Файл: Методы прогнозирования и оптимизации прибыли на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. определение бухгалтерской прибыли и выявление факторов, влияющих на ее величину (сколько и почему);
  2. планирование структуры распределения прибыли (куда и сколько).

Оттого, насколько экономически обоснованы методы планирования (прогнозирования) прибыли, насколько они согласуются с принципами учетной политики, принятой на предприятии, во-многом зависит и объем прибыли.

Традиционными для планирования прибыли являются методы:

  • прямого счета;
  • аналитический;
  • нормативный;
  • совмещенного счета;
  • факторный;
  • экономико-статистический;
  • метод маржинального дохода.

Любой из вышеуказанных методов планирования прибыли основан на взаимосвязи между прибылью, объемом реализации и издержками обращения.

Рассмотрим более подробно каждый из вышеуказанных методов.

Метод прямого счета

Метод прямого счета на сегодняшний день является наиболее распространенным методом прогнозирования прибыли и применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции.

Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции (товар, работ, услуг) и полной ее себестоимостью.

Обобщенно расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:

П = (О × Ц) - (О × С), где

О — объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С — полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль от реализации планируется (прогнозируется) по двум компонентам – прибыль от товарного выпуска и прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец расчетного периода (например, квартала или года).

Прибыль от товарного выпуска (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, исходя из заключенных договоров с покупателями, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

Птп = Цтп – Стп, где

Цтп — стоимость (цена реализации) товарного выпуска (объема производства) планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп —полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

Кроме того, при прогнозировании прибыли следует учитывать имеющиеся у предприятия товарные остатки на складе на складе на начало и конец планируемого периода.


Таким образом, более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется по формуле:

Прп = Пон + Птп - Пок, где

Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;

Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;

Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.

Метод прямого счета достаточно прост в использовании и не требует больших затрат труда. Однако, использование данного метода возможно только в условиях стабильной экономической обстановки, наличия у предприятий заранее сформированного портфеля заказов, цен на продукцию и плановых калькуляций на каждое изделие (группу однородных изделий).

Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли (т.е. определения прибыли по каждой ассортиментной группе).

2.2 Аналитический метод

Этот метод, как правило, применяется на предприятиях с большим ассортиментом выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить отдельные факторы, влияющие на плановую прибыль.

При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду запланированной к выпуску продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции рассчитывается отдельно.

Аналитическим методом расчет прибыли осуществляется в три последовательных этапа:

1)  определением базовой рентабельности путем деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

2)  исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

Поскольку прогнозирование прибыли на следующий год разрабатывается в конце текущего периода (квартала, года), для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период.

На основе уровня базовой рентабельности и запланированного к выпуску объема продукции по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль предстоящего года с учетом влияния одного фактора – изменения объема выпуска сравнимой товарной продукции. Поскольку изменение себестоимости, цен, ассортимента, сортности приводит к отклонению планового уровня рентабельности от базового, то на последнем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль.


Прибыль по остаткам продукции готовой и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого года, также учитывается при окончательном расчете плановой прибыли от реализации продукции.

2.3 Нормативный метод

Нормативный метод используется, как правило, на предприятии, которое имеет возможность установить конкретные нормативы по расходованию средств, т.е. применяется система бюджетирования. В этом случае метод прямого счёта совмещается с нормами затрат.

При нормативном методе величину прогнозируемой прибыли в томили ином периоде рассчитывают на основе установленных на предприятии нормативов. Так, устанавливается процент рентабельности на реализуемую продукцию без учета входных и выходных остатков на начало и конец планируемого периода (например, хлебопекарная и молочная промышленность).

Этот метод применяют также строительные компании, которые закладывают величину прибыли в договорной цене на продукцию строительства. Норму прибыли (в процентах от сметной стоимости прямых затрат и накладных расходов) согласовывают с заказчиком (застройщиком).

В качестве нормативов обычно используется норма прибыли на:

  • собственный капитал;
  • активы предприятия;
  • единицу реализуемой продукции;
  • инвестируемый капитал.

Этот метод предполагает формирование прибыли на основе системы разнообразных нормативов, таких как норма прибыли на собственный капитал, норма прибыли на активы предприятия, норма прибыли на единицу реализованной продукции и т.д.

Вместе с тем, нормативный метод достаточно трудоемкий, так как необходимо разработать соответствующие нормативы, их обоснование и количественное исчисление, а также нет возможности оценить уровень цен (возможен только при стабильном производстве).

2.4 Метод совмещенного счета

Этот метод является синтезом двух методов. Так, совмещенный (комплексный) метод используют в тех случаях, когда на предприятии выпускают сравнимую и несравнимую (новую) продукцию. Соответственно для прогнозирования прибыли по сравнимой продукции применяют аналитический метод, по второй – метод прямого счёта.

Или, например, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.


2.5 Факторный метод

В условиях сложной экономической ситуации, постоянно растущей инфляции, принцип планирования и прогнозирования прибыли путем расчета объемов производства и продаж, себестоимости продукта и цены не обеспечивает достоверность и качество расчета. Требуется принципиально иной подход прогнозирования доходов. Для этого разработан факторный метод. Его основу составляют следующие условия:

  • прогнозный характер планирования;
  • применение гибких показателей с некоторой степенью отклонения от предполагаемой величины;
  • учет уровня инфляции;
  • использование в расчетах базовых показателей за предшествующий период;
  • система факторов, которые влияют на планируемый показатель;
  • выбор оптимальной величины показателей из нескольких вариантов.

Прогнозирование прибыли путем применения факторного метода осуществляется в несколько этапов.

 1 этап – производится расчет базовых показателей за предшествующий период, таких как выручка от реализации, себестоимость, цены на продукцию, прибыль от реализации, валовая прибыль.

2 этап - вырабатываются целевые установки на планируемый год. Например, рост выручки от реализации, выпуск новой продукции, увеличение (сокращение) оплаты труда и т.д.

3 этап – делается прогноз индексов инфляции: индекс цен на свою продукцию, индекс цен на покупку сырья и т. д.

4 этап - производится расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам.

5 этап - выбирается оптимальный вариант.

 В этих расчетах наиболее сложным моментом является расчет затрат на производство и себестоимость продукции.  

2.6 Экономико-статистический метод

Широкое распространение в практике работы предприятия получили различные экономико-статистические методы: среднегодовых и скользящих темпов роста, темповых соотношений, коэффициента эластичности, уровневых показателей и другое. В основе всех перечисленных методов лежит изучение динамики исследуемого показателя в ретроспективном периоде и экстраполяция существующих тенденций на будущее.

Например, можно производить планирование прибыли и рентабельности на использовании тенденций изменения этих показателей за последние годы работы организации. При этом, ежегодные темпы изменения показателей экстраполируются на будущее.


Среди экономико-статистических методов наиболее широко в целях прогнозирования используется метод скользящей средней. Суть метода заключается в выравнивании динамического ряда (4—5 лет) уровня валового дохода и распространения выявленной тенденции в развитии валового дохода на перспективу.

2.7. Метод маржинального дохода

Широкое распространение в развитых странах получил метод учета и исчисления прибыли для принятия решений, базирующихся на понятии маржинального дохода.

Маржинальный доход - это превышение дохода от продаж над всеми переменными затратами и расходами, связанными с данным объемом продаж. Предприятие может получить прибыль в случае, если полученный маржинальный доход превышает постоянные затраты и расходы.

Если же маржинальный доход в точности покрывает постоянные затраты и расходы, то прибыль равна нулю, то есть достигнута точка безубыточности.

Метод маржинального дохода оперирует тремя факторами производства, которые влияют на прибыль – это затраты, цена и объем производства. Все эти факторы влияют друг на друга. Так от суммы затрат зависит уровень цены продажи, от уровня цен на товары зависит объем продаж (при завышенных по отношению к конкурентам ценах товар подаваться не будет), от объема проданной продукции зависит уровень затрат на производство товара.

Изучение этой зависимости позволяет руководству определять критические для данного предприятия объемы выпуска продукции и объемы ее продажи, при которых

  • прибыль будет максимальной;
  • прибыли не будет (точка безубыточности);
  • зону убытков.

Таким образом, цель прогнозирования прибыли с помощью метода маржинального дохода - определить зависимости финансового результата от реализации (прибыли) от изменения объема производства, и выбрать для данной фирмы критический объем выпуска или продаж, при котором прибыль будет максимальной.

Подводя итоги проведенного анализа методов планирования (прогнозирования) следует сделать вывод, что на сегодняшний день количество методов планирования и прогнозирования прибыли многообразно. Это позволяет каждому предприятию выбрать для себя наиболее оптимальный метод расчета по максимизации размера прибыли в соответствии с ресурсными данными предприятия и рыночными условиями.