Файл: Выбор стиля руководства в организации (Исследование стиля руководства в МБУ «МФЦ» г.Подольска).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты стиля руководства в организации
1.1. Сущность стиля руководства. Виды стилей руководства и их характеристика
1.2. Подходы к выбору стиля руководства
Глава 2. Исследование стиля руководства в МБУ «МФЦ»
2.1. Краткая характеристика МБУ «МФЦ» г. Подольска
2.2. Анализ стиля руководства в организации
2.3. Рекомендации по использованию командного стиля руководства в МБУ «МФЦ»
Введение
Актуальность. В современных условиях развития экономического рынка дня успешного роста и процветания организаций крайне необходимо укрепление роли руководителя, становление новых взаимоотношений в организации между ее членами. Устаревшие механизмы хозяйствования и управления сменяются новыми отношениями, которые как следствие меняют деятельность руководителей и самих организаций. Практика показывает, что основным фактором конкурентоспособности фирмы, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду. Для руководителя, люди - это основной объект деятельности, а его задача сформировать новое видение своей организации и вдохновить людей на совместное движение к новой цели, как к цели собственной жизни. Способность руководителя добиваться поставленных целей зависит от его поведения, которое в свою очередь неразрывно связано с понятием стиля управления. Роль стиля управления непосредственного руководителя на производстве огромна в создании благоприятного социально-психологического климата организации.
Стиль руководства является ключевым фактором успешного управления. В свою очередь эффективность управления на 80% зависит от стиля руководства.
Объектом исследования в работе является МБУ «МФЦ».
Предмет исследования - стиль руководства.
Цель работы: исследовать стиль руководства, применяемый в МБУ «МФЦ» и разработать рекомендации по его совершенствованию.
Задачи работы:
- исследовать сущность стиля руководства; рассмотреть виды стиля руководства и дать их характеристики;
- исследовать вопросы выбора эффективного стиля руководства;
- провести исследования стиля руководства, применяемого в МБУ «МФЦ», выявить существующие проблемы;
- определить пути выбора оптимального стиля руководства.
Научно-методической основой работы послужили труды авторов в области менеджмента, управления персоналом, психологии управления, публикации в научных изданиях, в сети Интернет.
В качестве методов исследования были использованы анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, анализ эмпирического материала.
Источником информации явились данные по МБУ «МФЦ».
Глава 1. Теоретические аспекты стиля руководства в организации
1.1. Сущность стиля руководства. Виды стилей руководства и их характеристика
Под стилем руководства чаще всего понимают совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных[1].
Стиль руководства в контексте управления – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или главным образом о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера[2].
Каждая отдельная группа или организация – это уникальная комбинация отдельных индивидов, их потребностей и мотивов, их ценностей и интересов, их целей и задач. Каждый руководитель – это, прежде всего, отдельный индивид, уникальная личность, обладающая рядом индивидуально-психологических характеристик. Существуют различные типологии стилей лидерства и руководства, однако в реальности это разделение весьма условно, и стиль руководства, присущий конкретному управляющему, не всегда можно строго отнести к какому-то конкретному типу.
В то же время в рамках традиционных подходов (К. Левин) стиль руководства может быть как автократичным, так и либеральным, сосредоточенным как на работе, так и на человеке[3].
Важно также отметить, что стиль руководства детерминирован такими факторами, как особенности организации в целом и ее отдельных подразделений, существующий в них порядок ведения дел, позиции ее владельцев и высших менеджеров, преобладающая система ценностей, тип культуры, ситуационные факторы и случайные обстоятельства.
В современной литературе представлены различные теории, раскрывающие закономерности формирования определенного управленческого стиля. Авторы этих теорий подчеркивают, что стиль руководства (управления) в организации всегда складывается под влиянием конкретных условий и обстоятельств. В зависимости от этого исследователи выделяют «одномерные», то есть обусловленные одним каким-то фактором, и «многомерные», учитывающие два и более обстоятельств при построении взаимоотношений «руководитель – подчиненный», стили управления[4].
При описании основных стилей руководства необходимо подчеркнуть, что в историческом аспекте исследователями первым был выявлен авторитарный стиль, который, по мнению практиков, до сегодняшнего момента наиболее распространен в деятельности руководителей. Самой существенной характеристикой авторитарного стиля является то, что распоряжения и указания отдаются руководителем подчиненным в форме приказа и не сопровождаются какими-либо объяснениями или аргументами, которые показывали бы их связь с общими целями и задачами деятельности организации. Кроме того, реализующий такой стиль управленец предпочитает формально-официальный характер отношений с подчиненными, поддерживает отчетливую дистанцию, которую обе стороны соблюдают[5].
В настоящее время выделяются два варианта авторитарного стиля. «Эксплуататорский» вариант – более жесткий и характеризуется тем, что руководитель целиком и полностью концентрирует в своих руках всю власть и принятие ответственности за решение всех возникающих вопросов, не доверяя это своим подчиненным, не интересуясь их мнением и отношением к происходящему, рассматривая их лишь как простых исполнителей своей воли и раздавая инструкции и указания. Такой руководитель использует преимущественно негативные подкрепления и мотивирования подчиненных, при этом основными формами их стимулирования выступают санкции, штрафы, наказания, шантаж, угрозы, давление или манипулирование[6].
Реализация такого варианта авторитарного стиля руководства приводит, как правило, к негативным последствиям[7]. Поскольку все решения принимаются руководителем без участия коллектива, в одиночку, и лишь затем доводятся до его членов, вполне естественно, что рядовые сотрудники относятся к таким решениям как к навязанным им извне и поэтому не соглашаются с ними или критически обсуждают их даже в том случае, если эти решения на самом деле адекватны и эффективными[8]. Поэтому и выполнение таких решений затягивается, осуществляется без энтузиазма, с низкой степенью вовлеченности сотрудников, при их безразличии или даже сопротивлении. Стороннему наблюдателю становится очевидно, что подчиненные реагируют на любую ошибку или просчет руководителя как на подтверждение своего негативного мнения о нем. Кроме того, по прошествии некоторого времени пребывания такого руководителя в его должности рядовые сотрудники начинают относиться к себе как к своего рода «винтикам», исполнителям чужой воли, действуя по принципу «от меня ничего не зависит», «за нас все уже решено» и «наше дело маленькое» [9].
Руководитель же, беря на себя всю ответственность за принимаемые решения и сосредоточивая в своих руках всю полноту власти, оказывается, что вполне логично, в положении «козла отпущения», в роли «виновника», отвечающего за все допущенные просчеты и ошибки, не осознающего их причин и не понимающего, когда и почему они произошли. Ситуация усугубляется тем, что подчиненные на самом деле зачастую осознают и замечают эти причины, но не говорят о них руководству, так как это, как было отмечено выше, приносит им своего рода моральное удовлетворение, либо же они попросту уверены в том, что им не удастся ничего изменить. Даже если руководитель начинает понимать причины возникшей в коллективе ситуации, он попросту не может возложить ответственность за происходящие события на своих подчиненных, так как они действительно не принимали участия в принятии решений, которые могли привести к ошибкам. Так формируется своего рода негативный «замкнутый круг», создается объективная почва для формирования в организации или подразделении неблагоприятной социально-психологической атмосферы, учащения и обострения межличностных и внутриорганизационных конфликтов[10].
Таким образом, исследователи подчеркивают, что эксплуататорско-авторитарный стиль руководства приводит чаще всего как к экономическим потерям организации, так и к психологическим травмам ее членов[11].
Существует и более мягкий, так называемый благожелательный, вариант авторитарного стиля, характеризующийся тем, что руководитель относится к подчиненным более благосклонно и снисходительно, демонстрируя патернализм и порой даже интересуясь их мнением[12]. Однако, даже если высказанное сотрудниками мнение аргументировано и обосновано, руководитель поступает, как правило, по-своему, причем делает это демонстративно и категорично, что не может не оказывать негативного влияния на социально-психологический климат в коллективе. В процессе принятия решения мнения отдельных сотрудников могут учитываться, и они могут проявлять определенную степень самостоятельности, в то же время этот процесс постоянно контролируется руководителем при неукоснительном соблюдении так называемой генеральной линии и обязательном выполнении всей системы установленных в организации требований и инструкций. Такая разновидность авторитарного стиля, как и в предыдущем случае, может сопровождаться угрозами наказания и применения санкций, однако они не играют такой значительной роли[13].
Несмотря на отмеченные различия, авторитарный руководитель претендует на профессионализм и компетенцию во всех производственных вопросах, вмешиваясь во все происходящее и пытаясь контролировать события, что не может не оказывать негативного влияния на процесс и результаты деятельности. Как это ни парадоксально, руководитель-автократ, сам того не замечая, становится главным дезорганизатором работы коллектива. Симптомы такой дезорганизации – высокая текучесть кадров, нарастающая конфликтность в деловых и межличностных отношениях между сотрудниками, учащение стрессовых ситуаций и ухудшение морально-психологического климата в организации или подразделении. При этом сотрудники могут совершенно «неожиданно» для руководителя подвести его или дезинформировать, то есть «нанести удар в спину» [14].
В ряде проведенных различными авторами исследований показано, что в условиях авторитарного стиля руководства возможно выполнение большего в количественном отношении объема работы, чем в условиях демократического стиля, однако качество работы, ее оригинальность и новизна, наличие признаков творчества практически всегда в такой же степени будут ниже. Иначе говоря, авторитарный стиль эффективнее в случае руководства более простыми видами деятельности, приоритетной для которых является ориентация на количественные параметры[15].
В качестве противоположности описанному выше автократическому стилю руководства подавляющее большинство исследователей рассматривает демократический стиль руководства.
Характерными признаками тех организаций, где доминирует демократический характер руководства, являются широкий характер децентрализации полномочий и их делегирование рядовым сотрудникам, их активное участие в принятии решений, целенаправленное создание системы таких внутриорганизационных отношений, когда сам процесс выполнения работниками своих служебных обязанностей становится для них значимым и привлекательным, а в качестве наиболее существенного вознаграждения выступает удовлетворение от успешно выполненной работы[16].
Руководитель-«демократ» стремится сделать процесс и условия деятельности для своих подчиненных более привлекательными, старается не навязывать им свою волю, активно привлекает их к принятию решений, что дает им возможность формулировать собственные цели на основе ключевых идей организации.