Файл: Выбор стиля руководства в организации (Исследование стиля руководства в МБУ «МФЦ» г.Подольска).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целях реализации государственной программы РФ «Информационное общество 2011-2020», областной и муниципальной программ «Эффективная власть», а также по поручению губернатора Московской области в 2012 г. было принято решение о создании МФЦ в г. Подольске, результатом чего стало Постановление Главы города Подольска от 19 октября 2012 г. № 1849-п «О создании Муниципального бюджетного учреждения города Подольска «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

Администрация города, понимая всю важность наличия МФЦ в Подольске – одном из крупнейших городов Подмосковья, предоставила новое, большое, красивое здание в центре города, в шаговой доступности от остановок большого количества маршрутов и видов общественного транспорта.

Муниципальное бюджетное учреждение города Подольска «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МБУ города Подольска «МФЦ») начал свою работу в феврале 2014 г.

МФЦ оказывает 43 муниципальных услуги, 37 федеральных и 58 региональных услуг (в том числе услугу по приему заявлений об отказе от получения универсальной электронной карты).

Основными задачами МФЦ являются:

  • ведение личного приема заявителей и формирование заявлений в присутствии заявителей на получение государственных услуг по принципу «одного окна»;
  • обеспечение сбора документов за заявителей, необходимых для принятия решений о предоставлении (отказе в предоставлении) государственных услуг, посредством взаимодействия с исполнительными органами государственной власти и иными организациями, осуществляющими подготовку соответствующих документов и сведений по предметам ведения;
  • формирование полного пакета документов и сведений в электронном виде и их передача вместе с заявлением заявителя в исполнительный орган государственной власти, ответственный за принятие решения о предоставлении государственной услуги (далее – ответственный ИОГВ);
  • отслеживание хода предоставления государственных услуг в ответственных ИОГВ и информирование заявителей по их запросам об этапах оказания государственных услуг;
  • организация получения результатов государственных услуг из ответственных ИОГВ и выдача готовых результатов заявителям.

Порядок деятельности МФЦ определяется в соответствии с Административными регламентами предоставления государственных услуг на базе МФЦ, которые разрабатываются и утверждаются исполнительными органами государственной власти г. Подольска по предметам ведения.


Для автоматизации деятельности МФЦ создается межведомственная автоматизированная информационная система обеспечения деятельности МФЦ (далее – МАИС МФЦ).

В случаях, когда сбор документов за заявителя в электронном виде временно затруднен или невозможен, получение недостающих документов обеспечивается на бумажных носителях силами курьерских служб МФЦ, если соответствующие документы выдаются на территории г.Подольска, или силами самих заявителей, если требуется получение документов из других субъектов РФ, федеральных исполнительных органов власти, органов местного самоуправления или иных организаций до организации с этими органами и организациями электронного взаимодействия.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» прием заявителей в многофункциональном центре осуществляется не менее 5 дней в неделю. График (режим) работы многофункционального центра предусматривает возможность обращения за получением государственных и муниципальных услуг в вечернее время до 20.00, и в один из выходных дней (суббота).

2.2. Анализ стиля руководства в организации

Перед МБУ «МФЦ» стоит ряд проблем, в значительной мере обусловленных использованием авторитарного стиля управления (высокая текучесть кадров, недостаточно благоприятный социально-психологический климат в коллективе). По нашему мнению, стиль руководства в исследуемой организации требует совершенствования. Однако основная проблема при выборе нового стиля состоит в обосновании его параметров, обеспечивающих наибольший уровень эффективности функционирования организации в целом.

На наш взгляд, при выборе наиболее предпочтительного стиля руководства в МБУ «МФЦ» следует использовать следующие основные критерии: организационно-правовая форма, основные стратегические приоритеты развития, состав трудового коллектива по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование), личность руководителя, его индивидуальные психоэмоциональные особенности. Систематизируем указанные факторы выбора наиболее предпочтительного стиля для исследуемой организации в таблице 5.

Таблица 5


Основные факторы, влияющие на целесообразность формирования нового стиля руководства в МБУ «МФЦ»

Факторы формирования нового
стиля руководства

Особенности стиля руководства
в МБУ «МФЦ»

Факторы, влияющие на выбор стиля руководства

1. Организационно-
правовая форма

Некоммерческая бюджетная организация с достаточно существенной отчетностью перед вышестоящими инстанциями и жесткими регламентами деятельности

Невозможен демократический стиль руководства в классическом понимании ввиду жесткой иерархичности структуры организации, тщательного контроля над ее функционированием, необходимости поддержания высокого уровня трудовой дисциплины

2. Основные стратегические приоритеты развития

Один из важнейших приоритетов развития органов надзора за учреждениями -
повышение качества проверок с целью
комплексного контроля за качеством
услуг

Необходимо увеличение фонда рабочего времени, расходуемого непосредственно на проверки. Следовательно, целесообразно некоторое снижение нерационального бюрократизма с целью высвобождения
времени на цели проверок

3. Характеристики

трудового коллектива

87,3% коллектива- женщины, 100%
имеют высшее образование

Недопустим абсолютно демократический стиль управления практически полностью женским коллективом. В то же время недопустим жестко авторитарный стиль управления коллективом, в котором 100% имеют высшее образование

4. Особенности руководителя, его способность к изменениям

Руководитель способен к изменению стиля управления, в том числе в направлении его некоторой либерализации

Возможна достаточно оперативная модернизация стиля руководства в любом направлении

Таким образом, на выбор нового стиля руководства в МБУ «МФЦ» существенное влияние оказывают бюджетная форма организации, специфика коллектива и руководителя, а также общая стратегия развития. Соответственно, существующий авторитарный стиль требует изменения. Однако его замена на демократический стиль практически невозможна.

Сошлемся в данном вопросе на мнение одного из известных специалистов в области руководства и лидерства А. Я. Кибанова: «В бюджетных организациях полная демократизация может привести к быстрой дезорганизации, резкому уменьшению трудовой дисциплины и повышенным рискам злоупотреблений сотрудников»[25]. Действительно, демократическое руководство деятельностью чиновников представляет собой определенный нонсенс - оно практически не согласуется с достаточно высоким бюрократизмом деятельности МБУ «МФЦ», которого полностью в любом случае не избежать. Из классификации стилей руководства по Р. Лайкерту (эксплуататорски-авторитарный, патерналистски-авторитарный, командный, демократический) для МБУ «МФЦ» нами предлагается выбрать командный стиль руководства.


Командный стиль в принципе логически следует из общей эволюции развития стилей руководства МБУ «МФЦ» в направлении их последовательной поступательной либерализации. Такого рода либерализация в 2013 гг. (переход от эксплуататорски-авторитарного к патерналистски-авторитарному стилю) была обусловлена сменой высшего руководства исследуемой организации и пониманием новым руководством необходимости смягчения стиля управления с целью предотвращения оттока квалифицированных кадров. Однако в рамках авторитарного, пусть даже мягкого, стиля руководства полностью решить такую крайне важную проблему, как снижение текучести, не удалось (так, в 2014 г. коэффициент текучести кадров составил 23,2%, что крайне существенно даже для государственных органов).

Командный стиль руководства способствует проявлению инициатив сотрудников по различным аспектам развития организации (организация оказания услуг, разрешение проблем в трудовом коллективе), уменьшает уровень нерациональной бюрократизации деятельности и позитивно влияет на степень лояльности персонала к организации, положительно действуя тем самым на процесс уменьшения уровня текучести кадров.

2.3. Рекомендации по использованию командного стиля руководства в МБУ «МФЦ»

В рамках предлагаемого командного стиля руководителю МБУ «МФЦ» можно также порекомендовать советоваться с подчиненными по ряду вопросов, требующих непосредственного участия последних. К такого рода вопросам можно отнести:

1) характер взаимодействия с руководством и персоналом конкретных учреждений (например, конкретный сотрудник может знать специфику той или иной проблемы, лучше руководителя МБУ «МФЦ», поэтому в случае возможной спорной ситуации экспертное мнение данного сотрудника должно иметь крайне существенное значение);

2) работа с нестандартными жалобами (МБУ «МФЦ» должно реагировать на все потенциальные жалобы пользователей услуг и иных заинтересованных лиц, например их родственников, представителей общественности, однако иногда такого рода жалобы поступают от не вполне психически здоровых граждан; значит, руководитель организации совместно со специалистами должен производить первичный отсев такого рода жалоб и в целом дифференциацию жалоб по степени приоритетности. Если руководитель будет продолжать авторитарно руководить данным процессом, без учета квалифицированного мнения сотрудников, высок риск нерациональной траты рабочего времени на несущественные или вовсе абсурдные жалобы и, соответственно, возможно снижение эффективности контроля по действительно
актуальным направлениям);


3) совершенствование системы мотивации труда, в частности распределение премиального фонда (руководитель МБУ «МФЦ» должен коллегиально обсуждать критерии премирования с коллективом с целью уменьшения уровня волюнтаризма в данной области, который может привести к существенному ухудшению социально-психологического климата в организации в целом);

4) организация и осуществление разного рода корпоративных мероприятий.

Что касается методов руководства, то в данном случае руководителю будет целесообразно пересмотреть степень «давления» методов на подчиненных, уделяя внимание доверию, компромиссам и соглашательству. Основной упор в изменении стиля управления руководителя МБУ «МФЦ» будет сделан на деловое общение с подчиненными и выслушивание их мнения. Тогда либерально-авторитарный коэффициент приблизится к рекомендованному значению.

Предлагаемый командный стиль управления начальника МБУ «МФЦ» согласно решетке Р. Блейка и Дж. Моутона должен определяться как 5.5 (рис. 1).

Рис. 1. Предлагаемый командный стиль руководителя МБУ «МФЦ» согласно методическому подходу Блейка-Моутона

Командный стиль в целом будет характеризовать руководителя МБУ «МФЦ» как руководителя, сочетающего заботу о людях с заботой о работе. Такой руководитель идет на компромисс во всех случаях. Решения будут приниматься руководителем, но обязательно путем обсуждения с сотрудниками. Положительными чертами руководителей такого типа являются постоянство, заинтересованность в успехе начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды.

В феврале 2016 г. был проведен мини-опрос по поводу целесообразности перехода на командный стиль руководства. В опросе на условиях анонимности приняли участие все работники организации (21 человек). При этом был сформулирован следующий вопрос: «Одобряете ли Вы возможный переход руководителей МБУ «МФЦ» на командный стиль руководства?» Перед этим всем опрашиваемым было разъяснено содержание командного стиля руководства, выделены его основные отличия от других существующих стилей руководства в системе менеджмента. Как показали результаты опроса (февраль 2016 г.), лишь двое из двадцати одного сотрудника
МБУ «МФЦ» (9,5% респондентов) не одобрили возможный переход на командный стиль руководства. При этом в анонимной беседе данные сотрудники (в возрасте свыше 50 лег) объяснили свою позицию просто опасением вообще каких бы то ни было перемен, что, в принципе, вполне объяснимо. Подавляющее же большинство трудового коллектива(90,5% опрошенных) одобрили потенциальный переход руководства МБУ «МФЦ» на предлагаемый командный стиль управления с уменьшением нерациональной бюрократизации деятельности, в первую очередь в части внутреннего документооборота организации.