Файл: Корпоративная культура в организации (Анализ корпоративной культуры ПАО «Промприбор»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы корпоративной культуры организации
1.1. Понятие корпоративной культуры
1.2. Типы и виды корпоративной культуры
Глава 2. Анализ корпоративной культуры ПАО «Промприбор»
2.1. Краткая характеристика организации
2.2. Оценка корпоративной культуры компании
2.3. Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры предприятия
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В основе формирования корпоративной культуры ПАО «Промприбор» лежат миссия и ценности организации. Если сотрудник разделяет эти ценности и принципы, если они совпадают с его личными убеждениями, то ему будет комфортно в организации. Формирование корпоративной культуры включает ряд этапов: 1) обсуждение создания корпоративной культуры с руководством компании; 2) исследование существующего состояния и качества корпоративной культуры; 3) идейное формулирование корпоративной культуры; 4) выделение традиций, формирование стандартов; 5) создание символики и ее утверждение. Руководители, желающие осознанного формирования корпоративной культуры должны помнить о том, что это долгий и сложный процесс, но это и потенциал компании, то, ради чего люди становятся сотрудниками компании, каким образом строятся взаимоотношения, какие принципы и методы работы используются в деятельности компании. Корпоративная культура ПАО «Промприбор» является культурой смешанного типа с преобладанием бюрократической компоненты.
2.3. Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры предприятия
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что корпоративная культура ПАО «Промприбор» требует совершенствования. В связи с этим может быть предложен ряд последовательных организационных процедур, которые способствуют развитию корпоративной культуры предприятия (таблица 3).
Таблица 3
Методика развития корпоративной культуры ПАО «Промприбор»
Этап |
Методы |
Результат |
Формирование у работников понимания организационной культуры |
Ознакомление с организационной культурой предприятия на этапе адаптации. Издание Кодекса организационной культуры |
Изменение поведения сотрудников. Формирование команд. Повышение уровня лояльности. |
Формирование корпоративного духа |
Подарки с корпоративной символикой. |
Интеграция коллектива. |
Формирование внутреннего информационного поля компании |
Использование внутреннего портала, печатных изданий, других средств внутренних коммуникаций для информирования персонала о событиях, происходящих в компании |
Интеграция коллектива. Исключение «слухов». |
Первое мероприятие направлено на ознакомление с корпоративной культурой предприятия на этапе адаптации.
Знакомство нового сотрудника с предприятием целесообразно возложить на его наставника. Задачей наставника является создание такой процедуры знакомств, которая позволит сотруднику узнать максимум информации о новом месте работы, но в тоже время не будет отнимать много времени у самого наставника или других сотрудников. Для этого предлагается использовать несколько инструментов.
Во-первых, - лист первого дня. В этом листе перечислены все процедуры, которые необходимо выполнить наставнику и новому сотруднику в первый день пребывания на работе. Рекомендуемый состав Листа первого дня представлен в табл. 4.
Таблица 4
Лист первого дня
№ |
Содержание работы |
1 |
Экскурсия по предприятию |
2 |
Выдать спецодежду (если это предусмотрено рабочим местом) |
3 |
Выдать Организационную книгу |
4 |
Выдать расписание обучения в процессе адаптации, листы наблюдения |
5 |
Оформить папку сотрудника |
6 |
Выдать ящичек в раздевалке |
Первоначально наставник должен провести для нового работника экскурсию по предприятию. Во время экскурсии необходимо рассказать новичку о том, как работают все подразделения предприятия и для чего они предназначены. Наставник выдает учебные пособия, расписание обучения, зачетку, заводит на сотрудника папку всех необходимых бланков и документов (папки нового сотрудника могут храниться с заранее подготовленными бланками, формами); выдает ключи от ящичка в раздевалке сотрудников. На ближайшем собрании смены наставник знакомит всех сотрудников с новым работником и просит оказывать новичку всю необходимую помощь.
Для того, чтобы сотрудники уже на этапе адаптации могли получить полную информацию о корпоративной культуре ПАО «Промприбор» предлагается издание Корпоративной книги. Корпоративная книга содержит данные об истории, традициях предприятия, а также Кодекс корпоративного поведения.
Предлагается печать Корпоративной книги тиражом 1 500 экз. (с учетом уже работающего на предприятии персонала и будущего приема).
Второй блок мероприятий направлен на развитие корпоративного духа.
Следующие мероприятия в рамках блока формирования корпоративного духа, следующие:
1. Формирование традиции поздравления с днем рождения (всех сотрудников, без исключений). О предстоящих днях рождениях целесообразно оповещать предварительно (опять же, используя электронную почту и доски объявлений). Это позволит:
- вызвать положительную реакцию коллег - они поздравляют именинника, и он испытывает благодарность по отношению к ним, стремится в будущем ответить тем же. Это способствует улучшению эмоционального климата в коллективе;
- инициировать знакомство работников между собой. День рождения всегда ассоциируется с общением в благоприятной обстановке и служит дополнительным поводом для знакомства с новичками.
Предлагается личное поздравление сотрудников, проработавших на предприятии более 10 лет, представителями высшего руководства. Таким сотрудникам публично вручается небольшой памятный подарок, и делается памятное фото. Снимок хранится в электронном архиве предприятия. Личное общение с начальством, принятие поздравлений и пожелания благополучия от высшего руководства побуждает сотрудника-именинника и его коллег позитивно относиться к начальству и компании в целом. А получение через некоторое время после дня рождения фотографии вручения подарка «закрепляет» хорошее впечатление от события и положительные ассоциации, связанные с руководством, сослуживцами и организации.
2. Вручение подарков сотрудникам предприятия (к Новому году), имеющих смысловое значение. Подарки должны быть небольшими, но знаковыми, нести в себе нематериальную ценность. Например, на заказанной в типографии открытке может быть размещена фотография коллектива и подпись «Моя команда»; либо фотография здания предприятия и подпись «Здесь я работаю». Такие малозатратные подарки имеют большое значение – они формируют причастность к организации.
В ОАО «Промприбор» традиционно вручаются подарки детям сотрудников (конфеты). Предлагается дополнить «сладкую» часть знаковой. К примеру, футболкой с надписью «Мой папа (моя мама) работает в компании «Промприбор». Если «сладкая» часть - сюрприз для самого ребенка, то вторая, скорее, ориентирована на самого сотрудника (который косвенно выступает носителем ценностей организации, ее организационной культуры) и на его окружение (потенциальных работников и клиентов).
Предлагаемые мероприятия являются простыми в реализации и не требующими значительных затрат, однако, направлены на повышение лояльности персонала к компании.
Третье направление связано с формированием внутреннего информационного поля компании:
1. Информирование работников о происходящих на предприятии событиях, используя внутреннюю электронную почту и доски объявлений (для тех, чья работа не связана с компьютером). Это позволит оперативно сообщать о планируемых и уже произошедших мероприятиях, знаменательных датах и событиях в жизни предприятия.
2. Ежеквартальное определение «передовиков производства» (оценивается результативность, дисциплина). Информация о профессиональных достижениях также размещается на доске почета и рассылается по внутренней электронной почте. Активно распространяя между сотрудниками полезные и позитивные сведения, организация делает им своего рода «информационный подарок», вызывая ответное чувство признательности. Это позволит создать положительное «информационное поле»: коллеги, собственно работа начинают ассоциироваться у сотрудников преимущественно с хорошими событиями[21].
Предлагаемые мероприятия являются простыми в реализации и не требующими значительных затрат, однако, направлены на повышение лояльности персонала к компании.
Выводы
В работе была рассмотрена корпоративная культура ПАО «Промприбор».
Целесообразно отметить, что в ПАО «Промприбор» четко сформированы миссия, стратегия и цели, которые ориентированы на потребителя, на эффективность и качество процессов, на развитие персонала. В организации присутствует ориентация, главным образом, на потребителя и результат. Это означает, что на предприятии постоянно совершенствуется качество, просматривается и чувствуются имидж своей продукции, чтобы соответствовать и превосходить ожидания потребителей. С одной стороны, это правильно, но не стоит забывать и о человеческом факторе. Без должного внимания к сотрудникам ни одна компания не достигла успеха. Следует отметить и такой факт, полученный в результате анкетирования, что не все сотрудники имеют четкое представление о миссии, целях и стратегии ПАО «Промприбор». Ведь грамотные руководители должны посвящать каждого сотрудника в такие моменты работы предприятия и это является недостатком в их работе.
На предприятии прописаны правила поведения сотрудников, но, к сожалению, не все работники с ними ознакомлены. Это также является недочетом, потому что об этих правилах должен знать абсолютно каждый сотрудник, так как это важно для слаженной работы и доброжелательной обстановке в коллективе.
В основе формирования корпоративной культуры ПАО «Промприбор» лежат миссия и ценности организации. Если сотрудник разделяет эти ценности и принципы, если они совпадают с его личными убеждениями, то ему будет комфортно в организации. Формирование корпоративной культуры включает ряд этапов: 1) обсуждение создания корпоративной культуры с руководством компании; 2) исследование существующего состояния и качества корпоративной культуры; 3) идейное формулирование корпоративной культуры; 4) выделение традиций, формирование стандартов; 5) создание символики и ее утверждение. Руководители, желающие осознанного формирования корпоративной культуры должны помнить о том, что это долгий и сложный процесс, но это и потенциал компании, то, ради чего люди становятся сотрудниками компании, каким образом строятся взаимоотношения, какие принципы и методы работы используются в деятельности компании.
Корпоративная культура ПАО «Промприбор» является культурой смешанного типа с преобладанием бюрократической компоненты.
В третьей главе работы в целях совершенствования корпоративной культуры ПАО «Промприбор»:
- совершенствование процесса ознакомления работника с организационной культурой предприятия в процессе организационной адаптации на основе использования наставничества. Издание Корпоративной книги, которая содержит данные об истории, традициях предприятия, а также Кодекс корпоративного поведения;
- информирование работников о происходящих на предприятии событиях через электронную почту и доски объявлений;
- ежеквартальное информирование о «передовиках производства» через электронную почту и доски объявлений;
- поздравление с Днем рождения – для всех работников с информированием о событие через электронную почту и доску объявлений;
- личное поздравление с Днем рождения сотрудников, проработавших в компании более 10 лет с вручением подарка представителями высшего руководства. Памятное фото;
- смысловые подарки сотрудникам и их детям к Новому году.
Предлагаемые мероприятия являются простыми в реализации и не требующими значительных затрат, однако, направлены на повышение лояльности персонала к компании.
Заключение
Корпоративная культура – это совокупность убеждений, ценностей, традиций, мифов и настроений, которые разделяются членами коллектива компании, и которая оказывает влияние на поведение всех членов коллектива и групп, присутствующих в организации.
Корпоративная культура выполняет функции внутренней интеграции и внешней адаптации организации, определяет и объединяет миссию, цели и стратегию организации. Благодаря корпоративной культуре, в организации вырабатывается общий язык, правила поведения, системы поощрения и наказания, обеспечивается более тесная коммуникация между сотрудниками — основные посылки и теоретические положения, от которых отталкивается конкретный человек.
В работе была рассмотрена корпоративная культура ПАО «Промприбор».
Целесообразно отметить, что в ПАО «Промприбор» четко сформированы миссия, стратегия и цели, которые ориентированы на потребителя, на эффективность и качество процессов, на развитие персонала. В организации присутствует ориентация, главным образом, на потребителя и результат. Это означает, что на предприятии постоянно совершенствуется качество, просматривается и чувствуются имидж своей продукции, чтобы соответствовать и превосходить ожидания потребителей. С одной стороны, это правильно, но не стоит забывать и о человеческом факторе. Без должного внимания к сотрудникам ни одна компания не достигла успеха. Следует отметить и такой факт, полученный в результате анкетирования, что не все сотрудники имеют четкое представление о миссии, целях и стратегии ПАО «Промприбор». Ведь грамотные руководители должны посвящать каждого сотрудника в такие моменты работы предприятия и это является недостатком в их работе.