Файл: Организационные структуры управления на предприятии (организации) и основные пути их совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На втором этапе формируются показатели эффективности системы и организационной структуры управления. С их помощью могут быть оценены организационная гибкость и способность предприятия адаптироваться к условиям изменяющейся внешней среды[22].

На третьем этапе рассчитываются показатели рациональности и организационного взаимодействия системы управления, позволяющие оценить такие показатели как организованность системы управления, организованность взаимодействия между подсистемами системы управления, энтропию системы управления и коэффициент рациональности структуры управления[23].

Наконец, на четвёртом этапе, осуществляется синтез, или процедура «гармонизации» всех показателей, исходя из поставленной перед предприятием цели и задач, что предполагает приведение всех структурных характеристик и характеристик функционирования предприятии к такому их значению, при котором был бы максимизирован заданный критерий. Итогом такой «гармонизации» может стать такая модель предприятия, которая в теории управления называется моделью предприятия, «минимизированного по ресурсам», или «умной организацией»[24].

Основные показатели, которые могут быть использованы для оценки эффективности организационной структуры, представлены на рис. 1.

Показатели эффективности организационной структуры предприятия

Показатели эффективности организационной структуры управления

1) объём выпуска товаров, работ и услуг на 1-го административно-управленческого работника (АУР), руб.;

2) объём выпуска товаров, работ и услуг на 1 руб. административно-управленческих расходов (АУРх), руб.;

3) прибыль на 1-го АУР, руб.;

4) прибыль на 1 руб. (АУРх), руб.;

5) прибыль на 1 руб. фонда оплаты труда и других выплат АУР, руб.:

6) рентабельность системы управления, в %;

7) рентабельность основной деятельности, в %;

8) рентабельность научно-производственной и инновационной деятельности, в %;

9) рентабельность инвестиционной деятельности, в %;

10) число работников основного производства на 1-го АУР, чел.;

11) коэффициент экономичности аппарата управления, ед.;

12) удельный вес АУР в среднесписочной численности работников предприятия, в %

Показатели рациональности и организационного взаимодействия системы управления

1) параметры системы и организационной структуры управления;


2) организованность системы управления, ед.;

3) энтропия системы управления, ед.;

4) количество информации в каждой подсистеме (элементе) системы управления, ед.;

5) организованность взаимодействия между подсистемами системы управления в организационной структуре предприятия, ед;

6) количество обращений к процедуре расчёта энтропии каждой подсистемы общей системы управления предприятия, ед.

7) коэффициент полноты реализации целей (задач) системой (элементом) управления, ед.;

8) коэффициент объективной необходимости целей, ед.;

9) коэффициент целевой направленности структуры управления, ед.;

10) коэффициент рациональности структуры управления, ед.

Показатели финансово-экономической эффективности основной деятельности

1) темп и абсолютные показатели роста выпуска товаров, работ, услуг;

2) темп и абсолютные показатели роста прибыли (за минусом налогов);

3) темп роста (или снижения) издержек производства и обращения;

4) степень полноты уплаты налогов и отсутствия налоговой задолженности (в процентах к активам предприятия);

5) динамика и абсолютные значения показателей ликвидности предприятия (коэффициенты абсолютной, срочной и общей ликвидности);

6) динамика и абсолютные показатели коэффициентов: финансовой независимости, финансовой устойчивости, финансирования и обеспеченности собственными оборотными средствами;

7) динамика и абсолютный показатель рентабельности текущих активов;

8) динамика и абсолютный показатель рентабельности продаж

9) динамика и абсолютные показатели рентабельности собственного капитала и общей рентабельности

Рис. 1. Система показателей эффективности функционирования

и управления субъектами малого предпринимательства[25]

Анализ представленных на рис. 1 показателей позволяет дать оценку действующей структуре управления, вявить проблемы ее функционирования и разработать рекомендации, направленные на ее совершенствование.

1.3. Направления совершенствования организационных структур

управления предприятием


При формировании структуры управления необходимо одновременно учитывать множество факторов: требования рынка и стратегический выбор, цели и систему функций, технологические и производственные факторы, применение информационных систем и средств техники управления, объем работ и норму управляемости, принципы организации и методы управления, поведение, личность работника и другие. Группировка всех данных факторов представлена на рисунке 2. При взаимодействии такого числа факторов важно выделить главный, ведущий критерий, который практически зависит от особенностей ситуации и общей обстановки[26].

Современная парадигма управления предполагает, что предпринимательское формирование способно изменять свою структуру управления, подстраиваться под внутренние и внешние условия функционирования. Данное положение основано на изменениях, во-первых, в поведении потребителя, во-вторых, в технологии, в-третьих, во внешней среде. В изменяющихся условиях создание организационных структур управления может происходить лишь на основе интереса и инициативы предпринимательских формирований[27].

Предпринимательское формирование имеет право на существование как структура, как организация в том случае, если оно находит более эффективный, чем на рынке, способ получения необходимой потребителю продукции, то есть технологию производства и управления. Функционирование предпринимательского формирования происходит во взаимодействии с внешней для него средой - рынками сбыта и ресурсов всех видов[28].

Особенности и качество конструкции выпускающих изделий

Оборудование, оснастка, используемые сырье и материалы

Организационные факторы (уровень специализации, метод и тип производства и др.)

Технологические факторы

Организация производственного процесса

Производственная структура

Организационная структура

управления

Состав, объемы, трудоемкость и сложность управленческих работ, нормы управляемости

методы управления и

личностный потенциал

предпринимателя

Принципы формирования организационной структуры управления

Требования современного рынка

Стратегии и цели

Система управления

персоналом

Потребительские предпочтения потенциальных клиентов


Внешние

инвесторы

Мотивы совладельцев капитала предприятия

Степень рисков

Номенклатура выпускаемой продукции

Тип отрасли, специализации

Рис. 2. Основные факторы, влияющие на формирование организационной структуры управления в системе предпринимательства[29]

Механизм проектирования гибкой организационной структуры управления предпринимательским формированием, включает:

  • определение круга лиц, заинтересованных в процессе структурных преобразований («администрация - трудовой коллектив», «администрация - внешние инвесторы», «администрация – государство»);
  • изучение правовых основ и процедур различных механизмов реструктуризации;
  • определение организационно-экономических механизмов формирования организационной структуры управления и границ их применения;
  • формирование внешней среды.

Гибкие структуры способны изменяться в соответствии с требова­ниями среды [30].

Применение данного механизма позволит организациям скорректировать действующую организационную структуру согласно современным экономическим условиям страны и региона[31]. Процесс оптимального внедрения нового структурного подразделения на предприятии должен включать в себя[32]:

  1. этапы разработки метода внедрения нового структурного подразделения в организационную структуру управления предприятием: анализ инвестиционных возможностей; заполнение анкеты, расчет эффективности и целесообразности инвестиционных вложений, составление пакета органиграмм будущей организационной структуры управления предприятием; составление отчета о целесообразности внедрения нового структурного подразделения для руководства предприятия[33];
  2. этапы внедрения нового структурного подразделения: создание рабочих мест для руководителя предприятия и его подчиненных; разработка должностной инструкции для руководителя предприятия; обучение новых сотрудников предприятия; выпуск следующих приказов по предприятию: о формировании нового структурного подразделения; о назначении на должность руководителя нового подразделения; о назначениях на должности сотрудников новой структуры; разработка руководителем нового подразделения должностных инструкций для своих подчиненных; закупка материалов для функционирования нового подразделения[34];
  3. этапы эксплуатации вновь образованного структурного подразделения: запуск нового подразделения; целевое функционирование новой структуры; обеспечение ее функционирования (закупка необходимых ресурсов; проведение ремонтных работ в рабочих помещениях подразделения; обновление кадрового состава; повышение квалификации текущего кадрового состава); развитие и совершенствование подразделения.

Помимо перечисленных этапов формирования и эксплуатации нового структурного подразделения необходимо провести следующую подготовку всего предприятия для включения нового подразделения: продумать механизм прохождения финансовых потоков, проходящих через подразделение; создать предпосылки включения подразделения в общий документооборот предприятия и прочие связанные с ним мероприятия.

Индикаторами, показывающими состояние различных структурных единиц и их объединений, являются результаты проведения оценки эффективности организационной структуры управления предприятиями. Правильно подобранная методика внедрения структурных подразделений в организационную структуру управления предприятием является залогом успешного функционирования предприятия в современных рыночных условиях и обеспечивает реализацию его стратегических целей, ориентированных на долгосрочную перспективу.

Таким образом, по результатам исследования, проведенного в первой главе работы, можно сделать следующие выводы.

Организационная структура - это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач. Эффективность построения организационной структуры не может быть оценена каким-либо одним показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать, насколько структура обеспечивает достижения организацией результатов, соответствующих поставленным перед ней производственно-хозяйственным целям, с другой – насколько её внутреннее построение и процессы функционирования адекватны объективным требованиям к их содержанию, организации и свойствам.

Глава 2. Анализ организационной структуры ООО «Флим»

2.1. Краткая характеристика ООО «Флим»

ООО «Флим» - современное производственное предприятие с пятнадцатилетней историей постоянного развития. На протяжении всех этих лет ООО «Флим» предлагает действительно качественную и надежную продукцию ТМ ГАРАНТ, максимально соответствующую меняющимся потребностям рынка и возрастающим желаниям потребителя.

Компания «Флим» имеет полный производственный цикл от исследовательского центра и конструкторско–технологической лаборатории до производственного комплекса и развернутой сети дистрибуции. Благодаря наличию собственного исследовательского центра, установочного участка и сборочного производства обеспечивается оперативное появление индивидуальной охранной системы на каждую авто новинку. Высочайшая точность изготовления замков обеспечивает их качественный монтаж и абсолютное соответствие конкретной модели автомобиля.