Файл: Организационные структуры управления на предприятии (организации) и основные пути их совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Предприятия различных организационно-правовых форм функционируют в непрерывно меняющейся окружающей среде. Их эффективность, а в ряде случаев выживаемость во многом зависят от того, насколько они адаптированы к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны организационные структуры, какова способность к нововведениям, являющаяся основным признаком и критерием профессионализма руководителей при принятии ими управленческих решений. При возрастающей роли организационных структур управления, в том числе и малыми предприятиями, в современной экономической науке значение теоретического обобщения накопленного опыта явно недооценивается. Именно поэтому исследование данной проблематики представляется актуальным.

Цель работы – проведение анализа организационной структуры ООО «Флим» и разработка рекомендаций по ее совершенстованию.

Задачи работы:

  • исследовать теоретические аспекты совершенствования организационных структур управления предприятием;
  • дать оценку эффективности организационной структуры ООО «Флим»;
  • разработать рекомендации, направленные на совершенствование организационной структуры ООО «Флим».

Предмет исследования – пути совершенствования организационных структур управления предприятием.

Объект исследования – ООО «Флим».

Научно-методической основой работы являются нормативные законодательные акты, научные, учебно-методические источники по рассматриваемой проблеме.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования и совершенствования организационных структур управления предприятия

1.1.Понятие и принципы формирования организационных структур управления предприятиями


Особое место среди форм управления предприятием занимает организационная структура. Это объясняется тем, что понятие «организационная структура управления» тесно связано с целями, функциями, процессом управления, работой персонала и распределением полномочий. Эту структуру можно сравнить с базисом управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и эффективно. Этим объясняется актуальность изучения принципов и методов построения организационных структур, а также изучения тенденций изменения и оценки соответствия организационных структур задачам предприятий[1].

В литературе по менеджменту приводится множество трактовок термина «организационная структура», что отражает сложность и многозначность этой категории. Так, В.Я.Горфинкель определяет термин «организационная структура» как схему взаимодействия должностей, функций и подчиненностей[2]. По мнению И.И.Мазура и В.Д.Шапиро, «организационная структура – это распределение прав, полномочий и ответственности, структура подразделений и отдельных людей»; «… иерархия подчинения и связи структурных единиц, которые осуществляют бизнес-процессы»[3]. С.В.Смирнов отмечает абстрактность термина «организационная структура» и дает следующее определение: «… это состав должностей и организационных единиц (подразделений) в организации, их сопряженность и взаимосвязанность, влияющие на мотивы индивидуального и группового поведения»[4].

Таким образом, организационная структура предприятия – это системообразующий элемент предприятия как целостного организма, определяющий порядок его функционирования. Организационная структура, с одной стороны, формируется на основе структуры бизнес-процессов, а с другой – определяет эффективность бизнес-процессов. Организационная структура может способствовать или затруднять достижение целей предприятия, влиять на уровень организационной эффективности.

Ключевыми понятиями организационных структур, как отмечает Дж.К.Лафта, являются элементы, связи, уровни и полномочия[5]. Между этими составляющими существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них вызывают необходимость пересмотра остальных. Например, увеличение количества элементов и уровней в организационной структуре неизбежно приводит к значительному усложнению связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений. Следствием этого нередко является замедление процесса управления, что является причиной снижения эффективности функционирования организации.


Каждая структура любой организации должна отвечать, независимо от поставленных целей, некоторым формальным требованиям. Е.Л.Драчева, Л.И.Юликов выделяют следующие требования, предъявляемые к организационной структуре[6]:

  • формирование структуры должно основываться на принципе многоаспектности влияющих факторов;
  • решение вопроса об объеме полномочий и принятия решений должно предопределять выбор типа структуры;
  • проектирование структуры должно основываться на принципе экономичности;
  • четкость и ясность структуры, при которых каждое подразделение, каждый ее работник должны четко знать, где они находятся и куда им обращаться за информацией, помощью или решением[7];
  • структура должна способствовать контролю, самоконтролю и мотивации;
  • структура должна способствовать процессу рационального принятия решений;
  • структура должна быть готовой к реакции на изменение внешних условий, способна к самообновлению;
  • структура должна облегчать понимание каждым работником своих собственных целей (задач) и в целом миссии организации;
  • структура должна способствовать созданию корпоративного духа[8].

Организационная структура должна быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и децентрализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Это означает, что попытки слепо копировать организационные структуры, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата[9].

Низкую эффективность организационных структур большинства отечественных предприятий можно объяснить следующими причинами:

  • размытость управленческих функций и дублирование ответственности и полномочий руководителей различных подразделений;
  • отсутствие делегирования полномочий;
  • неудовлетворительная информационная поддержка деятельности предприятия;
  • отсутствие «группы управления изменениями», которая ориентировала бы предприятие на проведение изменений по требованиям внешнего окружения[10].

Устранение этих причин возможно путем реализации программы оптимизации организационной структуры предприятия. Оптимизация организационной структуры рассматривается Дж.Лафтой как приведение структуры предприятия, его взаимодействий с рынком и внутренних взаимодействий в состояние, способствующее максимально эффективному достижению целей предприятия в рамках принятых стратегий[11].


Необходимость в структурных изменениях на предприятии возникает в следующих случаях: при существенных изменениях рыночной ситуации; при изменении целей и корректировке стратегий предприятия; при достижении предприятием определенных этапов развития, когда существующая структура сдерживает рост.

Оптимизация организационной структуры предприятия должна строиться на следующих принципах[12]:

  • обеспечение гибкого реагирования на изменения рынка;
  • обеспечение оптимального уровня децентрализации управленческих решений;
  • закрепление за структурными подразделениями предприятия организации и выполнения конкретных функций, осуществляемых предприятием, причем дублирование выполнения одних и тех же функций указанными подразделениями недопустимо;
  • персонификация ответственности за организацию и выполнение каждой функции, осуществляемой предприятием;
  • разработанные изменения следует закрепить в штатном расписании и положениях о структурных подразделениях предприятия наряду с основными направлениями деятельности, где приведены основные, производственные, вспомогательные и финансово-экономические функции управления предприятием[13].

Оптимизации организационной структуры должна предшествовать комплексная диагностика функционирования предприятия и, в частности, анализ существующей организационной структуры[14]. Сущность анализа организационной структуры предприятия заключается в исследовании существующих организационно-структурных единиц и их взаимосвязей. В качестве источников информации могут выступать организационная документация, наблюдения, интервью, анкетирование[15]. Комплексная диагностика функционирования предприятия включает, по мнению В.Я.Горфинкеля:

  • изучение внутренней информации на основе: штатного расписания; положений о структурных подразделениях и должностных обязанностях; приказов и распоряжений; внутреннего регламента (распорядка) деятельности; документации, регламентирующей управленческие процессы (стандарты, информационные схемы);
  • интервьюирование сотрудников;
  • аттестация рабочих мест и условий труда[16].

Идеальная эффективность не достижима ни при каких обстоятельствах; внедрение новых технологий сначала снижает эффективность, а лишь затем повышает ее; этап адаптации также характеризуется некоторым снижением эффективности. При любой оптимизации с течением времени происходит частичный возврат к старым методам работы и взаимодействиям. Это объективный процесс, который слабо поддается изменению. Степень такого возврата может быть незначительной или критической, что связано с качеством разработок и их внедрения. При критической величине возврата повторная попытка оптимизации организационной структуры может не состояться из-за потери доверия со стороны персонала. Незначительный же возврат к старым методам работы свидетельствует об успешно проведенной оптимизации. Следует отметить, что внедрение изменений в организационной структуре значительно отличается от режима нормального функционирования предприятия. При разработке программы внедрения необходимо в большей степени ориентироваться на конкретную ситуацию, чем на классические методики управления. Это связано с тем, что внедрение изменений всегда сопровождается сопротивлением со стороны персонала[17].


Таким образом, поиск эффективных организационных структур управления остается актуальной. Вместе с тем сама по себе оргструктура не обеспечивает автоматически эффективности процесса управления. Теоретически самая лучшая оргструктура может оказаться неудачной, если не будет поддержана умелыми руководителями, специалистами и исполнителями, и, наоборот, хорошее управление может привести к нужным результатам даже в условиях неэффективной оргструктуры[18].

1.2. Методика оценки эффективности организационной структуры

предприятия

Важной задачей управления в рыночных условиях является повышение эффективности работы предприятий, на что существенно влияет качество работы управленческого аппарата, результативность принимаемых им решений. Последнее зависит, прежде всего, от уровня организации управленческого процесса. В связи с этим возникает необходимость в определении эффективности организационной структуры управления предприятия, которое проводится с целью совершенствования элементов механизма управления и стимулирования высоких результатов деятельности подразделений предприятия, управленческого персонала[19].

Наибольший эффект и высокое качество организационной структуры управления предприятием достигаются в том случае, когда используется система методов в комплексе. Рационально использовать следующие методы для оценки эффективности аппарата управления и его организационной структуры: методы анализа: системный, моделирование, корреляционно- регрессионный анализ; методы формирования структуры управления: системный подход, экспертно-аналитический; метод оценки структуры: расчет количественных и качественных показателей оценки экономической эффективности[20].

Можно предложить следующий алгоритм оценки эффективности организационных структур.

Первый этап предполагает формирование набора показателей финансово-экономической деятельности предпринимательских формирований, которые позволяют оценить их финансовую и экономическую эффективность[21].