Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки» (Понятие затрат, издержек и расходов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях экономической нестабильности и финансового кризиса первоочередной задачей промышленных предприятий является повышение конкурентоспособности, что вызывает необходимость эффективного использования ими своего финансового потенциала. В свою очередь, на финансовую устойчивость предприятия оказывает влияние оперативный анализ и сопоставление величины затрат с финансовыми поступлениями. Вследствие этого финансовый механизм управления затратами становится неотъемлемой частью управления финансами промышленных предприятий.

Процесс формирования затрат связан с управлением финансовыми потоками, обеспечивающими непосредственно производственную деятельность, поскольку затрагивает практически все её стороны.

Поэтому повышение эффективности деятельности российских промышленных предприятий посредством внедрения финансового механизма управления затратами является первоочерёдной задачей, особенно для предприятий высокотехнологичных и наукоёмких отраслей, занимающихся реализацией крупномасштабных проектов.

Актуальность темы данной работы заключается в том, что от эффективного управления затратами продукции зависят финансовые результаты деятельности предприятия.

Целью работы является исследование понятий затрат, издержек и расходов.

Предмет исследования является система управления затратами продукции.

Объектом исследования является РКП «ЦСКБ – Прогресс».

Задачи работы:

-изучить понятие, сущность затрат;

-изучить систему управления затратами на предприятии, в т.ч. на основе механизма EVA;

-исследовать общую характеристику предприятия;

-провести анализ управления затратами на предприятии РКП «ЦСКБ – Прогресс».

Информационной базой работы является учебная литература, статьи авторов в периодической печати, бухгалтерская отчетность объекта исследования.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1 Теоретические основы затрат, издержек и расходов на предприятии. Система управления


1.1 Понятие затрат, издержек и расходов

В экономической литературе и на практике наряду с термином «затраты» используются и такие, как «расходы», «издержки». Многие авторы считают указанные понятия синонимами и не делают различий между ними. Однако определение сущности этих понятий имеет большое значение для оценки результатов экономической и финансовой деятельности промышленных предприятий. Понятия «затраты», «издержки», «расходы», используемые как в нормативных актах, регулирующих налоговый и финансовый учёт, так и в научной и учебной литературе, отечественными и зарубежными исследователями трактуются по-разному. Затраты представляют собой принятую к учёту стоимостную оценку использованных финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов, стоимость которых измерима с достаточной степенью надёжности. Термин «издержки» в большей степени характерно для экономической теории и означает связанные с выполнением определённых операций суммарные жертвы предприятия. К определению издержек, как обширной экономической категории, имеется большое количество разнообразных подходов. Одни специалисты считают издержки частью затрат, по мнению других, издержки выступают в качестве обобщающего показателя, обозначающего стоимость всех видов затрачиваемых ресурсов и выполняемых услуг. Н.Д. Врублевский рассматривает издержки как потреблённые денежные, материальные и трудовые ресурсы предприятия в процессе производства, включая так называемые дополнительные (вспомогательные) издержки. Затраты, по его мнению, представляют собой расходы предприятия на услуги (работы) поставщиков и создание производственных запасов материально-технических ресурсов, включая потреблённую в процессе производства продукции их часть. Таким образом, при такой трактовке затраты - понятие более ёмкое и включают в себя издержки [3].

Большинство исследователей выделяют два вида издержек: а) издержки производства; б) издержки обращения. Современный экономический словарь определяет издержки производства как затраты, непосредственно связанные с производством товаров, работ, услуг, а издержки обращения как издержки, связанные со сбытом, приобретением и продвижением товаров в сфере обращения. Налоговый кодекс РФ [1] приравнивает издержки обращения к расходам на продажу. М.А. Вахрушина отмечает, что «расходы - это часть затрат, которые предприятие терпит в связи с получением дохода», однако считает понятия «затраты на производство» и «издержки производства» тождественными и определяет издержки производства как затраты живого и овеществлённого труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) [8]. А.Н. Кашаев даёт схожее определение понятию издержек производства, подразумевая под ними «совокупные затраты общественного труда (живого и прошлого) на производство продукта, образующие его стоимость», однако полагает, что затраты производства отличаются от издержек производства не только с практической точки зрения, но и с теоретической. Вне зависимости от завершенности процесса производства и характера связи затрат с создаваемой продукцией затраты производства имеют отношение к процессу производства вообще. Издержки производства означают процесс, завершённость процесса производства. Издержки производства являются той частью затрат, которые относятся к готовой продукции в конкретном прикладном смысле [1].


Г.М. Лисович по-разному определяет понятия «затраты», «издержки», «расходы». По мнению Г.М. Лисовича, издержки производства – это затраты живого и овеществлённого труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Затраты представляют собой средства, которые пошли на покупку ресурсов, и отражаемые в финансовой отчетности как активы предприятия, которые способны принести доход в будущем. Расходы же есть часть затрат, которые предприятие производит с целью получения дохода, т.е. расходы приводят к уменьшению капитала. Однако, по его мнению, на практике понятия «затраты», «издержки», «расходы» отождествляются, и для того, чтобы охарактеризовать издержки, связанные непосредственно с производством, используют термин «затраты на производство» [4]. Зарубежные ученые Дж. Фостер и Ч.Т. Хорнгрен [4] определяют затраты как потреблённые деньги или ресурсы, которыми необходимо оплатить полученные товары и услуги. Они считают тождественными понятия «затраты» и «издержки», поскольку выделяют переменные и постоянные в качестве основных двух основных типов издержек.

Таким образом, большинство авторов отождествляют понятия «затраты» и «издержки производства». Однако мнения разделяются относительно трактовки термина «издержки обращения». Первая точка зрения говорит о том, что затраты являются более широким понятием, поскольку включают в себя использование ресурсов на производство и реализацию. Вторая точка зрения говорит о том, что издержки являются более широким понятием, поскольку охватывают издержки производства и обращения, а затраты относятся лишь к производственной деятельности.

Согласно международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), расходы - это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками акционерного капитала. МСФО не содержат дефиниции термина «затраты». В системе российских нормативных актов, в частности в ПБУ 10/99 «Расходы организации» [5], под расходами организации подразумевается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Таким образом, данное определение полностью дублирует определение расходов, данное в МСФО. Расходы, в соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ, называются документально подтверждёнными и обоснованными затратами, которые были осуществлены налогоплательщиком [1].


Более подробно рассмотрим разницу между понятиями «затраты» и «расходы». Затраты, в отличие от расходов, не оказывают влияния на прибыль в момент их признания. При разграничении терминов «затраты» и «расходы» важно, что затраты не уменьшают капитал предприятия. Таким образом, признание затрат сопровождается: а) уменьшением одних активов с условием равного прироста величины других активов; б) приростом на одну и ту же величину активов и обязательств. Затраты осуществляются в течение определённого периода. Период накопления затрат может заканчиваться событиями двух принципиально различных типов: а) образуется актив, с целью создания которого были произведены затраты; б) происходит уменьшение финансовых выгод предприятия, не сопровождаемое созданием какого-либо объекта имущества.

Таким образом, завершение периода накопления затрат приводит к образованию активов или расходов. Затраты приводят к возникновению оборотных и внеоборотных активов. Затраты, понесённые с целью создания и образующие стоимость оборотных активов, называются некапитальными (некапитализированными). Затраты, понесённые с целью создания и образующие стоимость внеоборотных активов, называются капитальными (капитализированными). Примером создания затратами оборотных активов считается расходование различных ресурсов в целях производства продукции, а примером создания затратами внеоборотных активов – расходование ресурсов при строительстве объекта недвижимости.

Затраты представляют собой сумма стоимостей израсходованных факторов производства (капитала, труда). Потребление материальных затрат изменяет структуру оборотных активов, потребление капитала меняет соотношение между оборотными и внеоборотными активами, потребление труда объединяет все затраты в форму готового продукта, одновременно наращивая оборотный капитал товаропроизводителя [5]. То есть признание затрат сопровождается «переходом» одних активов в другие или равное увеличение активов и обязательств, что не приводит к уменьшению капитала предприятия, а потому не происходит признание расходов. Период накопления затрат заканчивается признанием актива или расхода.

Затраты, которые не привели к образованию оборотного или внеоборотного актива, признаются расходом. Признаётся расходом также выбытие оборотного актива, не связанное с его производственным потреблением, или списание внеоборотного актива по любым иным причинам [2]. В связи с уточнением понятий «затраты», «издержки», «расходы» представляется, что термины «общепроизводственные расходы» и «общехозяйственные расходы» некорректны. Наиболее точным их определением были бы понятия «общепроизводственные затраты» и «общехозяйственные затраты», поскольку общепроизводственные и общехозяйственные затраты сами по себе становятся расходами только при использовании директ-костинга. В обычном же порядке (т.е. при использовании метода учёта полной себестоимости продукции) эти затраты становятся расходами только в составе себестоимости реализованной продукции.


1.2 Анализ управления затратами на предприятии

Происхождение понятия «управление затратами» связано с появлением и распространением концепции управленческого учёта. Если первоначально управленческий учёт служил целям учёта, контроля и определения путей снижения затрат, то позднее объектом управленческого учёта стали, наряду с затратами, себестоимостью, доходами и результатами, внутренние и внешние сегменты деятельности, инновационные процессы, денежные потоки, разнообразные оценки и др. К числу авторов современности, занимающихся исследованием затрат, можно прежде всего отнести Дж. Фостера, Ч.Т. Хорнгрена, Дж. Г. Сигела, Дж. К. Шима, которые посвятили свои работы анализу затрат и управлению стоимостью. Перечисленные авторы едины в том, что управление затратами предполагает либо применение традиционных системы регулирования затрат (cost control system), способных не допустить их рост, либо всестороннее управление 29 затратами (cost management), делающее акцент не на сдерживании роста уровня затрат, а на их сокращении. В 2001 г. К. Друри, Р. Каплан и их соавторы публикуют книги, в которых значительную часть отводят теме управления затратами, тем самым намечается тенденция движения управленческого учёта в сторону финансового менеджмента.

Современная российская школа научного управления затратами получила существенное развитие в процессе рыночных преобразований. Определённый вклад в формирование теории управления затратами внесли российские авторы В.В. Ковалев, И.А. Бланк, И.Г. Кондратова и С.А. Котляров, которые посвятили работы управлению капиталом предприятий и финансовому анализу на современном этапе. Особое внимание следует уделить работе С.А. Котлярова «Управление затратами» [52], в которой автор исследует различные вопросы управления затратами на предприятиях, затрагивая при этом такие аспекты, как историческое развитие и становление системы управленческого учёта затрат. Таким образом, к управлению затратами на разных исторических этапах относились по-разному, в современных условиях управление затратами становится ключевой подсистемой управленческого учёта, а также финансового механизма управления как составной части финансового менеджмента.

Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа управления себестоимости и выявления внутренних резервов ее снижения, являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета; плановые данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий [8, с.132].