Файл: Методы прогнозирования и оптимизации прибыли на предприятии.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ
В современных сложных рыночных отношениях главной целью любого бизнеса является оптимизации прибыли, ее максимизация. Основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов предприятия: 1) за счет экономного распределения применяемых ресурсов и 2) на основе приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на снижение затрат, второй — на повышение результатов производства.
В современном экономическом словаре дано определение термина «оптимизация» - «это определение значений экономических показателей, при которых достигается оптимум, то есть оптимальное, наилучшее состояние системы. Чаще всего оптимуму соответствует достижение наивысшего результата при данных затратах ресурсов или достижение заданного результата при минимальных ресурсных затратах» (1).
Основные факторы, от которых зависит объем прибыли предприятия - это цены и объемы реализации продукции, уровень производственных издержек и доходы от прочих видов деятельности.
С учетом того, что прибыль— это разница между выручкой от продажи и полной себестоимостью продукции, работ, услуг, существуют два основных два пути воздействия на увеличение уровня доходности (прибыльности) предприятия: снижение себестоимости и увеличение объема продаж.
Также немаловажным фактором сокращения затрат и, тем самым, увеличения размеров чистой прибыли, является разумная налоговая политика предприятия, в том числе выбор оптимального режима налогообложения, сокращения сумм налоговых платежей на законных основаниях.
А в долгосрочной перспективе важную роль для роста прибыли играет рациональное распределение ранее полученной прибыли между ее собственниками (потребление) и финансированием дальнейшего производства (накопление или капитализация).
Таким образом, можно выделить следующие способы для оптимизации и максимизации прибыли на предприятии:
1) увеличение объемов предоставляемых услуг и реализации продукции;
2) снижение полной себестоимости;
3) оптимизация налогообложения;
4) разумное распределение прибыли.
3.1 Увеличение объема продаж
Основной целью деятельности предприятия является максимизация прибыли. И увеличение объема продаж (увеличение выручки) является одним из рычагов роста прибыли на предприятии.
Однако, обеспечивать рост прибыли за счет бесконечного роста производства не возможно. Если выпуск и реализация будут увеличиваться, то при неизменной цене, одновременно будут возрастать и общий доход, и общие издержки.
Прибыль будет иметь место до тех пор, пока рост дохода будет превышать рост издержек, а её размеры будут зависеть от соотношения этих величин. Поэтому для решения проблемы максимизации прибыли важно учитывать не общие, а предельные значения рассматриваемых показателей.
До тех пор, пока предельный доход будет превышать предельные издержки (MR>MC), фирма получает прибыль и, значит, имеет смысл увеличивать выпуск продукции. Но когда прирост дохода от последней единицы выпуска сравняется с приростом затрат на выпуск этой единицы, рост производства следует приостановить, ибо прибавка к прибыли станет равна нулю, а дальнейший рост объема производства приведет к тому, что предельный доход будет меньше предельных затрат (MR < MC).
MC = MR – условие максимизации прибыли. Следовательно, для получения максимальной прибыли фирма должна выбрать такой объем производства, при котором значения предельного дохода (предельной выручки) и предельных издержек равны.
Снижение производственных издержек (затрат)
Главными ограничителями получения прибыли являются издержки производства или затраты. «Экономисты считают издержками производства все платежи - внешние или внутренние, включая в последние и нормальную прибыль, необходимую для того, чтобы привлечь и удержать ресурсы в пределах данного направления деятельности» (9).
Внешние издержки - это издержки, напрямую связанные с основной деятельностью предприятия и производством продукции. Это деньги, которые предприятие должно отдавать внешним пользователям – выплата зарплаты рабочим и служащим, расходы на сырье и материалы, комиссионные вознаграждения торговым фирмам, взносы банкам и другим финансовым учреждениям, расчеты за юридические услуги и т.д., т.е. все это плата за ресурсы поставщикам, не зависящим от данного предприятия.
Внутренние издержки - это издержки упущенной прибыли в связи с нерациональным использованием имеющихся на предприятии ресурсов (например, простаивание помещений, которые могли бы быть сданы в аренду и приносит доход). Несмотря на то, что внутренние издержки не отражаются в бухгалтерской отчетности, они все-таки оказывают вполне реальное влияние на финансовое состояние предприятия. И очень важно, чтобы при принятии решений экономического плана учитывались эти упускаемые возможности наилучшего использования ресурсов и наибольшего извлечения прибыли из них.
Таким образом, для оптимизации прибыли, ее максимизации, одним из важнейших факторов является снижение затрат производства. Однако, стремление минимизировать расходы не должно действовать в ущерб интересам дела, лишь бы избежать затрат. Задачу следует решать, отыскивая оптимально возможное соотношение доходов и расходов.
Решение может находиться в следующих направлениях:
- Прямое снижение издержек производства за счет поиска внутренних ресурсов (например, сокращение управленческих расходов и штатов, снижение материальных затрат, повышение производительности труда, перезаключение договоров с поставщиками и т.п.).
Одной из причин высоких затрат могут быть слишком высокие цены на сырье, материалы, комплектующие, услуги, установленные поставщиками. В этом случае реальная мера по сокращению затрат предприятия - поиск других поставщиков, устанавливающих более низкие цены. В большинстве случаев альтернативные поставщики существуют.
Не менее действенной мерой является сокращение управленческих расходов. В частности, установление должного контроля может ощутимо повлиять на сокращение необоснованно высоких затрат на освещение, отопление, потребление воды, «урезать» телефонные счета. То есть, снижения затрат можно добиться простой процедурой «контроля за выключателями».
- Оптимизация производственных мощностей предприятия.
Иногда, для выправления финансовых «провалов» в деятельности компании требуются более радикальные меры, чем закуп более дешевого сырья или сокращения лишних штатных единиц. Зачастую встает вопрос сокращения производственных фондов предприятия или, иными словами - сокращения масштабов компании. Они могут быть проданы или переданы в аренду, что в любом случае приведет к росту прибыли за счет сокращения внутренних издержек и более рационального использования не задействованных в производстве мощностей.
К подобным мерам могут прибегать компании, у которых заложенные при создании объемы производства в десятки раз превышают объемы, производимые в настоящее время. Простаивающие или малозагруженные производственные фонды становятся своего рода «обузой» для предприятия, так как требуют слишком больших затрат на ремонт и обслуживание.
И решение отказаться от части фондов поможет тем самым сократить постоянные затраты. И практике нередки случаи, когда предприятия продают часть вспомогательных производственных фондов именно в целях сокращения затрат. Сокращения затрат на содержание и ремонт оборудования, зданий, сооружений позволит увеличить размер прибыли.
Зачастую, оптимизация прибыли обеспечивается за счет отказа от собственного производства части комплектующих деталей, услуг, технологических процессов и переходе к закупке их на стороне.
Однако, если компания не сворачивает, а наоборот наращивает объемы производства, оптимизация затрат может быть обратной – более выгодно будет организовать производство части комплектующих, работ, собственными силами с отказом от их закупки на стороне.
3.3. Оптимизация налогов
В связи со сложной экономической ситуацией и достаточно агрессивной системой налогообложения многие предприятия вынуждены перечислять государству в качестве налогов часто почти всю заработанную прибыль. И в этой связи остро встаёт вопрос о том, как можно сохранить максимум прибыли.
И тут на первый план выходит грамотная налоговая политика, направленная на оптимизацию и минимизацию налоговых обязательств компании перед бюджетом в рамках действующего законодательства. Целью минимизации налогов является не уменьшение какого-нибудь одного налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия.
Право каждого налогоплательщика использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств перед государством, тем более, что государство предоставляет множество возможностей для снижения налоговых выплат.
В качестве основных инструментов оптимизации налогов можно выделить следующие:
1. Применение налоговых льгот, предусмотренные налоговым законодательством (например, если численность работников – инвалидов увеличить более 50%, можно пользоваться льготой льготы по налогу на имущество организаций).
2. Оптимизация с позиций налогообложения формы договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно или через комиссионера; производство готовой продукции из собственного сырья или из давальческого сырья).
3. Изменение цены сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами).
4. Использование различных налоговых ставок (например, ставки
по прибыли (доходу) у индивидуальных предпринимателей и у юридических лиц).
5. Выбор специального налогового режима с льготными ставками налога на прибыль (например, в РК ставка налога с доходов при работе по патенту составляет 2%, тогда как в общеустановленном режиме прибыль облагается по ставке 20%). (3)
Грамотное налоговое администрирование также предполагает максимально возможное использование и инвестиционной политики государства, в частности по поддержке приоритетных к развитию отраслей производства.
Все методы оптимизации позволяют достичь цели лишь будучи грамотно составленными. Главное, чтобы любой применяемый метод оптимизации налоговой нагрузки не противоречил нормам действующего законодательства и быть экономически оправданным.
Т.А. Козенкова в своей статье «Принципы налогового планирования» рассматривает сущность налогового планирования «в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств….
Чем меньше сумма налогов, тем больше остающийся в собственном распоряжении объем финансовых средств; чем позже налоги уплачены в казну, тем дольше деньги находятся в обороте и приносят доход. Следовательно, снижение абсолютной величины налоговой нагрузки оказывает прямое влияние на увеличение чистой прибыли и финансовых ресурсов налогоплательщика. (2).
Однако, грамотная налоговая политика предприятия должна учитывать, что наиболее действенным способом увеличения прибыльности выступает не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием. Иными словами, речь идет не о тактике сокращения налогов, а о стратегии оптимального управления предприятием.
3.4. Распределение прибыли
Обеспечить рентабельность предприятия и достичь максимальной выручки от его успешной деятельности – вот основная целью любой предпринимательской деятельности. Однако, добившись поставленной задачи и достигнув ожидаемого финансового результата, руководство должно решить новую, не менее важную задачу рационального распределения и использования полученной прибыли. Именно в прибыли заложен значительный потенциал для финансирования расширенного воспроизводства, именно прибыль оказывает наибольшее влияние на экономический рост и структурное развитие всего предприятия.
Важнейшей задачей политики распределения прибыли является соблюдение оптимального сочетания интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия.
Если на потребление (выплату дивидендов) направить основную часть чистой прибыли, а на самофинансирование компании оставить лишь малую часть, это может повлечь за собой сокращение темпов роста собственного капитала и снижение финансовой устойчивости. В то же время, если собственники не получат достаточной прибыли на вложенный капитал, они начнут избавляться от ценных бумаг данного предприятия, что снизит его рыночную стоимость.