Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (Сущность и особенности налоговых систем зарубежных стран. Налоговая система США).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Характеристика налоговых систем зарубежных стран

1.1. Сущность и особенности налоговых систем зарубежных стран. Налоговая система США

1.2. Налоговая система Германии

1.3. Налоговые системы Великобритании и Северной Ирландии

1.4. Налоговая система Франции

Глава 2. Сравнительный анализ налоговой системы России и зарубежных стран

2.1. Анализ налоговых систем стран ЕАЭС

2.2. Сравнительный анализ систем налогообложения в России, США

В США к облагаемым налогом доходам относятся пенсии, пособия по безработице, проценты. В России эти доходы освобождаются от налогообложения. В США для правильного исчисления налогового вычета необходимо верно определить свой статус налогоплательщика. Существует 5 вариантов статуса налогоплательщика: не состоит в браке; состоит в браке (налоговая декларация совместно); состоит в браке (налоговая декларация отдельно); основной кормилец; вдова (вдовец) с ребенком-иждивенцем. Доход любого работника в США уменьшается на стандартный персональный вычет. Например, если работник не состоит в браке, годовой вычет в 2013 г. составлял 6 100 долл. Также существует личное освобождение (сумма содержания членов семьи) для работника и зависит от количества иждивенцев, если работник живет один, то оно составляет 3 900 долл[53].

Эффективная реализация государственной налоговой политики в каждой стране должна происходить с учетом экономических интересов стран-партнеров и курсом на интеграцию в мировое экономическое пространство. Для этого целесообразно рассматривать мировой опыт по развитию налоговых систем, формированию налоговых баз, исчислению налогов, осуществлению налогового контроля в единстве с необходимыми изменениями в структуре и характере государственной налоговой политики.

Глава 3. Совершенствование налоговой системы России с учетом опыта зарубежных стран

Заключение

Эффективная реализация государственной налоговой политики в каждой стране должна происходить с учетом экономических интересов стран-партнеров и курсом на интеграцию в мировое экономическое пространство. Для этого целесообразно рассматривать мировой опыт по развитию налоговых систем, формированию налоговых баз, исчислению налогов, осуществлению налогового контроля в единстве с необходимыми изменениями в структуре и характере государственной налоговой политики.

Список литературы

Введение

Актуальность. Знание налогового права зарубежных стран позволяет уяснить общие закономерности развития и функционирования налогового механизма и получить представление о теории налогового права. Достижение этой цели невозможно при изучении только отечественной практики налогового регулирования. Необходимо отметить, что в последнее время принципам как базовым категориям налогообложения уделяется большое внимание в отечественной науке налогового права. Однако, к сожалению, подобные исследования ограничиваются лишь изучением практики, складывающейся в российской действительности, оставляя зарубежный опыт за пределами рассмотрения.

Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы.

Интеграция российской экономики в мировое экономическое пространство, укрепление экономического взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с другими странами является важным и актуальным направлением современной международной экономической политики Российской Федерации.

Цель работы – исследование системы налогообложения в развитых зарубежных странах; проведение сравнительного анализа налоговых систем России и зарубежных стран.

Задачи работы:

  • исследовать налоговые системы США, Германии, Великобритании, Франции;
  • провести сравнительный анализ налоговых систем стран АЕЭС;
  • сравнить налоговые системы России и США;
  • определить пути совершенствования налоговой системы России с учетом зарубежного опыта.

Предмет исследования – налоговая система и ее роль в финансовой системе государства.

Объект исследования – налоговые системы зарубежных стран.

Научно-методической основой работы являются теоретические и практические материалы по налогообложению, в том числе учебные пособия, монографии, публикации.


Глава 1. Характеристика налоговых систем зарубежных стран

1.1. Сущность и особенности налоговых систем зарубежных стран. Налоговая система США

Налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством стоящих перед ним задач. С этим неизбежно сталкивались все правительства. Ни оно независимое общество не могло обойтись без сбора налогов, необходимых для финансирования расходов правительства и для исполнения им своих функций. Одним из непременных условий независимости нации является способность властей облагать налогами своих граждан[1].

Чтобы налоговая система работала эффективно и помогала правительству решать важнейшие задачи, не будучи при этом обременительной для народа, она должна теоретически удовлетворять двум требованиям. Во-первых, приносить государству необходимые финансовые средства. Дело в том, что многие промышленно развитые государства, в частности такие, как Германия и США, обладают достаточно сложной социальной структурой и поэтому их правительства вынуждены активно участвовать в общественной жизни, отзываясь на такие нужды, как помощь гражданам, которые не способны самостоятельно себя обеспечить, в том числе и материально, содействовать приоритетным направлениям развития национальной экономики, оказывать помощь неблагополучным областям[2]. Кроме того, правительства таких стран, как правило, финансируют целый ряд экологических, коммерческих, образовательных и других программ. Во-вторых, налоговая система должна быть, что называется справедливой, а именно, она должна иметь ярко выраженную социальную направленность[3]. В странах со свободной рыночной экономикой налоговая система по-разному соотносится с разными социальными группами[4].

С точки зрения теории налогообложения, она может быть выстроена двумя способами. В США, например, чем больший доход получает индивид, тем большую его долю он обязан отдать в качестве подоходного налога. То есть чем выше доход, тем большая его доля должна поступить государству в качестве налога. Это первый тип налоговой системы. Некоторые считают, что такой подход к налогообложению несправедлив по отношению, в первую очередь, к богатым людям. Именно такая система принята в США, поскольку пенсионеры здесь составляют одну из самых многочисленных социальных групп. Одновременно и как избиратели они составляют мощную политическую силу. Получая пенсии из государственных средств, они обладают достаточным влиянием, чтобы потребовать учета своего мнения при выборе системы налогообложения.


Суть налоговой системы Соединенных Штатов Америки сводится к следующему: это федеральные налоги, налоги на доходы и налоги на имущество. То есть налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих трем уровням власти: налоги, поступающие в федеральный бюджет, поступающие в бюджеты штатов и местные бюджеты[5].

Полная классификация американских налогов включает восемь позиций: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоговые отчисления в фонды социального обеспечения, налоги на наследства и дарения, акцизные сборы, таможенные пошлины, налоги с розничных продаж потребительских товаров, налоги на движимую и недвижимую собственность[6].

Первые пять видов налогов взимаются в различных пропорциях на всех уровнях, таможенные пошлины поступают только в федеральный бюджет, а налоги последних двух категорий взимаются налоговыми службами штатов и местными органами власти. Федеральный подоходный налог с населения составляет основную часть федерального бюджета. Он взимается с физических лиц, а также с индивидуальных предприятий и партнеров, не имеющих статуса юридического лица. Ставки подоходного налога в зависимости от уровня полученного налогооблагаемого дохода составляют от 15 до 33%.

Что касается налогов на доходы, то обложение прибыли компаний осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов. Корпорационный федеральный налог взимается по прогрессивным ставкам[7]. Прогрессивная ставка – ставка налога, возрастающая по мере роста дохода. Корпорационный налог, взимаемый на уровне штатов, основывается на той же расчетной базе, что и федеральный налог, но ставки этого налога существенно различаются между разными штатами: от 3% до 12%[8].

Взносы на социальное страхование уплачивают предприниматели и застрахованные по одинаковым ставкам в виде отчислений на социальное обеспечение и на бесплатную медицинскую помощь. Кроме того, с предпринимателей взимаются отчисления на пособия по безработице в размере 0,8% фонда заработной платы[9].

Роль акцизов снижается, что объясняется постепенной отменой некоторых акцизов или снижением их размера, например, на почтовые марки и спички. Ставки акцизов могут устанавливаться в двух видах: в процентах к цене товара и в долларах по отношению к определенному количеству, весу, объему товаров, стоимости услуг.


Налоги с наследства и дарений платят по ставке. Если стоимость имущества превышает 600 000 тысяч долларов. Их доля в общем объеме федеральных налоговых поступлений невысока – 1–2%[10].

Таможенные пошлины дают незначительную часть дохода федерального бюджета – 1,6%.

Ставки налогов на имущество существенно различаются по разным штатам от 0,5–5% оценочной стоимости земельных участков или строений[11].

Также на уровне штатов взимается налог на дары и наследства. Ставки налога дифференцируются по размерам наследуемого имущества и по степени родства наследодателя и наследников. Необлагаемый минимум может составлять до 600 000 тысяч долларов[12].

1.2. Налоговая система Германии

Организация налогообложения в Германии основывается на принципах, которые были заложены еще Людвигом Эрхардом: налоги должны быть по возможности минимальными; при налогообложении того или иного объекта должны учитываться экономическая целесообразность взимания налога; налоги не должны препятствовать конкуренции; налоги должны соответствовать структурной политике; система налогообложения должна строиться на уважении частной жизни налогоплательщика, соблюдении коммерческой тайны; в системе должно быть исключено двойное налогообложение; налоги должны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе; величина налогов должна находиться в соответствии с размером оказываемых государством услуг. Аким образом, Эрхард сформулировал все те принципы налогообложения, на которых будет, впоследствии, построена налоговая система Соединенных Штатов Америки.

Законодательной базой налогообложения в Германии служит основной и всеобъемлющий закон, в котором определены не только общие условия и процессуальные принципы налогообложения, такие как порядок расчета, взаимоотношения и полномочия по их взиманию, но и виды налогов, а также распределение налоговых поступлений между федерацией, землями и общинами[13].

Федеральный бюджет формируется за счет таких поступлений, как федеральные налоги, включающие таможенные пошлины, налог да добавленную стоимость, налог на доход от страховой деятельности, вексельный налог, солидарный налог, налоги, взимаемые в Европейском сообществе, акцизы, кроме налога на пиво; доли в совместных налогах; доли в распределении промыслового налога.


Земли получают доходы от: земельных налогов, имущественного налога, налога на наследство, налога на приобретение земельного участка, налога с владельцев автотранспортных средств, налога на пиво, налога с тотализатора и проведения лотерей, налога на противопожарную охрану, от сбора с выручки в казино; доли в совместных налогах; доли в распределении промыслового налога[14]. К числу совместных налогов относятся: налог на заработную плату, подоходный налог, налог с корпораций, налог на добавленную стоимость, включая налог с оборота ввозимых товаров[15].

Общины получают часть поступлений от местных налогов: промыслового налога, земельного налога, местных акцизов и налога на специфические формы использования доходов, налог с владельцев собак, на доходы увеселительных заведений; доли в поступлениях от налога на заработную плату и подоходного налога; налоговых взносов в рамках земельного законодательства.

В этом также можно проследить сходство налоговой системы России и Германии, ведь в России так же налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные, которые в свою очередь поступают в разных пропорциях в различные бюджеты.

Церкви в ФРГ правомочны взимать налоговые сборы с верующих различных концессий в виде церковного налога.

Из вышесказанного следует, что налоговая система в Федеративной Республике Германии множественная, в ней насчитывается 45 видов налогов, она довольно разветвленная, имеет трехуровневую структуру. Основную фискальную роль играют в ней подоходные налоги. В России трехуровневая налоговая система также построена на принципах множественности, насчитывается около 30 видов налогов, и разветвленности[16].

Современная налоговая система Германии несколько отличается от налоговой системы Соединенных Штатов Америки и сводится к следующим основным категориям[17].

Общие правила, действующие для всех видов налогов, взимаемых в ФРГ, приведены в Положении об отчислении, которое является аналогом российского Налогового кодекса. В этом документе определены налоги, налогоплательщики и основные принципы взимания фискальных платежей. В частности, принцип сохранения финансовыми органами налоговой тайны и принцип равномерности налогообложения.

Основными налогами в Германии являются: подоходный налог на физических лиц; налог на корпорации[18]; налог на добавленную стоимость; промысловый налог; налог на имущество; поземельный налог; налог, уплачиваемый при покупке земельного участка; налог на наследство и дарение; автомобильный налог; налог на содержание пожарной охраны; акцизы. Помимо этого немцы уплачивают страховые взносы, таможенные пошлины и сборы, идущие на развитие добычи нефти на территории страны. Кроме того, существует еще церковный налог. Но финансовая статистика не учитывает его вместе с государственными налогами.