Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (Сущность и особенности налоговых систем зарубежных стран. Налоговая система США).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Характеристика налоговых систем зарубежных стран

1.1. Сущность и особенности налоговых систем зарубежных стран. Налоговая система США

1.2. Налоговая система Германии

1.3. Налоговые системы Великобритании и Северной Ирландии

1.4. Налоговая система Франции

Глава 2. Сравнительный анализ налоговой системы России и зарубежных стран

2.1. Анализ налоговых систем стран ЕАЭС

2.2. Сравнительный анализ систем налогообложения в России, США

В США к облагаемым налогом доходам относятся пенсии, пособия по безработице, проценты. В России эти доходы освобождаются от налогообложения. В США для правильного исчисления налогового вычета необходимо верно определить свой статус налогоплательщика. Существует 5 вариантов статуса налогоплательщика: не состоит в браке; состоит в браке (налоговая декларация совместно); состоит в браке (налоговая декларация отдельно); основной кормилец; вдова (вдовец) с ребенком-иждивенцем. Доход любого работника в США уменьшается на стандартный персональный вычет. Например, если работник не состоит в браке, годовой вычет в 2013 г. составлял 6 100 долл. Также существует личное освобождение (сумма содержания членов семьи) для работника и зависит от количества иждивенцев, если работник живет один, то оно составляет 3 900 долл[53].

Эффективная реализация государственной налоговой политики в каждой стране должна происходить с учетом экономических интересов стран-партнеров и курсом на интеграцию в мировое экономическое пространство. Для этого целесообразно рассматривать мировой опыт по развитию налоговых систем, формированию налоговых баз, исчислению налогов, осуществлению налогового контроля в единстве с необходимыми изменениями в структуре и характере государственной налоговой политики.

Глава 3. Совершенствование налоговой системы России с учетом опыта зарубежных стран

Заключение

Эффективная реализация государственной налоговой политики в каждой стране должна происходить с учетом экономических интересов стран-партнеров и курсом на интеграцию в мировое экономическое пространство. Для этого целесообразно рассматривать мировой опыт по развитию налоговых систем, формированию налоговых баз, исчислению налогов, осуществлению налогового контроля в единстве с необходимыми изменениями в структуре и характере государственной налоговой политики.

Список литературы

Косвенные налоги, взимаемые во Франции, дают около 60% налоговых доходов бюджетной системы государства, из них налог на добавленную стоимость обеспечивает около 50% налоговых доходов бюджетной системы страны[39].

Основными видами налогов во Франции признаны три категории: налоги на имущество, налоги на доходы и налоги на сделки[40]. Налоги на имущество предполагают взимание налогов с недвижимого имущества на уровне местных органов власти. Это такие налоги, как налог на жилые помещения, земельный налог и налог со строений. Ставки для этих налогов устанавливаются местными властями самостоятельно. Обычно это ставки в пределах 1,5% стоимости объектов недвижимости. С общей суммы имущества граждан, включая такие виды имущества, как земля, строения, доли в капитале предприятий, акции, взимается, так называемый, налог на состояния, здесь установлена ставка от 0,5 до 1,5%[41]. Предусмотрен необлагаемый минимум до 80 000 евро. Налоги на доходы включают в себя подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль крупных компаний, в России они называются юридическими лицами. Подоходный налог с физических лиц взимается с общей суммы доходов налогоплательщика, полученных в отчетном году. Необлагаемый минимум составляет около 3,5 000 евро. Далее применяются прогрессивные ставки обложения, наивысшая из них 56,8% для доходов, превышающих 45 000 евро. Подоходный налог и налог на состояние не могут составлять более 85% дохода налогоплательщика в соответствующем отчетном году[42].

Операции с недвижимостью и ценными бумагами облагаются особыми налогами. Продажа единственного жилья, а также объекта недвижимости со сроком владения более 30 лет от налога освобождается. Остальные виды сделок с недвижимым имуществом облагаются налогом по прогрессивным ставкам[43].

Доходы от операций с ценными бумагами облагаются налогом по ставке в 16%, при необлагаемом минимуме. Доходы от продажи произведений искусства облагаются налогом по ставкам от 4 до 7%, от сделок с драгоценными металлами – по ставке 7%. Доходы от инвестиций облагаются особым налогом, который для резидентов Франции засчитывается в счет обязательств по подоходному налогу, в порядке налогового кредита[44].

Крупные компании, юридические лица, облагаются налогом на прибыль. Объектом обложения признается чистая прибыль[45]. В авансовом порядке должно быть уплачено не менее 90% общей суммы окончательного налога. Ставки налога прогрессивные и составляют в зависимости от величины облагаемой прибыли от 10 до 42%, при стандартной ставке в 34%. Кроме того, предприятия платят налоги в фонд оплаты труда. Ставки этих налогов составляют 0,6% – на обучение новых работников, 1,5–2,3% – на переподготовку кадров и 0,65% – на строительство жилья. Предприятия также обязаны платить специальный налог с фонда заработной платы, который направляется в фонды социального страхования. Его ставки составляют от 4,5 до 13,6%[46].


Налоги на сделки включают в себя налог на добавленную стоимость, во Франции он введен впервые в мире в 1954 г. Стандартная ставка 18,6%, повышенная ставка взимается с оборота драгоценных металлов, ювелирных и меховых изделий в размере 22%, при продаже автомобилей 28%. В отношении основных продовольственных товаров и медикаментов применяется пониженная ставка. Она составляет 5,5%.

Выводы.

Суть налоговой системы Соединенных Штатов Америки сводится к следующему: это федеральные налоги, налоги на доходы и налоги на имущество. То есть налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих трем уровням власти: налоги, поступающие в федеральный бюджет, поступающие в бюджеты штатов и местные бюджеты.

Налоговая система в Федеративной Республике Германии множественная, в ней насчитывается 45 видов налогов, она довольно разветвленная, имеет трехуровневую структуру. Основную фискальную роль играют в ней подоходные налоги.

Основными видами налогов в Великобритании являются две категории: налоги на имущество и налоги на доходы. Налоги на имущество предполагают взимание денежных средств с недвижимого имущества, которое облагается муниципальным налогом. Муниципальный налог, в свою очередь, входит в ведение местных органов власти. Одиноким гражданам, проживающим в собственных домах, предоставляются скидки, именуемые в британском налоговом законодательстве как налоговые изъятия.

Основными видами налогов во Франции признаны три категории: налоги на имущество, налоги на доходы и налоги на сделки.

Глава 2. Сравнительный анализ налоговой системы России и зарубежных стран

2.1. Анализ налоговых систем стран ЕАЭС

1 января 2015 г. вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), подписанный 29 мая 2014 г. в Астане лидерами Российской Федерации, Казахстана, Беларуси и Армении. В рамках формирования ЕАЭС предполагается унификация налогового законодательства, в том числе в части налогообложения доходов резидентов – граждан государств-членов ЕАЭС, оптимизации налоговой нагрузки, унификации налоговых ставок, стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Актуальным представляется исследование особенностей налоговых систем государств-членов ЕАЭС и сравнение с российской налоговой системой[47]. Такой анализ способствует выявлению мер, которые необходимо предпринять при организации единого экономического пространства среди стран-членов ЕАЭС. В таблице 1 проанализированы основные бюджетообразующие налоги, взимаемые в странах-участницах ЕАЭС, и сопоставлены основные элементы налогообложения.


Таблица 1

Сравнение основных бюджетообразующих налогов, взимаемых
в странах-членах ЕАЭС[48]

Критерий

Россия

Беларусь

Казахстан

Армения

1

2

3

4

5

Название налога

Налог на прибыль

Налог на прибыль

Корпоративный подоходный налог

Налог на прибыль

Нормативное
регулирование

Часть 2 гл. 25 НК РФ

Закон №3-3 «О налогах на доходы и прибыль»

Общая часть НК. разд. 4, гл. 14

Закон «О налоге на прибыль»

Уровень управления налогом

Федеральный

Общегосударственный

Общегосударственный

Государственный

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

Налогоплательщики

Российские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ

Предприятия и
организации -
резиденты и нерезиденты

Предприятия и
организации -
резиденты и нерезиденты

Резиденты и нерезиденты, за исключением государственных управленческих учреждений, органов местного
самоуправления, государственных некоммерческих
организаций в
части бюджетных ассигнований и доходов, перечисляемых полностью в бюджет и Центральному банка

Ставка налога

20%

25%

30%

15%

Объект налогообложения

Прибыль, полученная налогоплательщиком

Дивиденды и
приравненные к ним доходы

Разница между
совокупным годовым доходом и вычетами из него

Для резидентов - облагаемая прибыль, получаемая на территории Республики
Армения и за ее пределами.
Для нерезидентов - облагаемая прибыль, получаемая от армянских источников

Название налога

Налог на имущество организаций

Налог на недвижимость

Налог на имущество

Налог на имущество

Нормативное
регулирование

Часть 2 гл. 30 НК РФ

Закон №1337-3 «О налоге на недвижимость»

Общая часть НК. разд. 14

Закон «О налоге на имущество»

Уровень управления налогом

Региональный

Республиканский

Общегосударственный

Государственный


Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

Налогоплательщики

Российские и

иностранные

организации

Организации и
физические лица

Юридические лица и индивидуальные предприниматели

Организации и
физические лица

Ставка налога

Не более 2,2 %

Для организаций 1 %, для физических лиц 0,1%

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 1%

Для строений от 0%

Объект налогообложения

Движимое и недвижимое имущество

Стоимость ОС, для физических лиц -
стоимость зданий и строений

Основные средства и нематериальные активы

Здания и строения, транспортные средства

Налоговая база

Среднегодовая
остаточная стоимость имущества

Среднегодовая
остаточная стоимость имущества

Среднегодовая
остаточная стоимость объектов обложения

Стоимостная или физическая величина или характеристика
налогооблагаемого объекта

Налоговый период

Календарный
год

Календарный год

Календарный год

Календарный год

Название налога

Налог на доходы физических лиц

Подоходный налог с физических лиц

Индивидуальный подоходный налог

Подоходный
налог

Нормативное
регулирование

Часть 2 гл. 23
НКРФ

Закон РБ «0 подоходном налоге с физических лиц»

Общая часть НК РК, разд. 6

Закон «0 подоходном налоге»

Уровень управления налогом

Федеральный

Республиканский

Общегосударственный

Государственный

Налогоплательщики

Физические лица, являющиеся резидентами и нерезидентами
РФ

Граждане РБ.
иностранные
граждане и лица без гражданства, постоянно находящиеся на территории РБ

Физические лица, имеющие объекты налогообложения (резиденты и нерезиденты)

Физические лица, являющиеся резидентами и
нерезидентами

Ставка налога

9%, 13%, 30%, 35 %

9%, 5%, 20%, 25 %, 30 %

5%, 10%, 20%, 30 %

15%, 25%, 30%

Продолжение таблицы 1


1

2

3

4

5

Объект налогообложения

Доход, полученный от источников в РФ

и или от источников за пределами РФ

Совокупный доход физических лиц в денежной и натуральной форме

Доходы, облагаемые у источника выплаты, и доходы, не облагаемые у источника вы-

платы

Для резидентов - облагаемый доход, для нерезидента - облагаемый доход, получаемый от армянских источников

Название налога

НДС

НДС

НДС

НДС

Нормативное

регулирование

Часть 2 разд. 8

гл. 21 НК РФ

Закон РБ «О

НДС» от 21.12.1991

Общая часть НК РК. разд. 8

Закон «О налоге на добавленную стоимость»

Уровень управления налогом

Федеральный

Республиканский

Общегосударственный

Государственный

Налогоплательщики

Организации,

индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками в связи

с перемещением товаров через таможенную границу РФ

Юридические лица, стороны договора простого товарищества, индивидуальные

предприниматели, предприятия и

физические лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу

Лица, которые

стоят на учёте по НДС в РК; при импорте товаров – лица, импортирующие эти товары на территорию РК

Физические и

юридические лица, ведущие самостоятельную хозяйственную деятельность

Ставка налога

0%, 10%, 18%

0%, 10%, 20% и расчётные ставки 9,9% и 16,67%

16%

0%, 16,67%, 20%,

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

Объект налогообложения

Реализация то-

варов на территории РФ; передача на территории РФ товаров для собственных нужд; ввоз товаров на таможенную территорию РФ

Обороты по реализации товаров или услуг, а также

стоимость ввозимых на территорию республики товаров

Облагаемый оборот; облагаемый импорт

Стоимость сделок, осуществляемых плательщиками НДС на территории Армении

Налоговая база

В зависимости
от реализации; по каждому виду товаров отдельно по разным ставкам, и суммарно по
единой; в соответствии с налоговым и таможенным законодательством РФ

В зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных товаров

Стоимость реализуемых товаров, работ или услуг

Стоимость реализуемых товаров, работ или услуг

Налоговый период

Календарный
месяц или квартал

Календарный месяц

Календарный месяц или квартал

Квартал