Файл: Предпринимательское право. Правовые способы регулирования внешнеэкономической деятельности.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
Двухсторонние договоры, сначала торговые, ориентированы, не считая того, на установление льготного режима для лиц, занятых во наружной торговле. При всем этом в таких договорах, обычно, предусматривается режим большего благоприятствования, значащий, что физическим и юридическим лицам договаривающихся стран будут предоставлены права более подходящие, чем для таких лиц третьих стран.
Страны могут устанавливать и другие, не считая режима большего благоприятствования, льготные режимы. Так, страны участницы СНГ заключают двухсторонние договоры, направленные на создание режима свободной торговли. Сущность этого режима состоит в том, что договаривающиеся страны не используют таможенные пошлины, налоги и сборы в отношении продуктов, сделанных на их территориях.
В то же время под внешнеэкономической деятельностью понимается предпринимательская деятельность, связанная с перемещением через таможенную границу Русской Федерации продуктов (продукции) и капитала (денег), также оказание услуг и выполнение работ на местности зарубежного стран.
Правовой формой реализации этой деятельности служат внешнеторговые договоры, являющиеся специфичным видом хозяйственного контракта. В качестве примера можно именовать договоры по экспорту либо ввозу продукции, контракт о строительстве какого-нибудь объекта на местности зарубежного страны. Не считая обычных видов внешнеэкономической деятельности (обмен продуктами, оказание услуг и т.д.), возникают и новые виды, такие как передача высочайшего свойства телефонных, радио- и телевизионных сигналов при помощи спутников и кабелей, купля-продажа программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, топологий интегральных микросхем.
Объектами правового регулирования внешнеэкономической деятельности являются дела по экспорту-импорту меж хозяйствующими субъектами, также дела, связанные с оказанием слуг и выполнением работ на местности зарубежных стран. Экспортно-импортные дела появляются по поводу поставки продуктов (продукции) за предел либо на местность Рф. Дела, возникающие при ведении внешнеэкономической деятельности, могут также касаться, перемещения капитала (денег) на местность зарубежного страны при осуществлении инвестирования либо проведении расчетов.
Вместе с объектом правового регулирования внешнеэкономической деятельности можно выделить и предмет определенных правоотношений, возникающих меж хозяйствующими субъектами в этой области. Предметом таких правоотношений являются поставка продуктов, строительство объектов, перевозка внешнеторговых грузов, инвестирование капитала на местности зарубежных стран, оплата продуктов, услуг, работ и т. д.
1.3 Понятие и виды субъектов внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическую деятельность могут производить как физические лица, имеющие статус бизнесмена, так и юридические лица, зарегистрированные для ведения предпринимательской деятельности. Посреди юридических лиц можно именовать предприятия, принадлежащие русским гражданам и юридическим лицам, предприятия, стопроцентно принадлежащие зарубежным инвесторам, совместные предприятия, муниципальные предприятия, предприятия, сделанные органами местного самоуправления.
Вместе с общим положением, согласно которому все хозяйствующие субъекты владеют правом на ведение внешнеэкономической деятельности, установлен и особенный порядок воплощения отдельных видов внешнеэкономической деятельности. Это обосновано тем значением, которое правительство присваивает отдельным видам внешнеэкономической деятельности. Так, в целях защиты государственных Интересов установлен особый порядок экспорта стратегически принципиальных сырьевых продуктов.
Для получения права экспорта таких продуктов введен особый порядок регистрации компаний и организаций. Этот порядок определен “Положением о порядке регистрации (перерегистрации) компаний и организаций, имеющих право экспорта стратегически принципиальных сырьевых товаров”, утвержденным МВЭС от 2 декабря 1993 г. и ГКАП от 11 ноября 1993 г. № ЮХ/5091". Положение Припяти во выполнение Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. “О порядке экспорта стратегически принципиальных сырьевых товаров”.
Хозяйствующие субъекты для воплощения экспорта стратегически принципиальных сырьевых продуктов получают особый правовой статус. Положение устанавливает разрешительный порядок экспорта таких продуктов. Предприятия и организации должны представить в Управление уполномоченного МВЭС Рф соответственного региона последующие документы: денежный отчет предприятия за предшествующий год, справку из обслуживающего банк” и наличии рублевого и денежного счетов с рекомендательным письмом, подтверждающим платежеспособность предприятия, также справку заявителя о наличии у него либо компаний с его ролью счетов и зарубежных банках и другие документы. В регистрации либо перерегистрации может быть отказано, если предприятие, допустило хотя бы одно из нарушений, перечисленных в п. 7 обозначенного Положении, к примеру:
- нарушение русского законодательства, регулирующего неэкономическую деятельность;
- нарушение законодательства забугорных государств, повлекшее за собой экономический либо политический вред для Рф;
- невыполнение обязанностей по поставкам на экспорт стратегически принципиальных сырьевых продуктов;
- экспорт из Русской Федерации продуктов по заниженным (демпинговым) ценам;
- ограничительная деловая практика (сговор по ценам, раздел рынка и т. д.) и нерадивая конкурентность;
- невыполнение обязанностей по поставкам для муниципальных нужд (при наличии соответственных договоров).
Если предприятие записано в качестве экспортера стратегически принципиальных сырьевых продуктов, то оно получает Свидетельство о регистрации сроком на один год и вносится в Реестр предприятии осуществляющих экспорт стратегически принципиальных сырьевых продуктов который ведет МВЭС. При получении свидетельства о регистрации предприятие подписывает “Обязательство экспортера стратегически принципиальных сырьевых товаров”. Этот документ обязует экспортера, а именно, представлять в МВЭС информацию о получении денежной выручки от экспорта таких продуктов.
Необходимо подчеркнуть, что в изъятие из общепринятого правила, некие субъекты предпринимательской деятельности могут производить экспорт стратегически принципиальных сырьевых продуктов без специальной регистрации в качестве экспортера таких продуктов. Так, экспорт стратегически принципиальных сырьевых продуктов (не считая сырой нефти и товаров её переработки), сделанных на местности Калининградской области, что должно быть доказано выдаваемым Калининградской торгово-промышленной палатой сертификатом, предприятия могут производить без специальной регистрации.
Субъекты внешнеэкономической деятельности могут конкретно выходить на забугорные рынки, оказывать услуги за рубежом, импортировать продукцию (продукты), также могут вести внешнеэкономическую деятельность через посредников. При этом одно и то же предприятие может как без помощи других выходить на наружные рынки, так и через посредников. К примеру, при экспорте продукции (продуктов), посреди которых имеются стратегически принципиальные сырьевые продукты, экспорт этих продуктов, если предприятие не имеет правового статуса экспортера стратегически принципиальных сырьевых ресурсов, осуществляется через посредников, имеющих таковой статус (зарегистрированных подобающим образом). При этом для посредников в этом случае установлена обязанность заключать договоры на оказание посреднических услуг.
Субъектами внешнеэкономической деятельности являются также предприятия, специализирующиеся посреднической деятельностью в тех сферах внешнеэкономической деятельности, где не требуется специальной регистрации. Такие посредники могут конкретно связывать клиентов меж собой методом поиска более прибыльных партнеров по внешнеторговым операциям, заключать внешнеторговые договоры в согласовании с контрактом комиссии, действовать от собственного имени и за собственный счет, занимаясь экспортно-импортными операциями и другой внешнеэкономической деятельностью. И посредники, и предприятия, ведущие свою деятельность через посредников, являются субъектами внешнеэкономической деятельности.
1.4 Правовое регулирование наружной торговли.
В Законе «О регулировании внешнеторговой деятельности» закреплены принципы муниципального регулирования внешнеторговой деятельности ст. 4 Закона «О регулировании внешнеторговой деятельности». Принципы представляют собой начальные начала в механизме муниципального регулирования. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают связь внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики. Необыкновенную роль принципы играют в формировании судебной и административной практики. Они также способствуют отмене устаревших и принятию новых юридических норм, истолкованию правовых актов и устранению пробелов в законодательстве и т.д. Посреди принципов муниципального регулирования внешнеторговой деятельности выделяют общие (почтения прав и главных свобод человека, законности, федерализма, юридического равенства и судебной защиты личных прав и др.) и особые. Последние отыскали свое закрепление в статье 4 Закона.
Единство внешнеторговой политики как составной части наружной политики.
Внешнеторговая политика является частью наружной политики - общего курса страны в интернациональных делах. Внешнеторговая политика подчинена целям и требованиям наружной политики страны и не может им противоречить. Это подразумевает необходимость согласования определенных решений в сфере наружной торговли с общими установками наружной политики. Внешнеполитические интересы могут оттеснить на 2-ой план аргументы экономической эффективности определенной внешнеторговой сделки. К примеру, присоединение Русской Федерации к интернациональным санкциям в отношении какого-нибудь страны тянет за собой незамедлительное прекращение внешнеторговых операций с данной государством, какими бы прибыльными они ни являлись.
Единство системы муниципального регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за её воплощением.
Единство системы муниципального регулирования внешнеторговой деятельности обосновано рядом причин, посреди которых сначала следует упомянуть:
- единство цели внешнеторгового регулирования: защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Русской Федерации, стимулирование развития государственной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение критерий действенной интеграции экономики Русской Федерации в мировую экономику (ст. 1 ФЗ «О муниципальном регулировании внешнеторговой деятельности»);
- единство внешнеторговой политики Русской Федерации (ст. 4 ФЗ «О муниципальном регулировании внешнеторговой деятельности»);
- отнесение к ведению Русской Федерации последующих сфер деятельности: установление правовых основ одного рынка; финансовое, денежное, кредитное, таможенное регулирование, валютная эмиссия, базы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, и т.д. (ст. 71 Конституции РФ);
- единство таможенной местности Русской Федерации (ст. 8 и 74 Конституции РФ, ст. 4 ФЗ «О муниципальном регулировании внешнеторговой деятельности»).
Этот принцип законодатель дополняет требованием установления единой системы контроля за механизмом муниципального регулирования внешнеторговой деятельности. Согласно статье 35 Закона контроль за воплощением внешнеторговой деятельности ведется надлежащими органами гос. власти Русской Федерации и органами гос. власти субъектов Русской Федерации в границах их компетенции в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона «О муниципальном регулировании внешнеторговой деятельности», других федеральных законов и других нормативных правовых актов Русской Федерации о внешнеторговой деятельности, обеспечения и защиты экономических и политических интересов Русской Федерации и субъектов Русской Федерации, также защиты экономических интересов городских образований и российских лиц.
Единство политики контроля.
Система контроля представляет ̆ совокупности мер реализации федеральными исполнительной власти русским законодательством вывоза за Русской Федерации и военной , также отдельных сырья, материалов, , технологий и -технической информации, могут быть при разработке и военной (так именуемые двойного ), по недопущению орудия массового и других небезопасных видов и технологий сотворения, также по выявлению, -дению и нарушений этого . Политика экспортного осуществляется в реализации муниципальных обеспечения государственной , политических, экономических военных интересов, выполнения интернациональных Русской Федерации недопущению вывоза массового ликвидирования других более видов орудия. из нужных заслуги намеченных является обеспечение политики экспортного . Гарантом единства экспортного контроля Президент РФ, регулирует сотрудничество военно-технической (ст. 12 Закона), списки продуктов, экспортному контролю (. 16 Закона). Порядок продуктов, работ, , результатов интеллектуальной , подпадающих под системы экспортного , определяется Правительством .