Файл: Финансовый анализ бухгалтерского баланса предприятия (Сущность и значение анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 7 – Динамика коэффициентов
рыночной устойчивости ОАО «РЖД» в 2013-2015 гг.

Далее проведен анализ финансовой устойчивости (табл. 6).

Таблица 6

Расчет и анализ коэффициентов финансовой устойчивости
ОАО «РЖД» в 2013-2015 гг.

Показатель

Расчет

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Рекомен-
дуемое значение

Валюта баланса (ВБ)

строка 1700

4587172

4846744

5057111

-

Собственный капитал (СК)

строка 1300

3540312

3516208

3570393

-

Заемный капитал (ЗК)

строки 1400, 1500

1046860

1330536

1486718

-

Долгосрочные обязательства (ДО)

строка 1400

666352

805710

1014062

-

Внеоборотные активы (ВнА)

строка 1100

4332599

4457297

4691428

-

Оборотные активы (ОбА)

строка 1200

254573

389447

365683

-

Запасы (З)

строка 1210

83111

68997

61982

-

Краткосрочные обязательства (КО)

строка 1500

380508

524826

472656

-

Наиболее ликвидные активы (НЛА)

строки 1240, 1250

92581

88910

145071

-

Собственные оборотные средства (СОС)

СК+ДО-ВнА

-125935

-135379

-106973

-

Коэффициент маневренности собственного капитала

СОС/СК

-0,04

-0,04

-0,03

0,2-0,5

Продолжение таблицы 6

Показатель

Расчет

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Рекомен-
дуемое значение

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств

ДО/(ДО+СК)

0,16

0,19

0,22

Коэффициент автономии

СК/ВБ

0,77

0,73

0,71

≥0,5

Коэффициент финансовой зависимости

ВБ/СК

1,30

1,38

1,42

Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств

ВнА/ОбА

17,02

11,45

12,83

Плечо финансового рычага

ЗК/СК

0,30

0,38

0,42

<0,7

Коэффициент финансовой устойчивости

(СК+ДО)/ВБ

0,92

0,89

0,91

0,8-0,9

Коэффициент прогноза банкротства

(ОбА-КО)/ВБ

-0,03

-0,03

-0,02

≥0

(З+НЛА-КО)/ВБ

-0,04

-0,08

-0,05

≥0


Отрицательное значение коэффициента маневренности собственного капитала подтверждает вышесказанные тезис и говорит о том, что средства были вложены в более трудноликвидные активы (а именно в основные средства), в то время как оборотный капитал формировался за счет заемных средств.

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств говорит о достаточно интенсивном использовании долгосрочных заемных средств для обновления и расширения производства. На конец 2015 г. значение данного коэффициента увеличивается.

Коэффициент автономии имеет очень высокое значение за 2013 и 2014 гг. период. Показатель характеризует независимость предприятия от заемных средств и показывает долю собственных средств в общей стоимости всех средств предприятия: 77%, 73% и 71% для 2013, 2014 и 2015 гг. соответственно. Чем выше значение данного коэффициента, тем финансово устойчивее, стабильнее и более независимо от внешних кредиторов предприятие. В 2015 г. предприятие снизило свою независимость.

Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств показывает сколько внеоборотных активов приходится на каждый рубль оборотных активов: 17 в 2013 г., 11,5 в 2014 г. и 12,8 в 2015 г.

Коэффициент финансовой устойчивости на конец 2015 г. принял значение, равное 0,91. Значение ниже 0,75 считается тревожным знаком, то есть коэффициент финансовой устойчивости выявил устойчивое финансовое положение ОАО «РЖД».

Коэффициент банкротства, рассчитанный двумя способами, показывает высокую вероятность банкротства для исследуемого экономического субъекта.

Графически показатели финансовой устойчивости представлены на рис. 8.

Рисунок 8 – Динамика коэффициентов
финансовой устойчивости ОАО «РЖД» в 2013-2015 гг.

Далее проведена оценка риска финансовой устойчивости организации (табл. 7).

Согласно вышеизложенной методике, для предприятия характерно кризисное финансовое состояние, при котором экономический субъект находится в зоне катастрофического риска, п0скольку в данной ситуации не покрывают потребность в материальных ресурсах.

Таблица 7

Оценка риска финансовой устойчивости
ОАО «РЖД» в 2013-2015 гг., млн. рублей.

Величина источников средств, запасов и затрат

Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств, Фс

Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат, Фт

Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат, Фо

2012

2013

2014

2012

2013

2014

2012

2013

2014

-875

-1010

-1183

-296

-294

-283

-259

-154

-194

Тип финансового состояния

Условия

Фс ≥ 0, Фт ≥ 0, Фо ≥ 0; S =1,1,1

Фс < 0, Фт ≥ 0,Фо ≥ 0; S= 0,1,1

Фс < 0, Фт <0, Ф о ≥0; S= 0,0,1

Фс < 0, Фт < 0, Фо < 0;

S = 0,0,0

Абсолютная независимость

Нормальная независимость

Неустойчивое финансовое состояние

Кризисное финансовое
состояние

Оценка риска потери финансовой устойчивости

Безрисковая зона

Зона допустимого риска

Зона критического риска

Зона катастрофического риска


Таким образом, финансовое состояние экономического субъекта, следует охарактеризовать как неустойчивое и есть объективный прогноз на ухудшение, так как падение показателей оборачиваемости и снижение выручки от реализации могут привести к ухудшению позиций на рынке, снижению деловой активности. Тенденция п0казателей рентабельности предприятия к снижению объективно свидетельствует об ухудшении эффективности работы организации, снижении не только п0лучаемой суммы прибыли, но и отн0сительного снижения д0ходов на каждый рубль затрат. Кр0ме того отрицательная динамика п0казателей финансовой устойчивости и платежеспособности характеризует, что организация не 0риентируется на изменение к0нъюнктуры рынка, не наблюдает за изменениями цен на пр0дукцию, не 0существляет постоянный контроль над ур0внем затрат на произв0дство и реализацию пр0дукции, а также 0существляет гибкую и об0снованную асс0ртиментную политику в 0бласти выпуска и реализации продукции.

3. Рекомендации по результатам аналитического использования бухгалтерского баланса

По результатам проведенного анализа бухгалтерского баланса следует выделить две основные проблемы, присущие ОАО «РЖД» на современном этапе.

1. Неликвидная структура баланса – отсутствие у предприятия ликвидных активов для погашения обязательств.

2. Иммобильная структура баланса (наличие множества объектов основных средств), которые нуждается в оптимизации.

Следовательно, решению данных проблем должны способствовать увеличение ликвидности баланса и снижение доли основных средств в структуре активов. Рассмотрим основные методы, которыми можно решить данные задачи.

Повышение платежеспособности и ликвидности экономического субъекта крайне важно для его собственника. Сделать это можно путём комплексных решений, направленных на улучшение его финансового положения и снижения задолженностей. Основные меры, путём которых можно обеспечить повышение ликвидности, таковы:

1) максимально возможное уменьшение стоимости дебиторской задолженности;

2) увеличение прибыли и оптимизация расходов;

3) оптимизация структуры капитала организации.

Основным способом повышения платежеспособности является снижение дебиторской задолженности. Данную задачу ставят перед собой все экономические субъекты без исключения, но, к сожалению, не всегда сведение дебиторской задолженности к минимуму является возможным. Длительный производственный цикл, контракты, заключенные с условиями отсрочки платежа, способствуют формированию дебиторской задолженности, которая является некритичной и часто позволяет именно развиваться, а не тормозит развитие организации. В отношении такой задолженности ОАО «РЖД» может повысить внутренний контроль и не допускать ее необоснованный рост.


Размышляя над тем, каким образом увеличить прибыль от продаж, руководство предприятием рассматривает различные варианты, некоторые из которых могут быть чрезвычайно рискованными, а некоторые — невыполнимыми. При этом различные решения проблемы, как правило, противоречат друг другу, и приходится останавливаться на каком-нибудь одном варианте. Ошибка в выборе может быть для предприятия довольно болезненной и даже привести его в убытки. Вот почему так важно, принимая решение, ориентироваться не на интуицию, а на математические расчеты и глубокий анализ рынка. Конкретно для ОАО «РЖД» для привлечения дополнительных объёмов следует рекомендовать оперативные меры по расширению сферы применения гибкого тарифного регулирования тарифного коридора. Тарифы ОАО «РЖД», в отличие от тарифов авиакомпаний, отличаются крайне скупым разнообразием.

Также немаловажным является анализ и планирование размещения денежных средств. От того, в какой пропорции вложены активы в основные и оборотные средства, сколько их находится в сфере производства и в сфере обращения, в денежной и материальной форме, насколько оптимально их соотношение, во многом зависят результаты производственной и финансовой деятельности, следовательно, и финансовое состояние экономического субъекта. Если созданные производственные мощности предприятия используются недостаточно полно из-за отсутствия сырья, материалов, то это отрицательно скажется на финансовых результатах и финансовом положении. То же произойдет, если созданы излишние производственные запасы, которые не могут быть быстро переработаны на имеющихся производственных мощностях. В итоге замораживается капитал, замедляется его оборачиваемость и, как следствие, ухудшается финансовое состояние.

Рассмотрим другое направление – реструктуризация активов. Так как ОАО «РЖД» выполняет множество направлений деятельности, на балансе для их осуществления находится гигантское количество основных средств, которые выражены, главным образом, зданиями и сооружениями. Большая часть их них (например, вокзалы) могут быть переданы в управление на аутсорсинг.

На данный момент в нормативно правовых актах часто фигурирует термин «аутсорсинг» и все упоминания этого термина связан так или иначе с реализацией административной реформы. Каких-либо конкретных действий и положений, направленных на аутсорсинг в нормативных правовых актах федерального закона в данный момент не содержится.

Следовательно, можно утверждать, что аутсорсинг (при правильной организации этого процесса и наличии подходящей правовой основы) помогает уменьшить расходы экономического субъекта, а так же повысить эффективность предоставления услуг, сосредоточить внимание органов управления железнодорожной организацией на основной деятельности, обеспечить доступность новых методов и технологий управления, уменьшить численность персонала, который осуществляет обеспечивающие функции.


Цель аутсорсинга – передача определенных функций компании-аутсорсеру для использования услуг высококвалифицированных специалистов, применяющих новейшие технологии. В результате чего ожидается повышение качества конечного продукта или услуги при одновременном снижении издержек, а следовательно, и повышение конкурентоспособности и эффективности организации. Однако при неэффективном менеджменте и неграмотном использовании инструмента аутсорсинга экономический субъект может не достигнуть желаемых результатов.

Очевидно, что для получения положительных результатов от применения аутсорсинга необходимо иметь количественные методы оценки получаемого благодаря его применению экономического эффекта. Знание величины данного эффекта позволит принять решение о целесообразности применения аутсорсинга, выбрать оптимального провайдера, а также оценить текущую эффективность процесса, уже отданного на аутсорсинг. Для этого ОАО «РЖД» необходимо иметь ответы на следующие вопросы:

1. Какие функции или процессы целесообразно передавать на аутсорсинг для повышения эффективности деятельности организации?

2. Как правильно выбрать компанию-аутсорсера, которая сможет привести к достижению требуемых результатов?

3. Каким образом производить оценку эффективности аутсорсинга на предприятии?

К договору об аутсорсинге применяются общие правила о договоре возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ). Одними из наиболее важных условий, которые следует внести в такой договор, являются:

  • перечень оказываемых услуг;
  • сроки предоставления информации и результатов работы;
  • ответственность исполнителя и заказчика;
  • условия расторжения договора.

При заключении договора об аутсорсинге необходимо максимально полно описать провайдеру все процессы, так или иначе связанные с функцией, которую ОАО «РЖД» планирует ему передать, и заранее перечислить все задачи исполнителя.

Ключевая ошибка при заключении договора аутсорсинга – это нечеткое определение объема оказываемых услуг, формально составленные технические задания, формулировки, допускающие двоякое понимание прав и обязанностей сторон (например, если указать в договоре, что исполнитель проводит экспертизу заключаемых заказчиком договоров с контрагентами и представляет его интересы в суде, то в рамках такого договора уже нельзя требовать от аутсорсинговой организации оказания консультационных услуг по вопросам корпоративного права или участия в урегулировании конфликтов с работниками компании).