Файл: Управление конфликтами в организации (Управление конфликтной ситуацией. Принципы управления конфликтом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При анализе результатов по исследованию психологического климата в коллективе мы выявили, что данный трудовой коллектив имеет высокую степень благоприятности социально-психологического климата (средний показатель равен +23).

Исследование показало, что преобладающими стилями поведения в конфликтных ситуациях в трудовом коллективе является избегание и компромисс. При этом стиль избегание характерен для возрастной категории после 50 лет, а стиль компромисс для категории коллектива работников от 30 до 50 лет, что объясняется высокой профессиональной подготовленностью и теоретической осведомленностью работников ОАО "Детский Мир" по поведению в конфликтных ситуациях.

Уровень управленческого руководства подразумевает преобладание стиля избегания у администрации и стиля компромисс у работников. Это можно объяснить особенностями профессионального общения с представителями различных возрастных категорий.

Выбор стилей поведения в конфликтной ситуации определяется и возрастными особенностями членов трудового коллектива. Чем выше возраст, тем более возрастает стремление к избеганию конфликтов.

Уровень благоприятности социально-психологического климата в трудовых коллективах растет от профессиональной подготовленности работников по данному вопросу.

Заключение

Для достижения цели курсовой работы были выполнены следующие задачи: была рассмотрена сущность понятия "конфликт"; изучена структура, этапы и периоды конфликтов; определена типология конфликтов; были исследованы методы управления конфликтными ситуациями; было проведено исследование по выявлению способов реагирования в конфликте, оценке социально-психологического климата в трудовом коллективе, стилей поведения в конфликте в зависимости от возраста на примере организации ОАО "Детский Мир"

Конфликт понимается как такой вид противостояния, при котором стороны - участники конфликта в своих действиях ориентированы на захват территории либо ресурсов противника, могут угрожать собственности, культуре групп и индивидов, находящихся в оппозиции, и эти действия носят характер борьбы или обороны.

Структура конфликта включает в себя следующие главные элементы: предмет, объект, участников, социальную микро и макросреду, выступающую в качестве условия конфликта, субъективное восприятия конфликта, его личностные элементы, а также психологические компоненты.


Основная типология конфликтов основывается на понятии субъектов конфликта. На основании субъекта конфликты можно разделить на внутриличностные, межличностные, конфликты в рамках "личность-группа", межгрупповые и межгосударственные. Самой важной является типология конфликтов по субъектам, так как именно они формируют характер, содержание, динамику самого конфликта, а, следовательно, и дают возможность составить прогноз его развития и построить стратегию разрешения и урегулирования. Также существуют и другие типологии конфликтов, они приведены в работе.

Также одной из задач при написании курсовой работы было поставлено рассмотрение управления конфликтной ситуацией. Управление конфликтом - это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Управление конфликтами должно строиться на принципе компетентности и принципе сотрудничества и компромисса, которые также описаны в курсовой работе.

Практическая часть работы заключалась в проведении исследования по выявлению методов управления конфликтами в трудовом коллективе на примере ОАО "Детский Мир". Было проведено исследование состояния конфликтов в трудовом коллективе на основе специальных методик.

Исследование показало, что преобладающими стилями поведения в конфликтных ситуациях в трудовом коллективе является избегание и компромисс.

Я считаю, что все поставленные передо мной задачи были выполнены. Практическое исследование прошло успешно, были сделаны соответствующие выводы. Цель написания курсовой работы была достигнута.

Список литературы

. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2009. - 216 с.;

. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология, изд. 2-е испр. И доп. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2006 - 384 с.;

. Любимова Г.Ю. Психология конфликта. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 160 с.;

. Светлов В.А. Управление конфликтом. Новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях. - М.: Росток, 2007. - 211 с.;

. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. - М.: Приор, 2006. - 300 с.;

. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2003. - 98с.;

. Черняк Т.В. Конфликтология: Хрестоматия. Новосибирск, 2008. - 379

. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство "ЭКМОС", 2006. - 272 с.;


. Гришина Н. В. Психология конфликта. -СПб.: Питер, 2006. - 448 с.;

. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2007. - 320 с.;

. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.:ЮНИТИ, 2010г., - 551 с.;

. Пономоренко В.А. Управление кофликтами. - М: Аст, 2008. - 384 с.;

. Мириманова М.С. Конфликтология - М.: Academia, 2005. - 320 с.;

. Цыбульская М.В. Конфликтология: учебно-практическое пособие - М. : Изд. центр ЕАОИ, 2009. - 312 с.;

. Ворожейкин И. Е. , Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология: Учебник - М.: Инфра-М, 2006. - 240 с.;

. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях, 2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.

Приложение 1

Схема 1 - Общая модель динамики конфликта

Приложение 2

Таблица 1- Типологии конфликтов

№ п/п

Основание типологии

Конфликты, входящие в данную типологию

1

Субъект конфликта

1) Внутриличностные (мотивационный, нравственный, конфликт нереализованного желания, ролевой, адаптивный, конфликт неадекватной самооценки, невротический); 2) Межличностные (конфликты в организации, конфликты в обществе, конфликты в семье); 3) Конфликт "личность-группа" (конфликты "руководитель-коллектив", "рядовой член коллектива-коллектив", "лидер-группа"; 4) Межгрупповые (трудовой, межэтнический, внутриполитический); 5) Межгосударственные (конфликт идеологий, конфликт с целью политического господства в мире или отдельном регионе, конфликт отстаивания экономических интересов, территориальный, религиозный конфликты)

2

Характер возникновения

1) Объективные (объективно-целенаправленные, объективно-нецеленаправленные конфликты); 2) Субъективные (субъективно-направленные, субъективно-нецеленаправленные)

3

Характер объектов конфликта

1) Ресурсные; 2) Статусно-ролевые; 3) Социокультурные (конфликт интерпретаций, нормативно-ценностный, депривационный, цивилиованный); 4) Идеологические

4

Сферы жизнедеятельности людей

1) Бытовые (социально-бытовые, семейно-бытовые); 2) Семейные; 3) Трудовые; 4) Воинские; 5) Учебно-педагогические (системный, процессуальный, результативный); 6) Экономические; 7) Политические (внешнеполитические, внутриполитические); 8) Социальные

5

Направленность воздействия и распределение полномочий

1) Вертикальные ("высший против низшего", "высший против среднего и против низшего"); 2) Горизонтальные

6

Степень проявления

1) Явные - латентные; 2) Случайные - хронические

7

Результат

1) Конструктивные - деструктивные; 2) Позитивные - негативные

8

Длительность протекания

1) Кратковременные; 2) Долговременные

9

Адекватность

1) Реалистичные; 2) Нереалистичные

10

Территория охвата

1) Локальные; 2) Региональные; 3) Международные


Приложение 3

Тест по методике К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтной ситуации

Инструкция. "Предлагаемый вашему вниманию опросник состоит из двойных высказываний: а и б. Внимательно прочитав каждое высказывание, выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете".

. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса,

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.

. а) Обычно я стремлюсь добиться своего.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

. а) Я стараюсь найти компромиссное решение,

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя,

б) Я стараюсь добиться своего.

. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

. а) Я думаю, что не всегда следует волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.


б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

. а) Если это сделает другого счастливым, ядам ему возможность настоять на своем.

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят

все затронутые интересы и спорные вопросы,

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия,

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

. а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посреди-

не между моей и позицией другого человека,

б) Я отстаиваю свою позицию.

. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу,

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

. а) Я пытаюсь щадить чувства другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.

Приложение 4

Ключ к методике К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтной ситуации.

№ п/п

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

а

б

2

б

а

3

а

б

4

а

б

5

а

б

6

б

а

7

б

а

8

а

б

9

б

а

10

а

б

11

а

б

12

б

а

13

б

а

14

б

а

15

б

а

16

б

а

17

а

б

18

б

а

19

а

б

20

а

б

21

6

а

22

б

а

23

а

б

24

б

а

25

а

б

26

б

а

27

а

б

28

а

б

29

а

б

30

б

а