Файл: Тенденции развития международного кредитного рынка (Причины развития рынка ссудных капиталов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нельзя обойти такого рода "диагональных" кредитных отношений (государство - иностранное юридическое лицо), хотя они и не регулируются международным правом, поскольку масштабы международного коммерческого кредитования, причем с самым широким применением упомянутых и иных новых форм кредитования (многостороннее коммерческое кредитование; кредиты с использованием различных ценных бумаг и методов; облигации, международные банковские депозиты, секьюритизированные вексели, сделки "своп" и т.д.) приобрели как по объемам, так и темпам роста невиданный размах, в несколько раз превышая объемы "публичного" кредитования (между самими государствами и между государствами и межгосударственными финансовыми учреждениями), причем "публичное" кредитование сохраняет значение в основном для финансирования помощи развивающимся странам.

Как свидетельствуют эксперты, "трансферы капиталов превышают триллион долларов в день. Чистая сумма ищущего прибыль финансового капитала, которая может быть мобилизована на валютных рынках, далеко превышает то, что может выставить против этого любое государство или даже действующие вместе государства".

Кредитные отношения публично-правового характера, преследуют обычно следующие цели:

  1. поддержание и развитие экспорта страны-заимодавца и соответственно повышение занятости в этой стране; закрепление на иностранном рынке и завоевание его для своих экспортеров; часто такие кредиты даются для постройки крупных промышленных объектов силами страны-заимодавца. Такого рода кредиты обычно обусловливаются обязанностями закупок товаров и услуг в стране кредитора;
  2. сохранение политического, экономического, культурного присутствия страны-заимодавца в стране-заемщике. Это обычно свойственно для стран, бывших колониями стран-заимодавцев;
  3. политическая и стратегическая привязка страны-заемщика к стране-кредитору. Часто в счет таких кредитов (иногда сознательно практически безвозвратных) поставляется вооружение в страну-заемщик. Нередко средства предназначаются и для укрепления в странах-заемщиках политических режимов, желательных для стран-заимодавцев. Особенно актуально было предоставление таких кредитов в годы "холодной войны" как со стороны Советского Союза, так и США и их союзников; предоставление кредитов как государствами, так и международными организациями по гуманитарным причинам в случаях стихийных бедствий, голода, военных действий и т.п. Если такие "кредиты" предоставляются на безвозмездных условиях, они юридически должны рассматриваться как дарения и выходят за рамки международного экономического права; особое место занимают кредиты для поощрения экономического прогресса развивающихся стран со стороны и промышленно развитых государств, и в рамках программ помощи международных экономических и финансовых учреждений. По своей сути это кредиты смешанного политического, экономического, социального и гуманитарного назначения. Разумеется, прежде всего эти кредиты обычно выгодны и нужны развивающимся странам. Но по большому счету кредиты эти несомненно могут быть не менее важны и даже стратегически жизненно необходимы и для "богатых", развитых стран-заимодавцев. Последние в индивидуальном и коллективном плане заинтересованы в обеспечении политико-социального мира на планете в рамках рыночной экономики и в развитии в таком климате своей торгово-экономической экспансии на расширенном мировом рынке для продукции своей промышленности; наконец, в насаждении в развивающихся странах демократических устоев по западным образцам в интересах предотвращения вспышек экстремизма, терроризма и т.п. нежелательных явлений.

Что касается кредитов, предоставляемых государствами друг другу, юридически они подпадают под регулирование, во-первых, общепризнанными принципами международного права, в том числе закрепленными в Уставе ООН и иными универсального характера правовыми актами. Во-вторых и в главных, правовой базой этих кредитов являются соответствующие двусторонние, реже - многосторонние межгосударственные кредитные соглашения или соответствующие условия, содержащиеся в международных договорах более широкого диапазона (договоры о дружбе, сотрудничестве и экономической взаимопомощи; долгосрочные соглашения о торговом, экономическом сотрудничестве и т.п.). Рекомендательно-факультативного значения могут быть и некоторые условия резолюций ООН, например, Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г., а также такие документы, как Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и др.

Кредиты, предоставляемые в рамках специализированных финансовых учреждений, таких как МВФ, Всемирный банк (включая его филиалы), Европейский банк реконструкции и развития и т.п., в отличие от упомянутых выше межгосударственных подпадают практически под специального характера системное правовое регулирование в рамках соответствующих учреждений.

Регулирование финансовой помощи, по сути посредством кредитования в рамках МВФ (кредиты по линии Фонда лишь его вспомогательная функция, призванная обеспечивать главные цели Фонда - стабилизацию и конвертируемость валют) рассмотрено было выше.

Родственное МВФ учреждение - Всемирный банк - МБРР, напротив, изначально было образовано именно для оказания целевой финансовой, кредитной помощи странам-членам в осуществлении ими конкретных проектов и программ своего промышленного, аграрного, инфраструктурного развития. Выше уже говорилось об институционных основах МБРР, а также о том, что уже вскоре после его создания определился крен в сторону направления его деятельности на финансовую поддержку экономического благосостояния развивающихся стран. При этом требовалось не только предоставление кредитов развивающимся государствам как таковым (что входило в уставные функции МБРР), но и непосредственно их частному сектору. В этой связи возникла необходимость создания специальной организации, которая напрямую занималась бы финансированием частных предприятий в производственном секторе развивающихся стран, включая участие в капитале этих предприятий и т.д.

Такая организация возникла в 1956 г. в виде Международной финансовой корпорации (МФК). Она является юридически и финансово - самостоятельным филиалом МБРР со статусом специализированного учреждения ООН. МФК работает на коммерческой основе. Источниками финансирования МФК являются взносы стран-членов в уставный капитал, кредиты, получаемые от Всемирного банка и на международных финансовых рынках, отчисления от прибылей и т.п. Россия входит в состав членов МФК. В 1960 г. создано было еще одно дочернее предприятие МБРР - Международная ассоциация развития (МАР). Задача МАР - оказание помощи наиболее бедным развивающимся государствам посредством предоставления как самим государствам, так и частному сектору беспроцентных кредитов для подъема их экономики и уровня жизни, со сроками погашения до 35-50 лет. Источники финансирования МАР - отчисления прибылей МБРР, взносы государств-членов, взносы наиболее богатых государств. Еще одним дочерним предприятием МБРР (тоже по сути финансовым) является созданное в 1988 г. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (MIGA).


Все три вышеназванные учреждения (МФК, МАР и МИГА), входящие в группу МБРР (Всемирный банк), управляются по совместительству административными органами самого МБРР.

Всемирный банк согласно его Уставу предоставляет долгосрочные кредиты на сроки до 15 и более лет и обычно с более низкими, чем на международных финансовых рынках, процентными ставками для структурных преобразований государств-заемщиков, для мер по либерализации торговли, по приватизации государственного сектора, на реформы образования и здравоохранения, на развитие инфраструктуры.

Как и в рамках МВФ, в МБРР за время его существования были разработаны и приняты специальные кредитные схемы, в том числе:

  1. реабилитационный кредит, обычно предоставляемый единовременно при вступлении новой страны в МБРР и при наличии определенных, кризисных и т.п. ситуаций в стране-заемщике;
  2. целевые кредиты для финансирования конкретных народнохозяйственных проектов, на проведение земельных, налоговых, приватизационных и т.п. реформ;
  3. кредиты на программы по структурному преобразованию (PAS) в отдельных отраслях экономики, в инфраструктуре и т.п. Предоставляются с 1980 г. и аналогичны механизмам структурного урегулирования (FAS и FASR) в рамках МВФ;
  4. так называемые займы "В" (с 1983 г.) представляют собой пилотные программы в рамках расширения совместного финансирования с частными коммерческими банками структурных преобразований в развивающихся странах.

МБРР постепенно расширял практику от предоставления займов для финансирования отдельных производственных и инфраструктурных проектов в развивающихся странах до финансирования комплексных системообразующих программ.

В разные годы основными получателями кредитов МБРР были Бразилия, Израиль, Египет, Россия, другие, в том числе особенно развивающиеся страны.

Кроме международных валютно-финансовых учреждений универсального характера (МВФ, группа МБРР) в мире существует большое количество региональных международных финансовых банков и учреждений, в том числе: Европейский инвестиционный банк и Европейский центральный банк в рамках региональной валютно-финансовой системы Евросоюза с зоной евро; Азиатский банк развития, Африканский банк развития, Межамериканский банк развития, Арабский валютный фонд, Финансовая корпорация Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Андская корпорация развития и т.д.

Следует коротко остановиться на созданном в 1991 г. Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) с местонахождением в Лондоне. Банк был учрежден Евросоюзом, Европейским инвестиционным банком и более чем 50 государствами Европы и других континентов (включая Россию, США, Японию, Израиль, Южную Корею и некоторые арабские страны) с целью содействия переходу на рыночную экономику государств Центральной и Восточной Европы. Евросоюзу принадлежит 51% капитала Банка. Кредиты для частного сектора должны по Уставу ЕБРР составлять 60%, а для государственного сектора - 40% всех предоставляемых Банком займов. Средства предоставляются преимущественно на совершенствование инфраструктуры стран-заемщиков, транспортных и коммуникационных сетей. Кредитами ЕБРР пользовалась и Россия.


3. Тенденции развития международного кредитного рынка и проблемы участия России в международных кредитных операциях

Мировой кредитный и финансовый рынок играет двоякую роль - позитивную и негативную. С одной стороны, аккумуляция и перераспределение денежных средств в мировом масштабе стимулируют развитие производительных сил, мирохозяйственных связей, концентрации, централизации капитала, интернационализации внешнеэкономической деятельности стран. С другой - деятельность еврорынка способствует обострению противоречий воспроизводства. Особенности международных валютных, кредитных, финансовых операций (автономность, быстрота оформления, неподконтрольность национальным органам) делают их фактором нестабильности валютной и денежно-кредитной систем, экономики в целом.

Во-первых, межстрановое перемещение валют и капиталов, которое зависит от фазы цикла, колебаний процентных ставок, влияет на национальную экономику и часто противоречит денежно-кредитной политике страны. Спекулятивные потоки валют и капиталов усугубляют нестабильность национальной экономики, затрудняют ее выход из кризиса.

Во-вторых, обмен мировых валют на национальные валюты способствует расширению кредитной экспансии внутри страны.

В-третьих, мировой кредитно-финансовый рынок оказывает влияние на платежный баланс. Так, переток долларов из США на еврорынок увеличивает объем иностранных требований к банкам США, что усиливает дефицит платежного баланса страны по текущим операциям.

В-четвертых, межстрановое перемещение значительных потоков краткосрочных капиталов оказывает давление на динамику валютных курсов и процентных ставок.

В-пятых, международные кредитные и финансовые операции в немалой степени влияют на денежно-кредитную и валютную политику других стран. Так, политика высоких процентных ставок в США в начале 80-х годов вынудила страны Западной Европы повысить свои процентные ставки для сдерживания перетока капиталов, что сильно затруднило проведение ими денежно-кредитной политики, стимулирующей выход из экономического кризиса. С середины 80-х годов ХХ века по решению пяти ведущих государств проводится согласованное снижение процентных ставок, однако разница в их уровнях сохраняется.


Вместе с тем очевидно, что мировой рынок капитала по мере его интернационализации становится все менее контролируемым.

Интеграция России в мировые финансовые рынки дает возможность участия в международном рынке прямых и портфельных инвестиций, а также кредитного капитала. В 90-е годы ХХ века деятельность России на мировом кредитно-финансовом рынке выглядит весьма плодотворной. В мае 1992 года Россия вступила в Международный валютный фонд. В тот же период начинается ее сотрудничество с группой Всемирного банка, включающего ряд международных финансовых организаций (МБРР, МФК, MAP, МАГИ).

Мировые финансы являются важным фактором финансовой стабилизации России. За счет внешних заимствований во второй половине 90-х годов ХХ века покрывалось до 50% бюджетного дефицита страны. Наиболее крупные кредиты Россия получила от МВФ. Предоставление их связано с соблюдением ряда требований:

  1. наличие прогнозируемой, последовательной экономической политики;
  2. наличие утвержденного до начала нового финансового года федерального бюджета;
  3. сохранение стабильного налогового режима.

С 1992 по 1996 год включительно Россия получила от МВФ $10,5 млрд. Наиболее значительными шагами сотрудничества России с МВФ стали предоставление ей первого резервного кредита стэндбай в 1992 году программа кредитования системной трансформации в 1993 году и второй резервный кредит стэндбай в 1995 году. Из трех перечисленных программ Россия выполнила лишь последнюю. Целью этой программы было достижение финансовой стабилизации - соблюдение ограничений на рост экономических показателей и бюджетного дефицита, обеспечивающих снижение инфляции и стабилизацию курса рубля.

В 1996 году вступило в силу четвертое соглашение с МВФ - программа расширенного кредитования сроком на три года. В этой связи Правительством России был принят ряд решений во внешнеэкономической области, прежде всего отказ от количественных ограничений на экспорт и импорт. Взаимодействие России с МБРР строится в зависимости от отношений, складывающихся с МВФ. Если эти отношения благоприятны и МВФ удовлетворен ходом реформ в России, МБРР, как правило, предоставляет кредиты российским предприятиям и организациям на весьма льготных условиях. Это кредиты двух видов: не обусловленные и обусловленные определенными действиями Правительства России по корректированию своей экономической политики.

Основная часть предоставленных России кредитов либо привязана к поставкам товаров, либо обусловлена определенными нормами (уровень инфляции, бюджетного дефицита и др.), либо выделена на кредитование инвестиционных проектов. Такие кредиты не реализуются, а некоторые из них могут быть и не востребованы. Набирает темпы сотрудничество России и с другими многосторонними финансовыми институтами. Россия имеет статус наблюдателя в Азиатском банке развития (АзБР). Предполагается активизация сотрудничества с Черноморским банком торговли и развития, Межамериканским банком развития.