Файл: Управление конфликтами в организации (Управление конфликтной ситуацией. Принципы управления конфликтом).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие конфликта. Социальный конфликт
1.2 Периоды и этапы развития конфликта
2. Типология конфликтов. Проблема типологии конфликтов
3. Управление конфликтной ситуацией. Принципы управления конфликтом
4.1 Исследование состояния конфликтов в трудовом коллективе
Управление конфликтом включает в себя следующие аспекты: анализ симптомов, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. В качестве управленческих воздействий также могут выступать пресечение, гашение, преодоление и устранение конфликта.
Одним из важнейших способов управления конфликтами является их профилактика. Это означает, что организация жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия должна строиться таким образом, чтобы исключалась или минимизировалась вероятность возникновения и развития деструктивных противоречий и конфликтов между ними. Профилактика конфликтов является важнейшей частью комплекса мероприятий по их управлению, так как является гораздо менее затратной. В результате профилактики конфликтов снижается вероятность их возникновения и развития, а значит, снижается уровень затрат и силы на их урегулирование. Предупредить конфликт всегда легче, чем конструктивно его разрешить.
4. Исследовательская работа по выявлению методов управления конфликтами в трудовом коллективе на примере ОАО "Детский Мир"
4.1 Исследование состояния конфликтов в трудовом коллективе
В исследовании принимало участие 11 работников из ОАО "Детский Мир" (возраст от 23 лет до 50-60 лет).
При проведении исследования были использованы следующие методики:
Методика К.Н.Томаса ("Оценка способов реагирования в конфликте") позволила определить типичные способы реагирования на конфликтные ситуации. Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности. В основании типологии конфликтного поведения К. Томаса два стиля поведения - это кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
а) соревнование (соперничество), наименее эффективный способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Это наиболее опасный стиль, который может перевести внешний конфликт в прямую конфронтацию и столкновение с применением силы;
б) приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого, слишком частое использование этого стиля, независимо от содержания ситуации, лишает его носителя инициативы и способности к активным социальным действиям, что рано или поздно приводит к возрастанию напряженности внутренних конфликтов и всеми вытекающими из этого последствиями;
в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Люди с этим стилем стремятся примирить противоречивые интересы разных партнеров со своими собственными. Противоречие, вызвавшее конфликт, естественно, не разрешается, а маскируется и временно загоняется внутрь с помощью частичных уступок и жертв со стороны каждого участника конфликта;
г) избегание (уход, уклонение), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Этот стиль не способен разрешить противоречие, лежащее в основе конфликта, так как личность не признает вообще эти противоречия как реально существующие. Этот стиль свойственен людям со сниженной самооценкой и недостаточно развитым социальным интеллектом. Так же, как и другие, стиль избегания порождает усиление внутренних конфликтов;
д) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
К. Томас считает, что, избежав конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха в случаях конкуренции, приспособления и компромисса либо один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. Этот способ поведения является самым активным и эффективным в смысле определения исхода конфликтной ситуации. Наиболее конфликтным считается стиль соперничество; избегание и приспособление характеризуются пассивной формой поведения. Компромисс занимает как бы промежуточное положение, совмещая в себе и активную и пассивную формы реагирования.
Опросник состоит из 60 суждений, сгруппированных в 30 пар (см. приложение 3). Чтобы определить, к какому типу склоняется испытуемый, ему предлагается, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний, выбрать то из них, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Методика "Оценка психологического климата в трудовом коллективе" (см. приложение 4) позволила определить уровень социально-психологического климата в коллективе. Она также диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития.
Испытуемым предлагался опросник из 13 вопросов, в которых предлагалось по шкале от -3 до +3 оценить климат в своем коллективе. Оценки обозначают: 3 - свойство проявляется в коллективе всегда; 2 - свойство проявляется в большинстве случаев; 1 - свойство проявляется нередко; 0 - проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство. Обработка включала 2 этапа:
этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала +, потом - оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого участника, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих.
Затем полученную цифру сравнивают с ключом методики:
+ 22 и более - это высокая степень благоприятности социально-психологического климата.
От 8 до 22 - средняя степень благоприятности социально-психологического климата.
От 0 до 8 - низкая степень благоприятности.
От 0 до -8 - начальная неблагоприятность социально-психологического климата.
От -8 до -10 - средняя неблагоприятность.
От -10 и ниже - сильная неблагоприятность.
"Тест на оценку уровня конфликтности личности" (см. приложение 5) позволил определить как в каждом отдельном случае, так и общий уровень конфликтности коллектива. Опросник состоит из 14 вопросов, где из предложенных ответов предлагалось выбрать наиболее подходящий для личности испытуемого. Полученные в результате исследования данные соотносились с ключом (а -1б, б -2б, в -3б). Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, давало представление об уровне конфликтности данной личности.
Уровни развития конфликтности
- 23 - низкий уровень
- 32 - средний
- 42 - высокий
4.2 Результаты исследовательской работы
управление конфликт трудовой противоречие
В результате проведения методики К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтной ситуации получены следующие данные (см. Таблица 1).
Таблица 1 - Данные по методике К. Томаса, определение стиля поведения в конфликтной ситуации.
№ п/п |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1 |
6 |
7 |
4 |
5 |
8 |
2 |
4 |
8 |
10 |
4 |
4 |
3 |
3 |
7 |
7 |
4 |
8 |
4 |
0 |
6 |
11 |
5 |
8 |
5 |
2 |
4 |
7 |
9 |
7 |
6 |
0 |
3 |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
6 |
6 |
9 |
2 |
8 |
1 |
6 |
10 |
8 |
5 |
9 |
0 |
8 |
8 |
10 |
4 |
10 |
3 |
5 |
7 |
9 |
6 |
11 |
4 |
4 |
6 |
11 |
4 |
Σ=29 или 9% |
Σ=64 или 20% |
Σ=85 или 26% |
Σ=83 или 25% |
Σ=64 или 20% |
Самым распространенным стилем поведения в конфликтной ситуации работников коллектива ОАО "Детский Мир" является стиль компромисс - 85 выборов или 26%, на втором месте, но не менее значимым является стиль избегание - 83 выбора или 25%. На третьем месте - стиль приспособление - 64 выбора или 20%, на четвертом месте, но также не менее значим стиль сотрудничество - 64 выборов или 20%. На основании количественных данных можно утверждать, что такие стили поведения, как компромисс, избегание, приспособление и сотрудничество распределены примерно в равном соотношении. Поэтому можно судить о высокой профессиональной подготовленности работников коллектива данного предприятия по поведению в конфликтной ситуации, а также о высокой адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности. Стиль избегание находится на последнем месте - 24 выбора или 9%. Поэтому можно судить о том, что работники стараются не переходить к прямой конфронтации и не стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Примечание: 1.Соперничество; 2.Сотрудничество; 3.Компромисс; 4.Избегание; 5.Приспособление.
Рисунок 1 - Гистограмма распределения показателей стиля поведения в конфликтной ситуации по методике К. Томаса работников коллектива ОАО "Детский Мир"
В таблице 2 представлен анализ стилей поведения членов трудового коллектива организации в конфликте в зависимости от возраста.
Таблица 2 - Сводная таблица по тесту К. Томаса. Определение стиля поведения в конфликтной ситуации в зависимости от возраста. (ОАО "Детский Мир")
Меньше 30 лет |
30-50 лет |
Больше 50 лет |
||||
Кол-во выборов |
% |
Кол-во выборов |
% |
Кол-во выборов |
% |
|
Соперничество |
13 |
15 |
9 |
6 |
7 |
8 |
Сотрудничество |
22 |
25 |
25 |
17 |
17 |
19 |
Компромисс |
21 |
23 |
44 |
30 |
21 |
23 |
Избегание |
13 |
15 |
40 |
27 |
30 |
34 |
Приспособление |
20 |
22 |
30 |
20 |
14 |
16 |
Таким образом, в возрасте до 30 лет преобладает сотрудничество, от 30 до 50 лет преобладает компромисс, а после 50 лет преобладает стиль избегание.
Анализ стилей поведения в конфликтной ситуации работников трудового коллектива в зависимости от возраста представлен на гистограмме:
Рисунок 2 - Гистограмма распределения стилей поведения в конфликтной ситуации в зависимости от возраста. (ОАО "Детский Мир")
Можно сделать вывод, что в организации в возрасте до 50 лет поведение в конфликтах не сводится ни к прямой конфронтации, ни к уходу от него, а сводится к непосредственному разрешению "здесь и сейчас". А вот в возрасте после 50 лет преобладает стиль поведения избегание конфликтов, о чем можно судить, что самооценка в этом возрасте начинает понижаться, что может привести к внутриличностным конфликтам.
Таблица 3 - методика определения уровня конфликтности личности. (ОАО "Детский Мир")
ОАО "Детский Мир" |
|
Низкий уровень |
- |
Средний уровень |
100% |
Высокий уровень |
- |
После обработки результатов по определению уровня конфликтности трудового коллектива в ОАО "Детский Мир" получилось, что у 100% опрошенных работников средний уровень конфликтности.
Таблица 4 - Результаты исследования социально-психологического климата в трудовом коллективе. (ОАО "Детский Мир")
№ п/п |
ОАО "Детский Мир" |
1 |
+24 |
2 |
+14 |
3 |
+17 |
4 |
+30 |
5 |
+27 |
6 |
+23 |
7 |
+12 |
8 |
+32 |
9 |
+35 |
10 |
+12 |
11 |
+28 |
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|
17 |
|
∑= 254, 254/11=23 |