Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (Сущность и особенности налоговых систем зарубежных стран. Налоговая система США).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика налоговых систем зарубежных стран
1.1. Сущность и особенности налоговых систем зарубежных стран. Налоговая система США
1.2. Налоговая система Германии
1.3. Налоговые системы Великобритании и Северной Ирландии
1.4. Налоговая система Франции
Глава 2. Сравнительный анализ налоговой системы России и зарубежных стран
2.1. Анализ налоговых систем стран ЕАЭС
2.2. Сравнительный анализ систем налогообложения в России, США
Глава 3. Совершенствование налоговой системы России с учетом опыта зарубежных стран
Можно сделать вывод, что существует разрозненность и значительная дифференциация в уровнях налогообложения рассмотренных стран, в связи с чем странам-членам необходимо провести взаимно согласованное реформирование систем налогообложения для разработки единой, эффективной, унифицированной налоговой политики. В условиях глобализации мировой экономики реформирование систем налогообложения необходимо осуществлять с учетом мирового опыта налоговой политики.
2.2. Сравнительный анализ систем налогообложения в России, США
Наиболее привлекательным объектом для сравнения является налоговая система США, налоговые поступления которой, как в России, выступают основным источником доходов федерального и местных бюджетов. Доли федеральных, региональных и местных налогов в консолидированном бюджете США составляют соответственно 66,3%; 20,6%; 13,1%, а с учетом финансовой помощи – 49,7%; 28,3%; 22,0%. В отличие от российской практики, в доходах федерального бюджета США преобладают прямые налоги, в доходах штатов – косвенные.
Налоговая система США исходит из общего экономического принципа либерализации, сущность которого заключается в максимально возможном использовании объективно действующих рыночных регуляторов экономического развития. Уровни налогов достаточно твердо закреплены за относительно самостоятельными, формируемыми преимущественно за счет собственных источников бюджетами. Согласно законодательству правом устанавливать собственные налоги обладает не только федеральное правительство, но и правительства штатов и территорий, а также местные органы власти в городах, графствах, округах[49].
Налог на прибыль корпораций взимается в 40 штатах. База налогообложения в большинстве штатов формируется так же, как и по федеральному налогу: налогообложение прибыли носит пропорциональный характер[50].
Налогообложение собственности (имущества) в рассматриваемой системе носит в основном региональный характер, причем объектом налогообложения является имущество юридических лиц: личное имущество населения для целей собственного потребления налогом не облагается[51].
Штаты не обладают полномочиями по установлению косвенных налогов – налога с оборота или НДС. Считается, что использование штатами таких налогов препятствовало бы свободе торговли на территории страны в целом, а это запрещено Конституцией США. Несмотря на законодательно установленные широкие права территорий, региональный потенциал в налогообложении США не используется в полной мере, поскольку около 70% налоговых поступлений проходят через федеральный бюджет и их часть перераспределяется между регионами (штатами) централизованно с объективными негативными последствиями.
Региональные власти определяют список возможных к установлению на их территории местных налогов (и иногда порядок их введения), а муниципалитеты принимают решения о введении налога. В отличие от государственных налогов местные налоги характеризуются множественностью и регрессивностью. Их ставки не учитывают доходов налогоплательщиков.
Штаты взимают подоходный налог с корпораций и граждан. Подоходный налог взимается в 43 штатах США из 50. Ставки подоходных налогов, взимаемых штатами, как правило, существенно ниже ставок федерального подоходного налога. При исчислении налогооблагаемой базы осуществляется своя система вычетов и льгот. В России действует плоская шкала налога – основная ставка 13% от величины дохода. В Соединенных Штатах Америки применяются прогрессивные дифференцированные ставки подоходного налога в зависимости от размера дохода и категории налогоплательщиков (табл. 2).
Таблица 2
Дифференцированные ставки походного налога в США[52]
Налоговая |
Налогооблагаемый головой доход, долл. США |
||
для одного субъекта |
для супружеской пары |
для родителя-одиночки |
|
10% |
0 - 9 075 |
0-18 150 |
0-12 950 |
15% |
9 076-36 900 |
18 151-73 800 |
12 951-49 400 |
25% |
36 901-89 350 |
73 801 - 148 850 |
49 401-127 550 |
28% |
89 351-186 350 |
148 851-226 850 |
127 551-206 600 |
33% |
186 351-405 100 |
226 851-405 100 |
206 601-405 100 |
35% |
405 101-406 750 |
405 101 -457 600 |
405 101-432 200 |
39,6% |
от 406 751 |
от 457 601 |
от 432 201 |
В США доходы физических лиц облагаются налогами штатов и местными подоходными налогами. В 7 штатах налог на доходы физических лиц фиксирован (не зависит от суммы дохода): Колорадо – 4,63%; Иллинойс – 5,0%; Индиана – 3,4%; Массачусетс – 5,3%; Мичиган – 4,25%; Пенсильвания – 3,07%; Юта – 5,0%. В 7 штатах подоходный налог отсутствует (Вашингтон, Невада, Аляска, Вайоминг, Техас, Флорида, Южная Дакота). В остальных практикуется взимание налога по прогрессивной шкале от 4,9% (Нью-Мексико) до 13,3% (Калифорния).
В США к облагаемым налогом доходам относятся пенсии, пособия по безработице, проценты. В России эти доходы освобождаются от налогообложения. В США для правильного исчисления налогового вычета необходимо верно определить свой статус налогоплательщика. Существует 5 вариантов статуса налогоплательщика: не состоит в браке; состоит в браке (налоговая декларация совместно); состоит в браке (налоговая декларация отдельно); основной кормилец; вдова (вдовец) с ребенком-иждивенцем. Доход любого работника в США уменьшается на стандартный персональный вычет. Например, если работник не состоит в браке, годовой вычет в 2013 г. составлял 6 100 долл. Также существует личное освобождение (сумма содержания членов семьи) для работника и зависит от количества иждивенцев, если работник живет один, то оно составляет 3 900 долл[53].
В Соединенных Штатах Америки, как и в России, есть вычеты на медицинские расходы, образование, на уплату дополнительных взносов в пенсионный фонд. Таким образом, ставки налога на доходы физических лиц в США значительно варьируются в зависимости от суммы дохода и штата проживания. Например, работник Техаса с доходом 9 000 долл. обязан уплачивать налог по ставке примерно 10%, работник же Калифорнии с доходом 410 000 долл. – около 53% от заработной платы[54].
В России работодатель выступает налоговым агентом и перечисляет удержанную сумму НДФЛ в бюджет. Физические лица подают декларацию о доходах в том случае, если претендуют на полный или частичный возврат ранее уплаченного НДФЛ[55].
В США каждый работник обязан сам раз в год подавать налоговую декларацию.
В России при становлении налоговой системы применялась прогрессивная шкала налогообложения НДФЛ, но в 2001 г. была отменена. В Государственную думу периодически поступают законопроекты о возвращении прогрессивных ставок НДФЛ, мотивируя тем, что дифференцированная прогрессивная шкала налогообложения НДФЛ является более справедливой по отношению к налогоплательщикам[56]. Однако этот вопрос остаётся дискуссионным не только в России, но и в зарубежных странах.
Выводы.
В настоящее время существует разрозненность и значительная дифференциация в уровнях налогообложения стран ЕАЭС, в связи с чем странам-членам необходимо провести взаимно согласованное реформирование систем налогообложения для разработки единой, эффективной, унифицированной налоговой политики. В условиях глобализации мировой экономики реформирование систем налогообложения необходимо осуществлять с учетом мирового опыта налоговой политики.
Эффективная реализация государственной налоговой политики в каждой стране должна происходить с учетом экономических интересов стран-партнеров и курсом на интеграцию в мировое экономическое пространство. Для этого целесообразно рассматривать мировой опыт по развитию налоговых систем, формированию налоговых баз, исчислению налогов, осуществлению налогового контроля в единстве с необходимыми изменениями в структуре и характере государственной налоговой политики.
Глава 3. Совершенствование налоговой системы России с учетом опыта зарубежных стран
Сегодня налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом[57]. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Современная система налогообложения представляет собой мощнейшее средство в руках тех, кто определяет социально-политическую и экономическую ориентацию государства.
Система налогов и сборов, в сущности, представляет собой необходимое финансовое звено государственного строительства и управления[58].
В России уже давно действует обновленная система налогообложения. Несмотря на то что она была введена в переходный период, тем не менее, можно говорить о том, чего удалось добиться. Это, безусловно, нормативное обеспечение налоговой системы, когда наконец-то была принята первая часть Налогового Кодекса РФ. Нельзя не признать: нормативная база создавалась под сильным давлением текущих весьма неблагоприятных, исторически сложившихся обстоятельствах. На первый план выходила задача спасения бюджета, достижения хоть какой-то сбалансированности финансового положения государства. При этом вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения[59]. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, роста бюджетного дефицита и эмиссии денег. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо, поскольку незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.
Налоговая система России часто неадекватна экономическим условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций развития налоговой системы экономически развитых стран и мирового опыта в целом. Россия переживает не простой период – мы все еще проходим период становления, часто признаками такого этапа развития выступают различного рода кризисные явления. Практика российского налогообложения складывалась таким образом, что реакцией на подобного рода кризисы часто выступало повышение налоговых ставок, то есть увеличение налогового бремени, однако практика зарубежного опыта доказывает ошибочность и утопию подобного подхода. Невозможно, в период стагнации экономической системы, принимать такие методы, поскольку это грозит негативными последствиями как для самой налоговой системы, так и для налогоплательщиков, а значит, и для экономики государства в целом.
Как показало исследование зарубежной практики налогообложения, налоговая система государства должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества – предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком. В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирование такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка. Одновременно придет и решение проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту[60].
Именно по этой причине исследуемая тема представляет особый интерес и может рассматриваться через призму формирования и становления таких цивилизованных государств и их систем, как Германия, Франция, США и Великобритания. Значительный интерес, в связи с унификацией и реформированием налоговой системы России, может представлять собой система налогообложения Германии. Налоговая система ФРГ, в свое время, была заимствована и воспринята Россией, поскольку государственное устройство наших стран имеют много схожего. Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда сформировалась тенденция постоянного поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти, а значит, и наличие богатого опыта.