Файл: Нотариат в Российской Федерации (Нотариальные палаты).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основа нотариальной деятельности
1.1. Истоки нотариата в России
1.2 Понятие нотариата, его источники, цели и задачи
1.3. Правовая основа нотариальной деятельности
Глава 2. Профессиональная деятельность нотариуса
2.1. Основополагающие принципы нотариуса
2.2. Функции нотариальной деятельности
Глава 3. Органы, осуществляющие нотариальную деятельность
3.2. Государственные и частные нотариальные палаты
Теперь я исследую историю становления нотариальной деятельности в 20 веке. После Октябрьской революции 1917 года нотариат в России коренным образом изменил свой правовой статус. Отмена частной собственности на землю, на средства производства, на жилище обрекла некогда мощный российский нотариат на гибель - он оказался на задворках юриспруденции.
В 1918 г. нотариат, наряду с другими органами, был упразднен ввиду отпадения надобности регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу частной собственности и защиты, имущественных прав субъектов гражданского оборота. Однако нотариат не исчезает бесследно. Советская власть убеждается в необходимости таких органов. В связи с этим в актах новой власти, направленных на слом старого бюрократического аппарата, нотариат, впервые упомянут 23 марта 1918 года, в новом Положении о муниципализации нотариальных контор. При местных Советах Рабочих, Крестьянских, Солдатских и Казачьих депутатов создавались нотариальные отделы, возглавляемые народными нотариусами, которые позднее преобразовывались в нотариальные столы – в городах при судебно-следственных подотделах губернских отделов юстиции, а в уездах – при местных народных судах. По сути, в данный период нотариат просто не работал. Но, как известно из истории, военный коммунизм был временной мерой необходимой для того, чтобы закрепить новую власть. Последствиями данной политики стало полное разрушение экономики, и для преодоления подобной ситуации был введен "НЭП", который предполагал наличие капиталистического элемента в экономической сфере. Отсюда и необходимость применения института нотариата. Декретом СНК РСФСР от 12.08.1921 года[8] учреждаются нотариальные столы губернских отделов юстиции, уездных бюро юстиции с целью засвидетельствования сделок. 4 октября 1922 г. Декретом СНК РСФСР принято "Положение о государственном нотариате РСФСР", согласно которому нотариат получил статус государственного учреждения в составе системы органов Юстиции. В 14.05.1926 году в действие вводится Постановление ЦИК «Об основных принципах организации государственного нотариата»[9], согласно которому осуществление нотариальных действий возлагается на государственные нотариальные конторы. На этом этапе главной функцией нотариуса были лишь регистрация сделок с автомобилями и заверение завещаний и копий документов.
Далее следует положение о государственном нотариате 1930 года, 1947 года, 1965 года и принятие единого кодифицированного общесоюзного Закона СССР от 19.07.1973 года «О государственном нотариате»[10], который действовал вплоть до 11 февраля 1993 года.
ФЗ об "Основах законодательства Российской Федерации о нотариате"[11] кардинально меняет нотариат. Статус нотариуса и его роль, на фоне внедрения разных механизмов рыночных отношений, да и ситуации в стране в целом, становятся существенно выше и более востребованными.
В заключение этого параграфа выскажу свое мнение о дальнейшем развитии нотариата. Лично, на мой взгляд, кардинальных изменений не произойдёт ближайших 50 лет. История хорошо показывает тот факт, что изменения происходят в ходе острых политических ситуаций, которые в свою очередь наступают как следствие от изменения экономики в стране, а также от возникающего дефицита у одних слоёв населения и переизбытка у других. Считаю, что рыночная сырьевая экономика страны даст определенную стабильность в работе нотариата на вышеуказанный срок. Также думаю о том, что направление частного нотариата очень сильно расширится, появятся куча частных нотариальных контор, сотрудники которых, как и сотрудники банков, будут предлагать разные услуги. Разумеется, всё это будет пользоваться спросом, не исключаю также такой ситуации, при которой частный нотариат может отделиться и, тут уж, боюсь выдвигать теории, просто хотела высказать эту мысль.
1.2 Понятие нотариата, его источники, цели и задачи
Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими "Основами законодательства Российской Федерации о нотариате" защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Приступлю к решению второй поставленной мною во введении задачи. Нотариат - это система, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Нотариат выполняет определенные законом полномочия по осуществлению государственной функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.[12] Эти полномочия делегированы ему государством, и для их реализации нотариат в лице нотариусов наделяется определенными властными полномочиями, в силу чего его деятельность приобретает публичный характер и реализуется от имени Российской Федерации.
Особенностью современного российского нотариата является наличие двух категорий нотариусов: нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой[13].
Нотариат представляет собой самоуправляющееся профессиональное сообщество нотариусов, наделенный в их лице властными полномочиями и осуществляющий от имени Российской Федерации публичную деятельность по реализации функции государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий на принципах профессионализма, беспристрастности и независимости.
Задачами нотариата Российской Федерации являются:
- охрана собственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц, организаций и учреждений;
- удостоверения договоров и сделок, оформления наследственных прав, совершения исполнительных надписей и иных нотариальных действий[14].
В правовой системе России стала складываться новая комплексная отрасль права - нотариальное право, - объединяющая систему норм, регулирующих порядок совершения нотариальных действий и взаимоотношения нотариуса с участниками нотариального производства.
Нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства. Мало того, современный нотариат России позволяет государству успешнее осуществлять не только правоохранительные, но и фискальные функции.
Важным при понимании современной системы нотариата как части юридической системы России является то обстоятельство, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Указанная черта пронизывает содержание законодательства о нотариате, определяя целый ряд существенных характеристик нотариальной деятельности.
Нотариат является частью публично - правовой системы оказания квалифицированной юридической помощи. В соответствии со ст. 48 Конституции Российской Федерации[15] каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В условиях отсутствия федеральной системы оказания юридической помощи в сфере гражданской юрисдикции нотариат является важной формой ее осуществления применительно к системе нотариального производства.
Законодательство Российской Федерации определяют современную организацию нотариата, правовой статус, компетенцию и порядок деятельности нотариуса, размер ставок государственной пошлины и тарифов по нотариальным действиям.
Основным источником российского нотариата является Конституция РФ[16].
Государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Перечисленные права и свободы человека, закрепленные в Конституции РФ, не являются исчерпывающими.
Ст. 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.п. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами и обязанностями граждан России (если они не ограничены Конституцией, законами и международными договорами). Каждый имеет право быть собственником, т.е. имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Законом гарантируется право наследования. Каждый гражданин имеет право на жилище. Каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону. Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Согласно Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
1.3. Правовая основа нотариальной деятельности
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются частью ее правовой системы. Существенное значение для правоприменительной практики имеет Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Основные права и свободы, закрепленные в данной Конвенции, имеют приоритетное значение и для нотариусов, которые обязаны соблюдать ее положения.
Помимо Конституции РФ законодательными источниками нотариата являются:
- Налоговый кодекс Российской Федерации 1998 г. (ч. 1) и 2000 г. (ч. 2) (НК РФ)[17];
- Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 г. (ч. 1), 1996 г. (ч. 2), 2001 г. (ч. 3), 2006 г. (ч. 4) (ГК РФ)[18];
- Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) 1995 г.[19]
- И другие (указаны в списке использованной литературы в конце курсовой работы).
Также законодательными источниками могут быть акты, принятые республиканскими, краевыми, областными органами государственной власти. Разумеется, они не должны противоречить основным правовым актам регламентирующих деятельность нотариата[20].
Значительную роль в регламентации нотариальной деятельности играют нормативные правовые акты, издаваемые Министерством юстиции РФ. Приказом Министерства юстиции от 21 июня 2000 г. № 179 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса» утвержден Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса. Вопросы, связанные с принятием экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, квалификационной комиссией регламентируются Приказом Министерства юстиции РФ[21].
После успешной сдачи квалификационного экзамена лицо имеет право на получение лицензии на осуществление нотариальной деятельности. Порядок выдачи данной лицензии утвержден Приказом Министерства юстиции РФ 26 октября 1998 г[22]. Министерство юстиции оказывает и методическую помощь нотариусам в осуществлении их обязанностей. Так, Приказом Министерства юстиции РФ от 15 марта 2000 г. № 91 утверждены Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации. Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной Министерством юстиции РФ от 19 марта 1996 г.
После определения основных моментов организационных основ и регламента, перейду от нотариата к нотариусам и от Конституции к "Основам законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017).
«Нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации: получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования; имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет; достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет; сдавший квалификационный экзамен.» следует из ФЗ 4462-1. Немного подробнее об этом. То есть, чтобы стать нотариусом, необходимо получение высшего юридического образования в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования. Далее следует достижение 25-ти летнего возраста[23]. Также необходим стаж работы по юридической специальности не менее 5-ти лет плюс прохождение стажировки в нотариальной конторе. Если гражданин проходит по данным критериям, то он имеет право сдать квалификационный экзамен. Для организации квалификационного экзамена при территориальном органе юстиции образуется квалификационная комиссия. В состав данной комиссии входят представители территориального органа юстиции, представители научного сообщества, кандидатуры которых представлены Федеральной нотариальной палатой, и нотариусы, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее чем десять лет. Также в состав могут входить должностные лица федерального органа Минюста РФ. Сведения о лицах сдавших квалификационный экзамен вносятся в реестр нотариусов в течение десяти рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена. Соответствующая запись в реестре нотариусов является подтверждением сдачи квалификационного экзамена. Для лиц, не прошедших успешно данные испытания и несогласных в результатах, существует Апелляционная комиссия при Министерстве юстиции Российской Федерации, которая формируется федеральным органом Минюста и Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах. Комиссия создается сроком на три года в количестве восьми человек. В состав Комиссии включаются нотариусы, имеющие стаж работы нотариусом не менее пяти лет, представители Министерства и Палаты, а также, по согласованию, ученые - юристы. Членом Комиссии не может быть лицо, являющееся членом квалификационной комиссии по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, или конкурсной комиссии, образуемой для проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса[24].