Файл: Методы прогнозирования и оптимизации прибыли на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

  Практически каждое предприятие, большое или малое, частное или государственное, на современном этапе развития экономики сталкивается с необходимостью прогнозирования прибыли, потому что любой бизнесмен должен планировать будущее.

Успешное развитие любого предприятия или организации в условиях рыночных взаимоотношений во многом зависит от того, способно ли оно правильно анализировать текущее состояние дел, предвидеть дальнейшие перспективы развития, то есть осуществлять планирование и прогнозирование прибыли. Ведь главная цель любого предпринимательства – это получение прибыли. Именно прибыль характеризует эффективность работы. Прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования предпринимательской деятельности. Ведь именно за счет прибыли расширяются масштабы производства, обновляются основные фонды, создаются предпосылки для повышения конкурентоспособности предприятия. За счет прибыли погашаются долговые обязательства предприятия, она является основной базой формирования и государственного бюджета.

Смысл прогнозирования прибыли заключается в том, чтобы дать перспективную оценку развития предприятия с учетом изменения рыночных условий в прогнозном периоде и особенностей функционирования рынка. Это составная часть финансового планирования, которое принимает во внимание все факторы, влияющие на величину прибыли и моделирует, какие финансовые результаты будут получения от тех или иных управленческих решений.

От того, насколько точно будет спрогнозирована прибыль, будет зависеть и дальнейшая финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Качественное прогнозирование прибыли обеспечивает получение четко запланированного объема денежных средств и их распределение в соответствии со стратегическим развитием предприятия.

Это и приобретение собственных финансовых средств, необходимых для воплощения в жизнь стратегии развития компании, и выполнение обязательств перед кредиторами, инвесторами, собственниками компании, и обеспечение подходящего соотношения между размером формирующейся прибыли и уровнем рисков.

Не менее важным вопросом в развитии бизнеса является оптимизация прибыли, которая позволяет обеспечить максимизацию размера прибыли в соответствии с ресурсными данными предприятия и рыночными условиями.

Экономический словарь определяет, что оптимизация – это достижение наивысшего результата при данных затратах ресурсов или достижение заданного результата при минимальных ресурсных затратах.


Мало просто получить прибыль. Если бизнес хочет быть успешным и развиваться в перспективе, предприятие должно стремиться к максимизации прибыли, т.е. произвести максимальное количество продукции при минимальных издержках производства. Важнейшая задача: минимизировать издержки производства, как в краткосрочном, так и в долгосрочных периодах.

Рыночная экономика ставит перед любым видом бизнеса жесткие условия, в рамках которых система управления предприятиями должна более быстро реагировать на все изменения хозяйственной ситуации, поддерживать устойчивое финансовое состояние, постоянно совершенствовать производство в соответствие с изменением конъюнктуры рынка.

Основной задачей получения максимальной прибыли является овладение современными методами эффективного управления прибылью, в число которых входят методы прогнозирования и оптимизации прибыли. Поэтому тема данной курсовой работы, связанная с оценкой будущей прибыли и ее оптимизации, является на сегодняшний день крайне актуальной.

Целью данной курсовой работы является изучение методов прогнозирования прибыли и ее оптимизации. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие «прибыль» и ее функции в финансово-хозяйственной деятельности субъектов бизнеса;
  2. Изучить теоретические основы прогнозирования и оптимизации прибыли, раскрыть их место в системе управления предприятием;

В соответствие с поставленными задачами в работе выделяются три главы. Первая глава – теоретическая. В ней раскрывается сущность прибыли и ее функции. Вторая глава посвящена изучению методов оценки результатов деятельности предприятия в перспективе (прогноз прибыли). В третьей главе будут изучены основные методы оптимизации прибыли. Четвертая глава посвящена анализу денежных потоков на примере ТОО «ООО» и рекомендациям по его оптимизации.

ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ

Виды прибыли

Основной и, пожалуй, единственной задачей многих хозяйствующих субъектов бизнеса, является получения доходов (итоговой чистой прибыли).

Прибыль – доход от предпринимательской деятельности, за исключением всех совокупных издержек и расходов предприятия, налогов, пошлин, сборов и т.д., выражающийся в денежной форме.

Прибыль или же убыток выступают главными показателями, отражающими финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. Так же прибыль - критерий эффективности производства, она является показателем между себестоимостью и объемом производимой продукции и услуг (реализацией).


Существуют различные виды прибыли, каждый из которых выполняет собственные функции в деятельности любого предприятия:

  1. Балансовая прибыль (убыток) - конечный финансовый результат, выявленный в отчетный период, основывается на результате бухгалтерского учета по всем проходившим хозяйственным операциям и оценки статей бухгалтерского баланса.
  2. Валовая (банковская) прибыль -  это общая прибыль, полученная до совершения всех вычетов и отчислений. Или же это показатель превышения прибыли над всеми текущими расходами предприятия (коммерческими расходами), также сюда включается амортизация основного капитала и совокупные доходы от собственности.
  3. Чистая экономическая прибыль - это прибыль, остающаяся после вычитания всех расходов из общего дохода организации.
  4. Маржинальная прибыль — это превышение выручки над затратами, которые понесло предприятия для производства конкретной продукции, что позволяет получить прибыль покрыв все расходы на производство.
  5. Прибыль от обычных видов деятельности или от реализации работ, услуг, продукции. Это разница всего совокупного дохода по действующим ценам, до уплаты налогов и издержками на производство и реализацию (полной себестоимостью).
  6. Прибыль или убыток от финансовой деятельности, и от других внереализационных операций является результатом по данным операциям, так же разница между совокупными суммами всех полученных и выплаченных неустоек, процентов, положительных и отрицательных курсовых разниц по всем валютным счетам, в данном отчетном году и прочее.
  7. Прибыль, подлежащая налогообложению. Данная прибыль имеет вид разницы между балансовой доходностью и всеми суммами выплат, таких как аренда, налоги на экспорт и импорт, налоги на прибыль и прочее.
  8. Номинальная прибыль - это прибыль, указанная в финансовой отчетности и соответствующая балансовой прибыли.
  9. Реальная прибыль — номинальная прибыль, после коррекции на инфляцию. Для определения реальной прибыли номинальная прибыль соотносится с индексом потребительских цен.
  10. Нераспределенная прибыль. Во многом похожа на чистую прибыль и практически ей эквивалентна. Это так же окончательная прибыль по итогам определенного отчетного периода, из которой уже выплачены все обязательные сборы, налоги, пошлины, обязательные платежи, также могут быть выплачены и другие платежи по договорам (например, санкции за нарушение условий договора). 
  11. Капитализированная прибыль – прибыль, предназначенная на увеличение капитала и, соответственно, активов предприятия. Такая прибыль позволяет расширят производство предприятия.
  12. Нормальная прибыль - это среднерыночная прибыль, позволяющая сохранять позиции на рынке.

Прибыль, являющаяся экономической категорией, а также показывающая, на сколько успешна деятельность предприятия, имеет и свои характерный функции.

1.2 Функции и значение прибыли

Функции прибыли дают характеристику экономической деятельности предприятия, они стимулируют развитие предприятия.

Прибыль является важнейшей категорией в рыночных отношениях и выполняет функции:

  1. Оценочная функция. Прибыль, как экономический показатель, может в наиболее полном объеме отражать эффективность производства предприятия и давать ему оценку.
  2. Стимулирующая функция. Прибыль, как таковая, стимулирует предприятие повышать эффективность своей финансово-хозяйственной деятельности.
  3. Фискальная функция. Прибыль формирует ресурсы бюджетных и внебюджетных фондов.

Оценочная функция прибыли состоит в том, что она отражает финан­совый результат, эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние произво­дительности труда, уровень расходов и т.д.

Вместе с тем на ве­личину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как за­висящие, так и не зависящие от усилий предприятия. К независящим от компании факторам, влияющим на прибыль, можно отнести конъюнк­туру рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырье­вые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизацион­ных отчислений. А в компетенции предприятия находятся такие факторы, как уровень цен на производимую и продава­емую продукцию и заработная плата.

Кроме того, немаловажную роль играют такие зависящие от предприятия организационный факторы, как уровень хозяйствования, компетент­ность руководства и менеджеров, конкурентоспособность про­дукции, организация производства и труда, его производитель­ность, состояние и эффективность производственного и финансо­вого планирования.

Все вышеперечисленные факторы в совокупности оказывают влияние на объем прибыли, но не напрямую, а опосредованно, че­рез объем проданной продукции и ее себестоимость. Поэтому, чтобы иметь представление о конечном финансовом результате, который компания получит за тот или иной период времени (квартал, год), необходимо сопо­ставить стоимость объема продаж и стоимость ре­сурсов, используемых в производстве, а также затрат на ее продажу.

Таким образом, прибыль характеризует экономический эф­фект, полученный в результате деятельности предприятия. Но несмотря на это, прибыль нельзя рассматривать, как единственный показатель, с помощью которого можно давать оценку всем аспектам деятельности предприятия. Именно поэ­тому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется целая система показателей.


Содержание стимулирующей функции прибыли состоит в том, что прибыль одновременно является и финансовым резуль­татом, и основным источником собственных финансовых ресур­сов предприятия, т. е. реальное обеспечение принципа самофи­нансирования определяется полученной прибылью. За счет доли чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия пос­ле уплаты налогов и других обязательных платежей, осуществ­ляется финансирование мероприятий по расширению производ­ственной деятельности, научно-техническому и социальному раз­витию предприятий, материального поощрения работников.

Мно­гоаспектное значение прибыли усиливается с переходом эконо­мики государства на основы рыночного хозяйства. Предприя­тие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль.

Для хозяйствующего субъекта прибыль является сигналом, ука­зывающим на то, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

Наконец, прибыль является одним из источников формиро­вания бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доход­ными поступлениями используется для финансирования общест­венных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производст­венных, научно-технических и социальных программ.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ МЕДОТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ (ПРОГНОЗИРОВАНИЯ) ПРИБЫЛИ

Важной функцией управления прибылью является расчет плановой прибыли (прогнозирование). Это сложный процесс, основанный на изучении хозяйственных связей предприятия за текущий период, предшествующий периоду, по которому делается прогноз.

От того, насколько правильно и обоснованно будет сделан прогноз, зависит обеспечение компании финансовыми ресурсами для производственного и технического развития предприятия, своевременное выполнение в полном объеме всех обязательств, уровень дивидендов акционеров (собственников). Не менее важен прогноз по прибыли также для разработки налогового и других бюджетов.

Планирование прибыли – это разработка прогнозов по величине прибыли и направлениям ее дальнейшего использования. Процесс прогнозирования прибыли заключается в разработке политики управления прибылью предприятия на ряд предстоящих лет, в соответствии со стратегией развития компании. Планирование прибыли включает два взаимосвязанных процесса: