Файл: Анализ организации коммерческой деятельности ИП Файзулин Е.К..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Главная цель коммерческой деятельности (получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания) требует гибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке.

В современных условиях коммерческая деятельность стала центральным направлением в многообразной работе предприятий всех отраслей. Поэтому в последнее время увеличился интерес к коммерческой деятельности, так как специалист по коммерции должен понимать сущность рыночной категории роль в эффективном хозяйствовании предприятия; овладеть знаниями в области государственного регулирования предпринимательства и коммерции; уметь моделировать и применять компьютерные технологии в процессе коммерческой деятельности; знать принципы и способы управления коммерческой деятельности, а также конъюктуру потребительского рынка, владеть методами изучения рынка товаров; уметь определять требования потребителей к товару; уметь формировать ассортимент товаров в соответствии с покупательским спросом; владеть знаниями логистики; обеспечивать контроль и оценку показателей коммерческой деятельности предприятия.

Актуальность и значимость темы определяется также тем, что анализ и оценка коммерческой деятельности предприятий и ее совершенствование позволяет руководителям оценить происходящие процессы, взвесить достигнутые результаты, выявить резервы и разработать мероприятия по их устранению. Важность указанных вопросов обусловила актуальность выбранной темы исследования.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является розничное предприятие ИП Файзулин Е.К. Основный вид деятельности исследуемого предприятия - розничная продажа на потребительском.

Предметом выпускной квалификационной работы является коммерческая деятельность в розничной торговле.

Цель работы - разработка рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности для розничного предприятия ИП Файзулин Е.К.

Исходя из поставленной цели предполагается решить ряд следующих задач:

1. Рассмотреть теоретические и методологические основы организации и совершенствования коммерческой деятельности в розничной торговле.

2. Провести анализ организации коммерческой деятельности на примере розничного предприятия ИП Файзулин Е.К.


Глава 1 Теоретические основы организации коммерческой деятельности в сфере розничной торговли

1.1 Сущность коммерческой деятельности в розничной торговле

Торговля - обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда, получила в последние годы новые импульсы своего развития, существенно расширив «поле и правила игры» в экономике переходного периода. В нее влилось много новых предприимчивых людей, в ряде случаев коренным образом поменявших свою профессию и жизненные ориентиры[1].

Однако умение грамотно, а главное эффективно торговать - это тонкое искусство, в котором полагаться лишь на небольшой практический опыт, здравый смысл и интуицию сейчас уже недостаточно. Процесс насыщения потребительского рынка товарами и возрастание конкуренции потребуют от тех, кто недавно влился в этот бизнес и хочет надолго в нем остаться, глубоких всесторонних знаний его основ в разрезе различных аспектов торговой деятельности.

В литературе встречаются самые различные определения коммерческой деятельности. Их можно объединить в две группы:

А) коммерческая деятельность - это сфера товарного обращения;

Б) коммерческая деятельность - торговые процессы, связанные со сменой формы стоимости.

Торговля это взаимосвязи между продавцом и покупателем. При продаже их отношения заключаются в том, что продавцы, стремясь получить доход, должны постоянно отдавать свой товар покупателям, получая взамен денежный или товарный эквивалент. При покупке покупатель оплачивает полученный от продавца товар. Таким образом, коммерческая деятельность - это совокупность отношений по поводу купли-продажи, которая не представляет собой набор исключительно случайных взаимосвязей. Действия субъектов коммерческой деятельности обусловлены внутренним единым универсальным принципом - максимальной полезности, расчета и оптимального выбора. Коммерческая деятельность предстает как система отношении по поводу купли продажи с целью максимизации прибыли, получения максимальной полезности.

Рисунок 1. Сущностная модель коммерческой деятельности


Сущность коммерческой деятельности в управлении экономическими и технологическими отношениями[2].

Особенностью коммерческих отношений является то, что их носители не могут быть только продавцами или исключительно покупателями. Они всегда совмещают эти функции. Все виды предпринимательства включает в себя обмен, и всегда каждый коммерсант является покупающим продавцом либо продающим покупателем (что одно и то же). Покупающий продавец вступает в отношения с продающим покупателем, которые формируются на основе взаимной заинтересованности, взаимной выгоде сторон, что и находит отражение в заключенном коммерческом договоре.

Коммерческую деятельность, таким образом, можно определить как совокупность отношений по поводу купли-продажи с целью получения взаимной выгоды. Но поскольку отношения - это невидимые связи субъектов рынка - находят свое внешнее выражение, проявляются в постоянно изменяющихся видах, формах, методах, инструментах, экономических результатах торговли, они, следовательно, становятся объектом анализа при

познании коммерческой деятельности[3].

Сердцевиной каждой функции являются обменные отношения. Финансовое обеспечение коммерческой деятельности связано со взаимоотношениями ее субъектов с представителями рынка капиталов, материально- техническое обеспечение, закуп товаров - рынка продавцов, найм рабочей силы - рынка труда, продажа продукции, предоставление дополнительных услуг — с покупателями.

Совокупность всех этих отношений составляет содержание коммерческой деятельности предприятия.

Основные коммерческие функции предприятия:

  • финансовое обеспечение (ФО),
  • материально-техническое обеспечение (МТО)
  • информационное обеспечение (ИО),
  • закупка товаров (3Т),
  • продажа (сбыт) товаров (ПТ),
  • найм рабочей силы (НРС).

Данные функции характерны как для предприятий-производителей, так и для торговых предприятий, т.е. они универсальны. Коммерческие функции объективны и обусловлены различными операциями их обеспечивающими. Совокупность этих функций составляет содержание коммерческой деятельности предприятий (рисунок 2).

Рисунок 2. Модель содержания коммерческой деятельности

Функциональная модель коммерческой деятельности подразумевает, что коммерческая деятельность реализуется через совокупность данных функций. Содержание функций не одинаково: часть из них направлена на создание необходимых условии для достижения главной цели коммерческих предприятий — получения прибыли. Они связаны с покупкой капитала, материально-технических средств, труда, информации, товаров. Другие обязательные действия в процессе обмена - продажа (сбыт) продукции и услуг обеспечивают возмещение расходов, которые сопровождают выполнение каждой функции, и получение необходимой прибыли[4].


Функции коммерческой деятельности реализуются через осуществление совокупности конкретных трудовых операций. Каждый вид коммерции обусловливает специфические по своему характеру отношения, что, конечно, отражается на выполняемых коммерческих операциях. Вместе с тем, в них можно выделить определенные действия (таблица 1).

Таблица 1

Действия для реализации функций коммерческой деятельности

Функции КД

Типичные действия

Финансовое обеспечение

Осуществление капитализации прибыли; накопление доходов от продаж; мобилизация финансов за счет внешних источников: инвесторов и кредиторов; управление использованием капитала и доходов; контроль и ведение расчетов с поставщиками и покупателями.

Материально-техническое обеспечение

Приобретение машин, оборудования, сырья, комплектующих материалов, инвентаря и т.д.

Найм рабочей силы

Найм сотрудников

Информационное обеспечение

Систематический сбор, обработка и анализ необходимых сведений внешнего и внутреннего характера

Закуп товаров

Определение потребностей покупателей; формирование ассортимента; поиск и выбор поставщиков, заключение договоров, организация закупок, контроль и учет

Продажа (сбыт)

Выбор покупателей, установление коммерческих связей, разработку сбытовой программы, составление графиков и осуществление поставок

Финансовое обеспечение предполагает осуществление капитализации прибыли, накопление доходов от продаж, мобилизации финансов за счет внешних источников: инвесторов и кредиторов, управление использованием капитала и доходов, контроль и ведение расчетов с поставщиками и покупателями[5].

Материально- техническое обеспечение связано с приобретением машин, оборудования, сырья, комплектующих материалов, инвентаря, то есть всего того, что необходимо для хозяйственной деятельности.

Покупка рабочей силы путем найма работников призвана обеспечить личностный фактор, осуществляющий коммерческую деятельность.

Информационное обеспечение_ посредством систематического сбора, обработки и анализа необходимых сведений внутреннего и внешнего характера нацелено на вооружение ими специалистов коммерческой деятельности для принятия правильных решений в процессах купли-продажи. Закупка товаров связанна с поиском поставщиков и приобретением отсутствующих товаров.


Продажа (сбыт) товаров и услуг потребителям или посредникам означает их эквивалентную передачу новым собственникам: выбор покупателей, установление коммерческих связей, разработка сбытовой программы, составление графиков и осуществление поставок[6].

Коммерческая деятельность предприятий подвержена постоянным изменениям, причем не столько по причине технологического прогресса, сколько в результате перемен потребности потребителей. Немаловажное значение для успешной деятельности при маркетинговом подходе к организации коммерческой деятельности, а именно он сегодня используется большинством розничных предприятий, имеет формирование ассортимента товаров и управление им. Формирование ассортимента в коммерческой деятельности занимает одно из наиболее приоритетных мест, ведь экономически обоснованный ассортимент в магазине, в конечном итоге, положительно влияет на конечные показатели ведения коммерческой деятельности в магазине.

Эффективность коммерческой деятельности обусловлена качеством системы отношений, которую смог организовать коммерсант. Их совершенство в свою очередь зависит от того, насколько полно и правильно применяются принципы коммерческой деятельности.

Принципы - это основополагающие правила и нормы поведения, правила научной деятельности, на базе которых она организуется. Принципы определяют основные направления коммерческой деятельности, требования к формированию отношений, их организации[7].

Основные принципы коммерческой деятельности вытекают из требований экономических законов, определяющих действия ее субъектов. Экономические законы носят объективный характер, а значит они не подчиняются человеку, не могут быть в оценках людей ни хорошими, ни плохими. Они действуют всегда с неизбежностью течения времени. Экономические законы запретить нельзя, поэтому коммерсанту необходимо изучать действия этих законов и принимать решения в соответствии с требованиями данных законов.

Иными словами, принципы коммерческой деятельности отражают требования объективных законов, регулирующих коммерческую деятельность.

  1. Принцип целевой направленности коммерческой деятельности определяется действием основного экономического закона - закона прибыли. Прибыль является главной целью и показателей эффективности функционирования коммерческих предприятий. Она формирует возможности для их расширенного воспроизводства, повышения конкурентоспособности.
  2. Принцип выделения ведущего звена формируется из закона циклического развития. На каждом этапе развития коммерческой деятельности с учетом ее циклического характера на первый план выдвигаются определенные цели и задачи, от решения которых зависит успешная реализация стратегии фирмы, обеспечивается оптимальность отношений на каждой фазе и в целом на всем пути торговых действий.
  3. Принцип более полного удовлетворения спроса покупателей обусловлен требованиями закона возвышающихся потребностей. Учет интересов и коммерческая их реализация выступает основным средством достижения главной цели в коммерческой деятельности.
  4. Принцип оптимизации издержек обращения выражает требования законов экономии времени, оптимального развития и закона прибыли.