Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (Сущность и особенности налоговых систем зарубежных стран. Налоговая система США).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика налоговых систем зарубежных стран
1.1. Сущность и особенности налоговых систем зарубежных стран. Налоговая система США
1.2. Налоговая система Германии
1.3. Налоговые системы Великобритании и Северной Ирландии
1.4. Налоговая система Франции
Глава 2. Сравнительный анализ налоговой системы России и зарубежных стран
2.1. Анализ налоговых систем стран ЕАЭС
2.2. Сравнительный анализ систем налогообложения в России, США
Глава 3. Совершенствование налоговой системы России с учетом опыта зарубежных стран
Общая сумма налоговых поступлений между бюджетами распределяется следующим образом: в бюджет Федерации – около 48%, в бюджеты земель – 34% и в бюджеты общин – 13%. Остаток средств направляется в Фонд выравнивания бремени и на финансирование доли Германии в бюджете Европейского союза.
В зависимости от объекта налогообложения все налоги Германии можно разделить на три группы, а именно: налоги на владение, налоги на операции в сфере обращения и налоги на потребление. К налогам на владение относятся налоги на доход, это подоходный налог, налог на корпорации и налоги на имущество, включающие налог на имущество и налог с наследства[19]. Такие налоги, как промысловый и церковный, частично являются налогами на имущество. Налоги на владение – это прямые налоги[20]. Их доля в совокупных налоговых поступлениях составляет более чем 55%. Подоходный налог взимается с физических лиц. Причем если они постоянно проживают в ФРГ, а экономическую деятельность осуществляют за пределами Германии, то платят его и с доходов, полученных в других странах. Этот налог дает немногим менее 40% всех налоговых поступлений. Им облагаются трудовые доходы, а также все доходы от промышленной и сельскохозяйственной деятельности, владения капиталом, сдачи в аренду какой-либо собственности[21].
К налогам на операции в сфере обращения относятся налог с оборота, налог с оборота при импорте, налог на автомобили, отчисления казино, налог на страхование. Самым важным в этой группе налогов является налог с оборота. Иногда под этим термином подразумевается налог на добавленную стоимость. НДС включен в цену и взимается с конечного потребителя в обход производителя. Очевидно, что оплачивается он только в случае действительной конечной реализации товара. Ставка налога едина на все товары и услуги.
С 1993 г. в связи с «гармонизацией налогов» в странах Европейского союза ставка этого налога в ФРГ повысилась с 14 до 16%. Реализация немногих товаров, например книг, облагается по льготной ставке. Порядок взимания налога с оборота при импорте аналогичен порядку взимания НДС.
Налог на автомобили, 1,7% в общей сумме налогов, имеет ярко выраженный стимулирующий характер. Сказанное относится к использованию автомобилей с бензиновыми моторами или дизельными, но с низким выбросом загрязняющих веществ, а также катализаторов[22]. Сегодня в Германии сумма налога на автомобили зависит от двух факторов: от объема цилиндра, то есть мощности двигателя, и наличия либо отсутствия, катализатора. Так, при объеме цилиндра двигателя 100 кубических дециметров владелец автомобиля должен уплатить сумму налога в три раза меньше, если на его машине будет установлен катализатор. Владельцы менее мощных машин, оснащенных катализатором, от налога освобождены[23].
Налоги на потребление – это акцизы. Характеристика акцизов, уплачиваемых в Германии, выглядит следующим образом. В этой стране акцизами облагаются подакцизные товары, которые находятся в обороте и потребляются на налоговой территории. Налоговая территория – это вся территория ФРГ и свободные порты. Не входят в нее территория Бюзинген и острова Хелголанд[24].
Налоговые инспекции являются финансово-налоговыми органами федеральных земель. По поручению федерации они администрируют налоги на собственность и налоги с оборота, целиком или частично поступающие в федеральный бюджет, а также налоги, причитающиеся федеральным землям, и ряд муниципальных налогов[25]. В функции налоговых инспекций входит также исчисление единой нормативной стоимости земельных участков в Германии. Эта стоимость используется, например, при расчете земельного налога[26].
Налоговые инспекции осуществляют выплату государственных премий согласно Закону о премиях в жилищном строительстве. Кроме того, они занимаются претворением в жизнь норм Закона об образовании собственности и имущества и Закона о премиях горнякам. В их ведение также передано предоставление льгот согласно Закону об инвестиционных льготах и Закону о содействии Берлину. Главные таможни являются федеральными финансовыми органами. Они администрируют таможенные пошлины, акцизы, регулируемые федеральным законодательством, включая импортный НДС и акциз на пиво, поступающий в бюджеты федеральных земель, а также обязательные платежи в рамках Евросоюза[27]. Помимо этого они отвечают за таможенный контроль перемещения товаров через границу и за пограничный контроль, в первую очередь на «зеленой» границе и многочисленных пограничных переходах. В числе возложенных на таможни функций также: контроль за внешнеэкономической деятельностью; принудительное исполнение публично-правовых денежных требований федерации со стороны федеральных фондов социального страхования (медицинского и пенсионного страхования, страхования от несчастных случаев, страхования от безработицы); борьба с нелегальной трудовой деятельностью, включая злоупотребления, связанные с получением государственных пособий; контроль за осуществлением кассовых операций на территории федерации; участие в надзоре за рыболовецкими зонами, континентальным шельфом, судоходством, а также в проверке качества овощей и фруктов[28].
1.3. Налоговые системы Великобритании и Северной Ирландии
Специфика классических налоговых механизмов Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии по своему государственному устройству заметно выделяется среди других стран[29].
Великобритания одна из немногих государств, не имеющая официальной конституции. Обычно принято говорить о «неписанной» британской конституции. Современные британские юристы и политологи предпочитают говорить о «некодифицированности», подчеркивая, что в настоящее время государственные институты здесь опираются в своей деятельности преимущественно на законы-статуты конституционного свойства, значение которых постоянно возрастает. Нормы эти не собраны воедино в Основной закон, или Конституцию, а рассредоточены по многочисленным парламентским актам. Сегодня в регулировании взаимоотношений между государственными институтами Англии важную роль играют конституционные соглашения. Кроме статутов и соглашений, источниками государственного права Великобритании считаются соответствующие судебные решения, а также труды выдающихся юристов, которые разъясняли смысл британских правовых норм[30].
Великобритания представляет собой классический пример парламентского государства. Выдающийся британский юрист, крупный правовед, специалист в области конституционного и международного частного права девятнадцатого столетия Альберт Венн Дайси в свое время достаточно грамотно сформулировал политико-юридическую доктрину парламентского верховенства, которая в полном объеме была востребована Великобританией. Дайси является одним из родоначальников теории правления посредством права. Его концепция была впервые опубликованная в работе «Введение в изучение конституционного права», именно в соответствии с ней, по убеждению Дайси, Парламент может издать или отменить любой закон, не существует лица или учреждения, которые могли бы преступить его акты. Доктрина парламентского верховенства, и сегодня, является одним из аргументов против составления формальной конституции. Англия не знает иерархии законов по их важности, когда наиболее значимые из них приобретают определенную «жесткость», их принятие и изменение обставлены дополнительными процессуальными условиями[31].
Характер английского права своеобразен. Именно оно легло в основу так называемой «семьи общего права», включающей право Соединенных Штатов Америки и многих других бывших английских колоний. Ее главная особенность – выдающаяся роль судебных прецедентов в формировании правовых норм[32].
Высшей властью, имеющей право вводить налоги в стране, обладает британский парламент, который принимает статутные налоги, по отдельным видам налогов и ежегодно законы о бюджете. Бюджетными законами могут вноситься изменения, поправки в статутные законы, вплоть до отмены налога. Бюджетная и налоговая политика в стране определяется и разрабатывается Казначейством[33].
Основными видами налогов в Великобритании являются две категории: налоги на имущество и налоги на доходы. Налоги на имущество предполагают взимание денежных средств с недвижимого имущества, которое облагается муниципальным налогом. Муниципальный налог, в свою очередь, входит в ведение местных органов власти. Одиноким гражданам, проживающим в собственных домах, предоставляются скидки, именуемые в британском налоговом законодательстве как налоговые изъятия.
Налоги на доходы включают в себя такие категории налогов, как корпорационный налог, налог на доходы граждан, взносы по социальному страхованию и налоги на сделки, или как их еще называют налог с оборота. Корпорационным налогом облагаются прибыли компаний, ставки такого налога составляют 33% и 23% для предприятий малого бизнеса[34]. Налоги на доходы граждан взимаются с физических лиц, так же как и в России. Физические лица – резиденты подлежат обложению по всем своим доходам, из всех источников, нерезиденты – только по доходам из источников в Великобритании. Ставки подоходного налога – прогрессивные (20%, 24%, 40%). Существует, так же, необлагаемый минимум, в зависимости от категории и семейного статуса налогоплательщика[35].
Расчет облагаемого налога ведется по шести видам – доходы от недвижимости, от лесного хозяйства, от государственных облигаций, от предпринимательской деятельности, от работы по найму и участия в капитале компаний[36].
Среди других налогов на доходы выделяются: налог на приращение капитала, вложенного в ценные бумаги, – те же ставки, что и для подоходного налога, существует необлагаемый минимум – и для граждан, и для трастов; и налог на передачу имущества в виде даров и наследств. Ставка налога для наследств составляет 40%, существует необлагаемый минимум. При этом для прижизненной передачи имущества установлены пониженные ставки, различающиеся в зависимости от степени родства.
Взносы по социальному страхованию составляют для категории наемных работников 10% и для нанимателей, в форме налога на выплаченные зарплаты, от 3% до 10%, для доходов в определенном финансовом диапазоне. Для физических лиц так называемых свободных профессий взимается 6% с дохода, в определенном финансовом диапазоне.
С 1988 г. физические лица, осуществляющие наемный труд, имеют право выхода из системы государственного пенсионного страхования, с освобождением от уплаты соответствующих взносов, выбрав для себя одну из одобренных государственными властями программ частного пенсионного страхования.
Налоги на сделки или налог с оборота – это категория, в которой важнейшим налогом является налог на добавленную стоимость. Плательщиками НДС признаются любые предприятия, имеющие годовой оборот выше 45 тысяч фунтов стерлингов. Стандартная ставка налога установлена в размере 17,5%, услуги энергетического комплекса облагаются по ставке 8%. Для ряда товаров и определенных видов услуг установлена нулевая ставка налога. Освобождаются от обложения НДС вся сфера социальных услуг, фондовые операции, почтовые услуги[37]. Из других видов налогов можно выделить традиционные акцизы на автомобильное топливо, гербовый сбор и таможенные пошлины. Последние постепенно теряют свое фискальное значение, поскольку основная масса внешнеторгового оборота Великобритании приходится на страны – члены Европейского Союза, во внешнеторговых отношениях с которыми таможенные пошлины не применяются[38].
1.4. Налоговая система Франции
Налоговая система Французской республики несколько сложнее, однако, как считают английские ученые: «Чем проще правила, тем менее они справедливы, потому что игнорируют реально существующие различия. Чем более они сложны, тем более они справедливы. Чем они сложнее, тем труднее их понять и претворять в жизнь, поэтому они менее определенны и, следовательно, как можно утверждать, опять-таки менее справедливы».
Законы о налогах принимаются Национальным собранием, а это нижняя палата Французского парламента. Вопросы налоговой политики находятся в ведении министерства финансов. Непосредственно управлением налогообложения и сбором налогов, в Республике, занимается Генеральное управление налогов, входящее в состав министерства финансов.