Файл: Управление конфликтами в организации (Управление конфликтной ситуацией. Принципы управления конфликтом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По характеру объектов конфликта

А) ресурсные

Ресурсный конфликт - это конфликт, объектом которого являются материальные или духовные ресурсы;

Б) статусно-ролевые

Статусно-ролевой конфликт - это межличностный конфликт, объектом которого является статус в межличностных отношениях или роль в группе;

В) социокультурные

Социокультурный конфликт - это конфликт, основанный на неприятиях других культур разными социумами. Выделяют следующие виды социокультурных конфликтов:

Конфликт интерпретаций, то есть столкновение между фактами настоящего и прошлого, который интерпретируется как несоответствие базовым основам культуры;

Нормативно-ценностный конфликт, то есть столкновение между местной и иностранной культурой, которое воспринимается как культурно пагубное явление;

Депривационный конфликт, когда происходит обновление образа жизни под влиянием изменения технологий, экономики, политических условий (в рамках неизменной или медленно изменяющейся культуры). Новый образ действий, появившийся спонтанно, вступает в конфликт со старой, традиционной культурой;

Цивилизационный конфликт, порождаемый исторической эволюцией культуры - от ее архаической формы к современной;

Г) идеологические

Идеологический конфликт - это борьба за принципы и идеи, чаще всего такой конфликт возникает на уровне руководителей. Не сошлись в видении перспектив развития - начинается противостояние.

В зависимости от сферы жизнедеятельности людей:

А) бытовые

Социально-бытовые конфликты, связанные с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользования бытовыми услугами, распределения обязанностей, установки очередности предоставления социально-бытовых услуг и т. п.;

Семейно-бытовые конфликты, основанные на дисгармонии семейных отношений, неблагополучии психологической атмосферы в семье. Причины этих нарушений имеют различные уровни значимости: от мелких бытовых неурядиц, морально-бытовой распущенности членов до серьезных идеологических расхождений, прямо или косвенно влияющих на организацию различных сторон ее жизни;

Б) семейные

Семейный конфликт - это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов. Сюда относятся: супружеские конфликты, конфликт между родителями и детьми (Издержки воспитания детей; ригидность семейных отношений; возрастные кризисы детей; личностный фактор) и конфликт родственников (авторитарное вмешательство родственников);


В) трудовые

Трудовой конфликт - это особый вид социального конфликта, в котором в качестве объекта выступают трудовые отношения и условия их обеспечения;

Г) воинские

Война и вооруженный конфликт - это формы разрешения политических противоречий путём вооружённого насилия, различающиеся степенью его применения. Причинами этого являются разного рода противоречия (экономические, территориальные, религиозные и т.д.) между государствами, нациями, народами, классами и т.д.

В зависимости от характера и сторон противоречий, порождающих войну и вооружённый конфликт, последние подразделяются на гражданские и межгосударственные, религиозные и экономические, справедливые и несправедливые и т.д. По своим масштабам войны делятся на мировые, региональные и внутригосударственные (гражданские). Последние могут иметь в качестве своих причин межклассовые, религиозные или межэтнические противоречия;

Д) учебно-педагогические

К таким конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребенком), а также межгрупповые конфликты, если они возникают между учителем и классом, например. Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций. Позицию учителя можно условно выразить словами "Я призван тебя воспитывать", позиция ученика отражена в классической фразе: "Я не хочу, чтобы меня воспитывали".

Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин. В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов; отсутствие коммуникативной культуры и т.д.;

Е) экономические

Противоречие экономических интересов и столкновение групп людей, выражающих эти интересы. На уровне людей и предприятий такие противоречия неизбежно. Но возможность столкновения групп людей с противоположными интересами разные направления экономической мысли оценивают по-разному.

Основными субъектами экономических конфликтов являются государства, экономические союзы, крупные финансовые объединения, монополии и т. д.

Экономические конфликты могут проявляться на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях и вовлекать в свои орбиты тысячи и миллионы людей, политические партии и государства.

Экономические конфликты отличаются и по формам своего проявления. Такими формами могут быть: конкуренция, экономическая блокада, эмбарго, забастовка и др.;


Ж) политические

Политический конфликт представляет собой борьбу за политическое влияние в обществе или на международном уровне. Это столкновение противоположных общественных сил, и его причиной являются противоположные или разнонаправленные политические цели и интересы. Выделяются внешнеполитические (межгосударственные) и внутриполитические конфликты;

З) социальные

Социальный конфликт понимается как такой вид противостояния, при котором стороны - участники конфликта в своих действиях ориентированы на захват территории либо ресурсов противника, могут угрожать собственности, культуре групп и индивидов, находящихся в оппозиции, и эти действия носят характер борьбы или обороны. То есть необходимым условием возникновения социального конфликта является наличие двух противоборствующих сторон.

В соответствии с направленностью воздействия и распределением полномочий

А) вертикальные

Вертикальный конфликт "высший против низшего", как правило, возникает между руководителем и подчиненным. Первый стремится усилить свою власть и контроль, а второй все больше сопротивляется. Стремясь защитить свою автономию, подчиненные используют следующие "способы" воздействия на руководство: утаивают от шефа информацию, оказывают пассивное сопротивление, сплачиваются с коллегами и используют "круговую поруку", создают видимость бурной работы или подчеркивают свою незаменимость.

Как можно изменить систему "высший - низший", чтобы уменьшить потенциальные конфликты? Руководитель должен использовать разные стили лидерства; необходимо заменить личную власть через введение организационного порядка, правил и процедур в отношении персонала; личную власть можно подменить корпоративной культурой;

Вертикальный конфликт "высший против среднего и против низшего"

"Средний" (мастер, начальник отдела, иногда менеджер по персоналу) в этом конфликте выступает в роли буфера. "Высший" приказывает, а "низший" сопротивляется. Это двусмысленное положение "среднего" между двух огней - основная причина стресса и благодатная почва для конфликтов. Как можно изменить систему "высший - средний - низший", чтобы уменьшить потенциальные конфликты? Необходимо: установить более открытую коммуникацию между всеми; более четко определить задачи и распределить полномочия; обсуждать расхождение во мнениях; соблюдать дистанцию в системе "средний - низший";

Б) горизонтальные

Принцип этого конфликта: "равный против равного". Типичные горизонтальные конфликты - конфликт между функционально связанными отделами, например, сбытом и производством; между отдельными компаниями в концерне, между партнерами при слиянии; между двумя учредителями. Механизм борьбы на начальном этапе разворачивания конфликта - "выиграть-проиграть". Однако чем сильнее взаимозависимость участников конфликта, тем сильнее тенденция к переговорам и сотрудничеству и к переходу к следующим фазам конфликта.


В системе "равный-равный" наиболее частыми являются следующие проблемы, которые и приводят к конфликтным взаимодействиям: распределение задач и ответственности; разные цели и интересы отделов с различными функциями. К примеру, производство требует времени, а сбыт - быстрой поставки; зависимость от общих служб и ресурсов; различия в престижности работы.

В зависимости от степени проявления

А) явные - латентные

Явный конфликт - конфликт, проявляющийся открыто и осознаваемый в качестве такового.

Латентный конфликт - конфликт, не проявляющийся открыто. Латентный конфликт не осознается конфликтующими сторонами;

Б) случайные - хронические

Случайный конфликт - это такой конфликт, когда основное влияние на его возникновение оказывают второстепенные причины, которые могут и не зависеть от главных причин. Хронический конфликт - это такой конфликт, при котором конфликтующие стороны не меняют тактику взаимоотношений, в связи с чем такие столкновения становятся систематическими, а негативизм субъектов все более упорным;

По степени результата:

А) конструктивные - деструктивные

Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.

Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений;

Б) позитивные - негативные

Позитивный конфликт - конфликт, который в результате завершился положительно.

Негативный конфликт - конфликт, который в результате завершился отрицательно;

По длительности протекания

А) кратковременный конфликт - это такой конфликт, продолжительность которого составляет от нескольких минут до нескольких часов;

Б) долговременный конфликт - это такой конфликт, продолжительность которого составляет от нескольких часов до нескольких суток);

В соответствии с адекватностью

А) реалистичный конфликт - вызван неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлен на достижение конкретного результата;

Б) нереалистичный конфликт - имеет своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью;

По территории охвата

А) локальный конфликт - столкновение, противоборство, в которое вовлечена часть персонала крупного предприятия либо рабочих и служащих региона, отдельной отрасли хозяйства из-за разногласий по поводу условий труда, социальной защиты работников, введения новых или существенного изменения действующих правил и инструкций;


Б) региональный конфликт - разного рода социальные конфликты, возникающие между участниками, разделенными административной границей в рамках единого государства, и конфликты между центром и регионами;

В) международный конфликт - это особое, а не рутинное политическое отношение, поскольку оно означает и объективно, и субъективно разрешение разнородных конкретных противоречий и порождаемых ими проблем в конфликтной форме, которые в ходе своего развития могут продуцировать международные кризисы и вооруженную борьбу государств.

3. Управление конфликтной ситуацией. Принципы управления конфликтом

Управление конфликтом - это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Управление конфликтами имеет свою специфику, которая связана с самой природой конфликта как сложного социального явления.

Управление конфликтами должно строиться на принципе компетентности и принципе сотрудничества и компромисса.

Принцип компетентности. Данный принцип предполагает, что вмешательство в естественный ход развития конфликта должны осуществлять люди, которые имеют определенные знания в данной области и компетентны осуществлять действия по разрешению возникшего конфликта. Эти специалисты должны знать динамику конфликтов вообще. Такие знания они могут получить как в результате обучения (тогда эти знания будут носить теоретический характер), так и на практике, т.е. в результате личного жизненного опыта (и в этом случае эти знания будут обладать практической ценностью). Также люди, выполняющие задачу по разрешению конфликта, обязаны собрать максимально полную и разностороннюю информацию о данном конкретном конфликте. Управление конфликтом - это своего рода вмешательство в его естественный процесс, поэтому, осуществление такого вмешательства должно основываться только на тех знаниях, которыми обладает человек по поводу данной ситуации, иначе это может привести к еще более негативным последствиям по сравнению с теми, которые могли бы быть в случае естественного развития конфликта.

Принцип сотрудничества и компромисса. Данный принцип предполагает, что оппоненты стоят на позиции защиты собственных интересов и достижения своих целей, но при этом они используют соответствующие конструктивные стратегии - сотрудничество, компромисс, избегание конфронтации. В этом случае необходимо отказаться от желания внести радикальные изменения в развитие ситуации и сосредоточить все усилия на том, чтобы форма разрешения противоречия носила конструктивный характер и противоборствующие стороны использовали мирные стратегии и тактики. Целью здесь становится не блокирование, подавление развития противоречия, а стремление разрешить его конструктивными, неконфликтными приемами.