Файл: Трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организаций (Анализ мотивации персонала в ООО «Стэп»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации и адаптационного потенциала работников
1.1. Понятие и методы трудовой мотивации
1.2. Сущность адаптационного потенциала работника
Глава 2. Анализ мотивации персонала в ООО «Стэп»
2.1. Краткая характеристика ООО «Стэп»
2.2 Aнaлиз трудовых ресурсов ООО «Стэп»
2.3. Анализ состояния мотивации труда на предприятии
Глава 3. Разработка рекомендаций, направленных на совершенствование системы мотивации на предприятии
По данным таблицы 4 можно сделать следующие выводы, что в большей степени на изменение фонда заработной платы в 2015 г. повлияло уменьшение спроса на услуги ООО «Стэп». Больше всего уменьшение произошло по категории инструктора, на 108,6 тыс. руб. Самым наименьшим изменениям подвергся фонд оплаты труда администраторов.
Анализ экономических аспектов работы ООО «Стэп» показал, что негативные тенденции в динамике заработной плате сотрудников приводят к снижению эффективности деятельности организации, а также к более слабой мотивации труда. Поэтому, чтобы повысить мотивационный эффект оплаты труда необходимо пересмотреть систему оплаты труда. Деньги заставляют работать, а их количество стимулирует трудовую активность. В данном случае, можно рекомендовать в целях повышения мотивации сотрудников сократить разрыв в оплате труда инструкторов групповых программ и поднять долю отчислений косметологам и массажистам с 40% до 45%.
Рассмотрим элементы социальной мотивации работников ООО «Стэп»:
1. Информирование подчиненных о результатах их работы. Ведение учета показателей в ООО «Стэп» ведётся в специальном журнале, позволяющего каждому сравнить уровень своих достижений с достижениями других членов коллектива, способствует сохранению хороших отношений между руководителем и подчиненными, поскольку реже возникает неприятная необходимость указывать им на низкие результаты.
2. Утренние планерки – этот способ мотивации очень эффективно влияет на сотрудников, так как дает им стимул к новому рабочему дню, и делает своеобразные акцент на цели, которые необходимо достичь в течение дня.
Нами был проведен анализ системы мотивации в организации путём мотивационного мониторинга для выяснения проблем в мотивационной системе персонала, а именно составлено 8 анкет (Приложение 1) для выявления степени мотивированности сотрудников. В анкетировании участвовало 10 сотрудников. Анкетирование проводилось анонимно, то есть обозначать фамилию и имя на анкетном листе не требовалось.
Первая анкета посвящена выявлению наиважнейшего мотивирующего фактора. В данной анкета предлагалось оценить различные элементы мотивации организации по пятибалльной системе.
Таблица 5
Анализ результатов анкеты «Мотивационный профиль»
Содержание работы |
3 |
Условия работы |
4 |
Перспектива построения карьеры |
3 |
Заработная плата |
4 |
Отношение с руководством |
4 |
Атмосфера в команде |
3 |
Важнейшую роль в ООО «Стэп» для сотрудников играют заработная плата, условия работы и отношение с руководством. Второстепенными факторами являются: содержание работы, перспектива построения карьеры и атмосфера в команде.
Вторая анкета посвящена разработке более эффективной системы мотивации. В данной анкете сотрудников просили оценить 9 критериев по десятибалльной шкале. Анализ данных анкеты свидетельствует о следующих фактах (табл. 6).
Таблица 6
Анализ результатов анкеты «Разработка эффективной системы мотивации»
Стабильный заработок |
6,78 |
Оплата, связанная с результатами труда |
6,67 |
Признание и одобрение хорошо выполненной работы со стороны руководства |
6,44 |
Работа, которая создает условия для самовыражения и заставляет развивать свои способности |
5,00 |
Сложная и трудная работа |
3,67 |
Работа, позволяющая думать самостоятельно |
3,56 |
Высокая степень ответственности |
2,44 |
Интересная работа, требующая творческого подхода |
6,67 |
Общение с коллегами, партнерами и клиентами |
5,67 |
Фактор стабильного заработка (6,78 балла) сотрудники ставят на первое место, среди факторов, которые могут повысить производительность труда. За ним следуют, оплата, связанная с результатами труда и интересная работа, требующего творческого подхода. Таким образом, в коллективе важнейшую роль играют материальные методы мотивации, связанные с оплатой труда и интересная работа, требующая творческого подхода. Меньше всего, судя по анкетам персонала, на производительность труда влияет фактор высокой степени ответственности (всего 2,44 балла).
Третья анкета позволила выявить что же, по мнению персонала, делает работу привлекательной. В данной анкете сотрудников просили оценить 9 критериев по десятибалльной шкале. Анализ данных анкеты свидетельствует о следующих фактах (табл. 7).
Таблица 7
Факторы, делающие работу привлекательной
Работа без большого напряжения и стресса |
4,22 |
Удобное расположение места работы |
6,11 |
Отсутствие на рабочем месте шума и каких-либо загрязнений |
4,89 |
Работа с людьми, которые мне нравятся |
5,22 |
Хорошие отношения с непосредственным начальником |
5,56 |
Достаточная информация о том, что вообще происходит в организации |
4,78 |
Стабильная работа без угрозы увольнения |
4,89 |
Гибкое рабочее время (гибкий график) |
6,67 |
Справедливое распределение объемов работы |
4,33 |
Можно сделать вывод о том, что для сотрудников наиболее важными факторами, делающими работу привлекательной, являются гибкий график (6,67), удобное расположение места работы (6,11). Наименее значимыми критериям в привлекательности работы являются фактор работы без большого напряжения (4,22) и справедливое распределение работы (4,33).
Четвертая анкета выявила то, что больше всего не нравится сотрудникам. Здесь требовалось оценить 8 критериев по десятибалльной шкале.
Таблица 8
Факторы, отрицательно влияющие на мотивацию сотрудников
Ко мне несправедливо относится непосредственный руководитель |
4,00 |
Мой заработок обычно ниже, чем у других работников, выполняющих такую же работу |
6,67 |
Мне часто поручается выполнять большие по объёмам задания, чем другим работникам с аналогичными обязанностями |
3,67 |
Я редко выполняю работу, соответствующую моей квалификации |
6,13 |
Меня не принимают или не приглашают участвовать в совместных развлечениях после работы (праздниках, совместных посещениях оздоровительных, спортивных и других мероприятий) |
4,00 |
Меня не поощряли или не направляли участвовать в программах обучения и повышении квалификации персонала |
6,50 |
У меня не было доступа к неформальным каналам и к дополнительным источникам информации, необходимым мне для работы |
4,00 |
Мне давно не повышали заработную плату |
6,67 |
Больше всего в своей работе, сотрудникам не нравится заработок, который они имеют (большинство считает, что он ниже, чем у других) и отсутствие повышения зарплаты. Налицо тот факт, что мотивация в коллективе строится на материальных стимулах, также второстепенным фактором является не поощрение и отсутствие повышения квалификации персонала. Менее всего сотрудников волнует фактор поручения выполнения больших заданий, чем у других (4,00).
Пятая анкета позволила понять, какие критерии, по мнению сотрудников, могут сделать работу эффективной (табл. 9). Cемь критериев также были оценены по десятибалльной шкале.
Таблица 9
Критерии эффективности работы
Самостоятельность в работе |
4,78 |
Стабильная работа без угрозы увольнения |
5,33 |
Возможность повышать профессиональный опыт |
6,67 |
Работа в подчинение авторитетного руководителя |
2,89 |
Справедливая оценка работы |
5,00 |
Возможность видеть результаты своего труда |
4,78 |
Участие в решение актуальных проблем организации |
5,67 |
Решающими оказываются факторы возможность повышать профессиональный опыт и участие в решении актуальных проблем организации. При такой ситуации эффективны будут следующие методы мотивации: обучение, способствующие повышению квалификации сотрудников и как следствие обогащения их профессионального опыта (6,67); участие в решение актуальных проблем организации (5,67).
Шестая анкета посвящена оценке мотивационной среды в организации. В данной анкете сотрудников просили оценить 14 критериев их работы по десятибалльной шкале. Результаты ответов собраны в итоговую таблицу 10.
Таблица 10
Оценка мотивационной среды в организации
Ожидаемые руководством результаты известны каждому сотруднику |
8,33 |
В организации существуют вознаграждения за высокие результаты в работе |
4,22 |
Система вознаграждений за высокие результаты в работе известна каждому сотруднику |
4,56 |
Вознаграждения за высокие результаты в работе значимы для каждого сотрудника |
5,67 |
Система контроля и оценки обеспечивает объективную оценку результата работы |
4,56 |
Персонал уверен в том, что результаты труда оцениваются объективно |
7,78 |
Результаты работы каждого хорошо известны в организации |
8,33 |
Вознаграждения соответствуют результатам труда |
5,89 |
Работники уверены, что ожидаемые руководством результаты соответствуют их возможностям |
7,00 |
Достижения ожидаемых руководством результатов не связано с чрезмерными усилиями сотрудников |
5,89 |
Сотрудники имеют достаточно информационных, материально-технических и других ресурсов для выполнения работы |
7,22 |
Статус сотрудника в команде и отношение к нему коллег зависят от того, как он работает |
6,56 |
При выполнении работы сотрудники испытывают больше положительных эмоций, чем отрицательных |
8,89 |
Наиболее важные стороны мотивационной среды компании, сотрудниками выделены следующие:
1. при выполнении работы сотрудники испытывают больше положительных эмоций, чем отрицательных (8,89 баллов);
2. ожидаемые руководством результаты известны каждому сотруднику и результаты работы каждого хорошо известны в организации (8,33 балла);
Нехарактерны для мотивационной среды ООО «Стэп», по мнению персонала, следующие критерии:
1. в организации существуют вознаграждения за высокие результаты в работе (4,22 балла).
Таким образом, еще раз можно сделать вывод о главенстве необходимости материального стимулирования в системе мотивации организации, так как для сотрудников вопрос оплаты труда является ключевым.
Седьмая анкета определяет групповую мотивацию персонала. Каждый вопрос требовалось оценить по семибалльной шкале. Средний бал менее 4, говорит о низком показателе группы, более 4-6 средний показатель, более 6 – высокий. Обобщенные результаты приведены в таблице 11.
Таблица 11
Оценка групповой мотивации персонала
Уровень сплоченности группы |
4,11 |
Активность членов группы |
5,89 |
Наличие конфликтов в группе |
5,78 |
Уровень групповой совместимости |
5,78 |
Степень осмысления целей организации |
5,78 |
Признание авторитета руководителя |
6,00 |
Уважение к компетентности руководителя |
5,56 |
Признание лидерских качеств руководителя |
5,44 |
Наличие доверительных отношений членов группы с руководителем |
5,56 |
Участие членов группы в процессе принятии решений |
4,78 |
Наличие условий для выражения творческого потенциала членов группы |
4,89 |
Стремление принять ответственность членами группы за выполняемую работу |
6,22 |
Наличие хорошего психологического климата в группе |
6,11 |
Уровень контроля за действиями каждого члена группы |
5,11 |
Наличие активной жизненной позиции в группе |
5,22 |
Стремление к самореализации у членов группы |
5,33 |
Продолжение таблицы 11
Степень согласованности действий у членов группы |
5,11 |
Сформированность общегрупповых ценностей |
5,56 |
Наличие стрессов внутри группе |
5,44 |
Желание работать в группе |
6,89 |
Отношение руководителя к своим подчиненным |
6,00 |
Отношение членов группы к своему руководителю |
5,89 |
Принятие нравственных норм поведения внутри группы |
6,44 |
Умение проявлять самостоятельность в решении поставленных задач членами группы |
6,11 |