Файл: Выбор стиля руководства в организации (Исследование стиля руководства в МБУ «МФЦ» г.Подольска).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследования показали, что демократиче­ский стиля руководства, как и авторитарный, предполагает наличие двух вариантов: «кон­сультативный» и «партисипативный».

«Консультативная» модель характеризует­ся тем, что руководитель демонстрирует ин­терес к точке зрения и мнению сотрудников, консультируясь и советуясь с ними, стремясь максимально использовать в деятельности организации все то лучшее, что они предла­гают. Основной стимулирующей мерой в этом случае становятся различные виды поощре­ния, в то время как наказания применяются руководителем лишь как крайняя мера дис­циплинарного воздействия. Подчиненные, как правило, высказывают свое удовлетворение таким стилем руководства, хотя многие реше­ния на самом деле как бы «подсказываются» им сверху, при этом они чаще всего готовы оказывать руководителю всю необходимую помощь при решении возникающих проблем и демонстрируют ему необходимую мораль­ную поддержку.

Для «партисипативной» модели характер­но следующее: руководитель демонстрирует полное доверие подчиненным в решении всех возникающих вопросов и встречает такое же доверие с их стороны; он всегда стремится их выслушать и использовать все полезные идеи и конструктивные предложения, сотрудничает с подчиненными в постановке целей и в кон­троле за их исполнением. При этом стиле ру­ководства создаются необходимые условия для сплочения коллектива и поддержания в нем благоприятной психологической атмосферы[17].

Рассматривая вопрос о различном влиянии описанных выше стилей руководства, хотелось бы еще раз отметить, что при авторитарном стиле может быть выполнен примерно в два раза больший объем работы, чем при демокра­тическом, однако ее качество, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества гораздо ниже. Это подтверждает тезис о том, что авторитарный стиль руководства предпо­чтительнее в тех организациях (ситуациях, коллективах), где деятельность сотрудников носит более простой характер и ориентиро­вана в первую очередь на количественные показатели, а демократический стиль эффек­тивен в организациях, где члены коллектива заняты более сложной или более творческой деятельностью, приоритетом которой является степень ее новизны или ее качество[18].

Довольно близка приведенной выше ти­пологии, несмотря на определенные разли­чия в терминологии, еще одна классифика­ция стилей руководства, приведенная в работе Д. Майерса. Первый стиль в данной клас­сификации – это так называемый инструмен­тальный, или ориентированный на задачу. При таком стиле руководитель, прежде все­го, ориентирован на решение поставленной перед ним задачи и делает для этого все, что, по его мнению, необходимо – сам распреде­ляет задания среди подчиненных, планирует процесс их выполнения, составляет графики работ, разрабатывает стратегию и тактику их выполнения, следит за созданием нужных условий, обеспечением подчиненных всеми необходимыми ресурсами.


Вторая возможная модель – это стиль, ори­ентированный на человеческие отношения, или на подчиненных. Руководитель в этом случае свою основную задачу видит в соз­дании благоприятного морально-психологи­ческого климата, в организации совместной работы, в обеспечении сотрудничества и вза­имопомощи между своим и подчиненными, в обеспечении возможностей максимального участия сотрудников в принятии решений, в поощрении их профессионального роста и развития[19].

Оказывается, что ориентированный на подчиненных стиль руководства весьма близок демократическому, он также оказывает поло­жительное влияние на эффективность деятель­ности и способствует повышению производи­тельности, так как обеспечивает условия для свободы творчества и самовыражения сотруд­ников, способствует их удовлетворенности своей работой и ее эмоциональной привлека­тельности для них[20]. Как следствие использо­вания данного стиля отмечается снижение нарушений дисциплины, прогулов и текуче­сти кадров, формирование более благопри­ятного морально-психологического климата, оптимизация взаимоотношений в коллективе и отношений в системе «руководитель – под­чиненные».

1.2. Подходы к выбору стиля руководства

Авторитарный стиль ру­ководства, подразумевающий жесткую иерар­хическую структуру системных связей между руководителем и подчиненными, соответствует иерархической структуре организации соци­альной системы. Напротив, демократический стиль, в основе которого лежит стремление повысить эффективность работы системы за счет максимального использования творческой активности сотрудников и предоставления им возможности устанавливать необходимые вну­трисистемные связи, служит классическим об­разцом организации многосвязной системы[21].

Таким образом, представляется, что демо­кратический стиль руководства «по определе­нию» более эффективен, поскольку именно многосвязная структура обеспечивает наиболь­ший порядок организации и наименьший уро­вень энтропии системы. В целом, это совпадает с представлением о сравнительной эффектив­ности стилей руководства, в той или иной мере присущим большинству исследователей. Од­нако здесь могут быть очень важные нюансы[22].


Преиму­щества демократического стиля руководства проявляются главным образом в «тепличных» условиях, при отсутствии агрессивной внеш­ней среды, создающей явную угрозу для суще­ствования системы, с одной стороны, и жестко­го лимита времени для выполнения системой своих функциональных задач, с другой[23].

В кризисных и экстремальных условиях управления для абсолютного боль­шинства задач наибольшую эффективность приобретает авторитарный стиль руководства, использующий иерархическую структуру вза­имоотношений с подчиненными. В этих ус­ловиях главным достоинством такого стиля становится возможность быстро устанавли­вать простую, но надежную структуру связей в системе, в которой особо высокие требова­ния к индивидуальным характеристикам эле­ментов (креативности, коммуникативности) предъявляются только по отношению к самому руководителю. Если эти требования удовлетворяется и во главе организации дей­ствительно оказывается незаурядная личность, то даже при отсутствии большого числа вы­сококвалифицированных помощников, тако­му руководителю удается в кратчайший срок и при минимуме затрат создать весьма эффек­тивную организацию. В экстремальных ус­ловиях такая организация способна выиграть сражение у своих конкурентов даже при их явном преимуществе в квалификации, опы­те, а иногда и численности персонала, но при одном условии: если системная организация конкурентов будет иметь большую энтропию, то есть будет более аморфной, рыхлой[24].

Выводы. Под стилем руководства по­нимают совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодей­ствие руководителей и подчиненных.

Стиль руководства в контексте управле­ния – это привычная манера поведения ру­ководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих от­ношениях или главным образом о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, ха­рактеризующий данного лидера.

В рамках традиционных подходов стиль руководства может быть автократичным, демократичным или либе­ральным.

Стиль руко­водства детерминирован такими факторами, как особенности организации в целом и ее от­дельных подразделений, существующий в них порядок ведения дел, позиции ее владельцев и высших менеджеров, преобладающая систе­ма ценностей, тип культуры, ситуационные факторы и случайные обстоятельства. В зависимости от этого исследователи выде­ляют «одномерные», то есть обусловленные одним каким-то фактором, и «многомерные», учитывающие два и более обстоятельств при построении взаимоотношений «руководи­тель – подчиненный», стили управления.


Преиму­щества демократического стиля руководства проявляются главным образом в «тепличных» условиях, при отсутствии агрессивной внеш­ней среды, создающей явную угрозу для суще­ствования системы, с одной стороны, и жестко­го лимита времени для выполнения системой своих функциональных задач, с другой.

В кризисных и экстремальных условиях управления для абсолютного боль­шинства задач наибольшую эффективность приобретает авторитарный стиль руководства, использующий иерархическую структуру вза­имоотношений с подчиненными.

Глава 2. Исследование стиля руководства в МБУ «МФЦ»

2.1. Краткая характеристика МБУ «МФЦ» г. Подольска

Правовой основой для создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) служит Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность МФЦ, являются Постановления Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376, от 27.09.2011 № 797, от 22.12.2012 № 1377.

В своей деятельности многофункциональный центр руководствуется:

− Федеральным законом от 27 июля 2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

− постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления»;

− постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее − Постановление № 1376);

− постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;


− Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;

− иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Мурманской области, муниципального образования.

На конец 2014 г. в Московской области открыто и функционирует 37 многофункциональных центров. Ответственность за координацию работы МФЦ Московской области и контроль за их деятельностью осуществляет Государственное казенное учреждение Московской области «Московский областной Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (Уполномоченный МФЦ), который был образован в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 13.03.2013 г. № 151/9.

Многофункциональный центр представляет интересы заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг. Многофункциональный центр также представляет интересы органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями.

В основе работы МФЦ лежит принцип «одного окна», что позволяет минимизировать участие заявителя в сборе справок и документов для получения государственной или муниципальной услуги, а также упрощает контроль за прохождением документации и соблюдением сроков исполнения услуг.

В МФЦ предоставляется около 170 наиболее массовых государственных и муниципальных услуг:

  • государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • выдача и замена паспортов гражданина России;
  • осуществление миграционного учета;
  • лицензирование отдельных видов деятельности;
  • предоставление сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
  • предоставление архивных справок и копий архивных документов;
  • предоставление социальных выплат молодым семьям;
  • государственная регистрация рождения и смерти и др.

Наиболее востребованными и массовыми из них являются регистрация прав на недвижимость и земельные участки, другие услуги в области земельных и имущественных отношений, услуги в области строительства (например, постановка на государственный технический учет объектов капитального строительства, в том числе регистрация документов о принадлежности объекта капитального строительствах оказание социальной поддержки (например, назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка), государственные услуги в сфере миграции (например, постановка на миграционный учет иностранных граждан по месту пребывания).