Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Г лава 1. Теоретические подходы к анализу внутренней и внешней среды организации
1.1. Предпринимательская среда организации: понятие и основные черты
1.2.Методы анализа внутренней и внешней среды организации
2. Анализ внутренней и внешней среды ООО Кондитерская фабрика «СлаСти»
2.1. Краткая характеристика ООО Кондитерская фабрика «СлаСти»
2.2. Анализ внешней среды предприятия
2.3. Анализ внутренней среды предприятия
Источник: Составлено по данным предприятия.
Качество всей производимой продукции, обеспечено сертифицированной системой качества, соответствующей требованиям ГОСТ. Предприятие имеет санитарно-эпидемиологические заключения на производство кондитерских изделий, выданные службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Ниже предоставлена структура выручки компании по основным группам продукции за 2013-2014 гг. в процентах (рис. 3).
Рисунок 4 - Структура выручки компании по основным группам продукции за 2013-2014 гг., %
Источник: Составлено по данным предприятия.
На рис. 5-6 представлена операционная рентабельность основных групп продукции за 2013-2014 гг. в процентах.
Рисунок 5 - Структура выручки компании по основным группам продукции за 2014 гг., %
Источник: Составлено по данным предприятия.
Рисунок 6 - Структура выручки компании по основным группам продукции за 2013, %
Источник: Составлено по данным предприятия.
Как видно из диаграмм, наиболее рентабельной продукцией является квас, зефир и шоколадные конфеты, а наименее рентабельной щербет.
Далее, используя матрицу «GE/McKinsey», проанализируем конкурентоспособность некоторых видов продукции ООО КФ «СлаСти» - помадных и шоколадных конфет; карамели; зефира; драже и щербета.
Первым ключевым параметром модели «GE/McKinsey» является уровень конкурентоспособности продукта. Критерии конкурентоспособности включают в себя оценку бренда, уникальности продукции, ресурсных и инвестиционных возможностей предприятия, возможностей внутриотраслевой конкуренции.
Таблица 8
Критерии конкурентоспособности сегментов бизнеса ООО КФ «СлаСти»
Критерии конкурентоспособности |
Вес 100% |
Оценка выраженности фактора от 1 до 10 |
||||
Помадные и шоколадные |
Карамель |
Зефир |
Драже |
Щербет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Уникальность продукции (свойства, технологии) |
18,5 |
8 |
6 |
9 |
9 |
6 |
Целевой характер производства |
23,0 |
10 |
6 |
8 |
8 |
6 |
Бренд продукта (хороший имидж опенка качества) |
10,5 |
8 |
4 |
8 |
8 |
4 |
Продолжение таблицы 8
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Наличие ресурсов для |
16,0 |
8 |
6 |
7 |
8 |
б |
Гибкость производства |
14,0 |
6 |
8 |
6 |
7 |
7 |
Реакция конкурентов на продукт |
13,0 |
9 |
5 |
8 |
9 |
5 |
Источник: Составлено автором.
Результаты расчетов, представленных в таблице 8, показывают, что наибольший удельный вес при оценке конкурентоспособности шоколадных конфет имеет ориентация на определенную группу потребителей (10 баллов), реакция конкурентов на продукт (9 баллов) и наличие бренда (8 баллов). Актуальной проблемой для карамели и щербета является гибкость производства, требующая дополнительных вложений для повышения конкурентоспособности данных продуктов и расширения сегментов бизнеса (табл. 8).
Второй ключевой параметр модели «GE/McKuisey» — привлекательность
бизнеса. Данный фактор влияет на целесообразность инвестиций в развитие
определенного продукта, является индикатором получения прибыли (табл. 9).
Таблица 9
Критерии привлекательности сегментов бизнеса ООО КФ «СлаСти»
Критерии |
Вес фактора 100% |
Оценка выраженности фактора от 1 до 10 |
||||
Помадные и шоколадные |
Карамель |
Зефир |
Драже |
Щербет |
||
Высокий объем продаж |
20 |
9 |
6 |
9 |
9 |
б |
Инвестиции в рекламу |
8 |
7 |
2 |
5 |
5 |
2 |
Расширение |
12 |
9 |
8 |
6 |
7 |
8 |
Прогнозируемый рост |
14 |
8 |
6 |
8 |
8 |
6 |
Риски влияния |
б |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Наличие брендов |
9 |
9 |
9 |
7 |
7 |
9 |
Источник: Составлено автором.
Оценка привлекательности бизнеса включает такие критерии, как
динамика объема продаж, инвестиции в рекламу, влияние внешних факторов,
уровень культуры использования продукта и другие. Основными критериями
привлекательности для помадных и шоколадных конфет являются: высокий
объем продаж и большой ассортимент. Положительная динамика объема
продаж наблюдается по зефиру и драже, хотя для данных сегментов бизнеса
требуется усиление ассортиментных позиций. Производство карамели и
щербета для повышения конкурентоспособности требует дополнительных
инвестиций.
После присвоения каждому фактору определенного балльного значения
рассчитывается интегральный показатель. Данная операция производится
путем умножения веса каждого фактора на присвоенное значение в баллах. Для
оценки полученных расчетов применяется следующая интерпретация значений:
от 0-3 баллов: конкурентоспособность и привлекательность бизнеса низкая; от
4-7 баллов: конкурентоспособность и привлекательность бизнеса средняя; от 8-
10 баллов: конкурентоспособность и привлекательность бизнеса высокая
(табл. 10). Таким образом, приоритетными сегментами бизнеса для предприятия
являются: производство помадных и шоколадных конфет, зефира и драже.
ООО КФ «СлаСти» выделяет значительные средства для их продвижения на
рынок, разрабатывает POS-матернаты.
Таблица 10
Результаты оценки конкурентоспособности и привлекательности бизнеса ООО КФ «СлаСти»
Критерии матрицы |
Сегменты бизнеса |
||||
Помадные и шоколадные конфеты |
Карамель |
Зефир |
Драже |
Щербет |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Оценка конкурентоспособности продукции |
8,31 |
6,00 |
7,75 |
8,23 |
5,75 |
Оценка привлекательности рынка |
7,53 |
5,59 |
6,65 |
6,77 |
5,67 |
Продолжение таблицы 10
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Результат оценки |
высокая |
средняя |
выше |
выше |
средняя |
Источник: Составлено автором.
В качестве основных рекомендаций при разработке стратегии развития
предприятия могут быть использованы следующие предложения: усиление
конкурентных преимуществ наиболее перспективных видов продукции, четкое
определение источников бизнеса в сегментах рынка, осуществление умеренных
инвестиций для укрепления своих позиций на рыночном сегменте, использование новых методов продвижения продукта на рынок для обеспечения максимальной прибыли и эффективности бизнеса.
2.4. Приоритетные цели и пути развития предприятия
По результатам анализа внешней и внутренней среды ООО КФ «СлаСти» нами разработана матрица приоритетных целей предприятия.
Таблица 11
Матрица приоритетных целей для ООО КФ «СлаСти»
Продукт Увеличить долю товаров-новинок в объеме продаж Повысить уровень качества Увеличить долю высоко маржинальных товаров Снизить себестоимость производимых товаров Увеличить объем прибыли Увеличить объём продаж Повысить рентабельность продаж |
Нематериальные активы Повысить ценность бренда |
Стоимость бизнеса Увеличить совокупную долю рынка Повысить эффективность в расчете на одного работника |
Продолжение таблицы 11
Продвижение Сделать бренд узнаваемым Увеличить количество проектов и мероприятий по стимулированию Увеличить количество рекламных кампаний |
Эффективность деятельности Увеличить долю новых продуктов (степень «инновационности» фирмы) Повысить показатели результативности службы продаж |
Персонал Повысить степень соответствия компетенции сотрудников службы маркетинга требуемому уровню |
Источник: Составлено автором.
Выводы
ООО Кондитерская фабрика «СлаСти» - коммерческое предприятие, производящее более 30 наименований кондитерской продукции.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о повышении эффективности деятельности предприятия в 2012-2014 гг., о чем свидетельствует рост выручки, чистой прибыли и рентабельности.
Анализ конкурентной среды на российском рынке кондитерской продукции позволил выявить развивающийся характер данного рынка, низкий уровень его концентрации, достаточно высокие барьеры входа и выхода, тенденции усиления концентрации рынка в будущем. В то же время кондитерская отрасль РФ имеет ряд проблем: высокая конкуренция со стороны зарубежных производителей; высокая доля импортного оборудования для производства кондитерских изделий отечественными предприятиями; слабая государственная политика по защите отечественных производителей кондитерских изделий; высокие цены на сырье; тенденция к снижению спроса на кондитерскую продукцию.
Политическая обстановка в мире сегодня определила ввод запрета в
Россию на некоторые товары из стран ЕС и США, поэтому это окажется для
российского рынка мощным стимулом, чтобы решить данные проблемы, необходимо повышать результативность системы маркетинга отечественных кондитерских предприятии для их успешного и эффективного функционирования, а также повышения конкурентоспособности отечественных кондитерских организаций.
Анализ специфики спроса на кондитерские изделия выявил, что вкусовые качества и стоимость - основные факторы, определяющие решение покупателя. Причем в большинстве случаев, не зависимо от уровня дохода каждый потребитель отдает предпочтение не дешевым товарам, а ищет оптимальное сочетание цены и качества. Цена же в этом случае является не ведущим критерием, а финансовым ограничителем.
Ассортимент продукции ООО КФ «СлаСти» определяется имеющимся у него оборудованием. Основная продукции компании на данный момент – карамель, ирис, зефир и шоколадные конфеты. Стоит отметить, что данная продукция не относится ни к новинкам кондитерского рынка, ни к дорогим видам кондитерских изделий, приобретая которые люди готовы доплачивать за имя. Поэтому на данный момент компания сфокусировала, большую часть своих продаж на целевых аудиториях, со средним и низким достатком.
Важнейшим фактором повышения конкурентоспособности ООО КФ «СлаСти» является расширение ассортимента продукции. В связи с этим в третьей главе работы будет представлен бизнес-план по открытию на предприятии линии по производству вафельных тортов.