению другого суда, то тем он отступит от принципа подчинения только закону. Но это совсем не затрагивает вопроса о том, какое реальное значение имеют решения высших судов для других судов, входящих в подобающую судебную систему, будь это арбитражные суды либо суды общей юрисдикции. Если Высший Арбитражный Трибунал воспринимает решение по какому-то делу, тем объясняя, как необходимо использовать определенный закон, все другие арбитражные суды должны осознавать, что если они будут по-другому использовать этот закон, то это угрожает отменой их решения Высшим Арбитражным Трибуналом по жалобам заинтересованных сторон. И с этой точки зрения, условно говоря, можно признать, что решение высшего суда имеет значение некоего прецедента.

1.2 Понятие ВЭД.

Внешнеэкономическая деятельность может рассматриваться как деятельность страны по развитию сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники, культуры, туризма. Основной правовой формой такового сотрудничества являются международные договоры. Это могут быть многосторонние договоры, устанавливающие главные принципы и направления взаимодействия стран в нареченных сферах.

Не считая многосторонних, заключаются двухсторонние договоры, которые ориентированы на урегулирование двухсторонних отношений по определенным вопросам. При всем этом такие договоры играют значительную роль в экономическом и ином сотрудничестве, так как в их; не только лишь инсталлируются права и обязанности договаривающихся сторон, да и определяются определенные нюансы такового обоюдного сотрудничества и трудности, подлежащие урегулированию.