Файл: Проектирование организации (Взаимодействие организации с внешней средой).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Организационный аудит ГК «Фабрика Качества»
1.1. Общая характеристика организации
1.3. Взаимодействие организации с внешней средой
1.5. Организационная структура предприятия
ГЛАВА 2. Организационная диагностика
3.2. Мероприятия в рамках проекта
Продолжение таблицы 2
5. Отношение организации к работнику |
||
Так, как будто его вpемя и энеpгия находятся в pаспоpяжении лиц, стоящих выше по служебной лестнице Вpеменем и усилиями сотpудников оpганизации pаспоpяжается в pамках контpакта, имеющего пpава и обязанности с обеих стоpон Как к паpтнеpу, связывающему свои умения и способности с общим делом Как к интеpесному и ценному человеку со своими пpавами |
3 4 2 1 |
28 31 38 18 |
6. Работниками управляют и на них влияют |
||
Личным пpоявлением экономической и политической силы (нагpады и наказания) Безналичным пpоявлением экономической и политической силы, чтобы навязать методы и ноpмы выполнения pабот С помощью обещания и обсуждения тpебований, выдвигаемых задачей и ведущих к достижению цели путем соответствующей деятельности, мотивиpованной личностью Внутpенний интеpес и удовлетвоpение от пpедстоящей pаботы и/или участие, забота о нуждах дpугих людей, вовлеченных в эту деятельность |
4 3 2 1 |
55 21 9 2 |
7. Один работник имеет право контролировать деятельность другого |
||
Если у этого сотpудника больше автоpитета и власти в оpганизации Если ему пpедписано pуководить дpугими Если у него больше знаний о выполняемой задаче Если дpугой понимает, что помощь и pуководство пеpвого может способствовать его pосту и знаниям |
3 4 2 1 |
28 33 17 9 |
8. Основание для постановки задачи |
||
Личные нужды и мнение тех, кто находится у власти Фоpмальное pаспpеделение должностных обязанностей и ответственности в системе Тpебования к pесуpсам и экспеpтные оценки для выполнения pаботы Личные желания и необходимость пpиобpетения знаний отдельными членами оpганизации |
3 4 2 1 |
22 65 |
9. Работа совершается из-за |
||
Получения вознагpаждения, стpаха наказания или личной пpеданности отдельным влиятельным лицам Соблюдения договоpных обязательств, подкpепленных санкциями и личной пpеданностью оpганизации или системе Удовлетвоpения от pаботы и достижений или из-за личной пpеданности идее Любви к pаботе pади самой pаботы и интеpес и уважение к запpосам и ценностям сотpудников |
3 4 2 1 |
22 61 4 |
10. Люди работают вместе |
||
Когда этого требует вышестоящее руководство или когда понимают, что могут использовать друг друга для личной выгоды Когда координация и обмен определяются формальной системой Когда их совместный вклад необходим для достижения цели Когда сотрудничество лично принято, стимулирует и вызывает на соревнование |
2 4 3 1 |
9 51 22 |
Продолжение таблицы 2
11. Соперничество |
||
За личную власть и выгоду За положение с высоким статусом в формальной системе За максимальный вклад в выполнение задач За внимание к чьим-либо личным запросам |
2 3 4 1 |
37 21 17 12 |
12. Конфликт |
||
Контролируется вмешательством высшего руководителя и часто им поощряется, чтобы сохранить свою власть Подавляется ссылкой на правила, процедуры поведения и определения ответственности Разрешается через обсуждение качества результатов работы Разрешается с помощью открытого и глубокого обсуждения личных запросов и ценностей |
4 3 2 1 |
45 38 2 2 |
13. Решения |
||
Принимаются лицом, обладающим большей властью Принимаются лицом, которое обязано это делать Принимаются лицами, которые лучше других знакомы с задачей Принимаются сильно вовлеченными лицами, на которых влияет результат |
3 4 2 1 |
12 66 8 1 |
14. Соответствующее управление и информационная структура |
||
Приказ идет сверху вниз в простой пирамиде, так, что любой, находящийся выше в пирамиде, имеет власть над тем, кто ниже. Информация распространяется вверх посредством последовательных распоряжений Директивы распространяются сверху вниз и информация идет вверх в пределах функциональных пирамид, которые соединяются вверху. Власть и ответственность ограничиваются работниками, расположенными ниже в пирамиде. Перекрестный функциональный обмен ограничен Информация о требованиях, предъявляемых к задаче, и проблемах идет из центра, решающего задачу, вверх и наружу, причем те, кто понимает лучше всего проблему, определяют необходимые ресурсы и поддержку от остальной части организации. Координирующий совет может установить порядок очередности и уровни ресурсов на основе информации ото всех центров задачи. Информация и влияние идут от человека к человеку на основе связей, в которые свободно вступают ради работы, знаний, взаимной поддержки и удовольствия. Координирующая функция может установить общие уровни взносов (вкладов), необходимых для сохранения организации. Эти задачи определяются общим соглашением |
3 4 2 1 |
12 75 |
15. На окружение реагируют так, словно это |
||
Джунгли, где все против всех, и тот, кто не эксплуатирует других, сам эксплуатируется Упорядоченная и рациональная система, где конкуренция ограничена законом, а конфликты разрешаются путем переговоров и компромиссов Совокупность неопределенных форм и систем, которые нужно переформировать и улучшить путем организации Комплекс потенциальных опасностей и помощи. |
2 4 3 1 |
71 16 |
По данным таблицы 2 видно, что большее число формулировок соответствует критерию «власть» - 732 формулировки из 1 305 формулировок (15 вопросов * 87 опрошенных), то есть 56,09 %. Большое число формулировок относится также к критерию «роль» - 354 формулировки, или 27,13 %. Таким образом, выявленный тип культуры - смешанный с преобладанием бюрократического типа. Смешанный тип организационной культуры выступает мощным ресурсом, так как такая неопределенность говорит об открытости системы к изменениям, возможности перестановки приоритетов, изменения направления работы. Однако даже незначительное преобладание того или иного типа накладывает определенный отпечаток на всю деятельность. Можно говорить о том, что в среде работников распространены такие явления как низкий уровень сплоченности в коллективе, отсутствие направленности на полезность и рациональность, формирование отдельных коалиций, имеющих отличные от организационных цели. Преобладание бюрократического типа организационной культуры, может привести к сложности формирования чувства сопричастности к миссии организации, что, в свою очередь, резко снизит эффективность деятельности.
ГЛАВА 2. Организационная диагностика
2.1. Диагностика проблем
В ходе первичного обслуживания выявлены проблемы в коммуникационной структуре ГК «Фабрика Качества». В связи с этим изучены затраты времени на информационные операции среди различных категорий аппарата управления.
Таблица 3
Затраты времени, (%)
Категории аппарата управления |
Информационные операции |
||
технические |
аналитические |
творческие |
|
Руководители высшего звена |
5 |
25 |
70 |
среднего звена |
25 |
50 |
25 |
низового звена |
70 |
25 |
5 |
Специалисты |
20 |
50 |
30 |
Технические исполнители |
85 |
13 |
2 |
Проанализируем объём информационных операций, приходящихся на руководителей высшего звена (таблица 4).
Таблица 4
Анализ затрат времени на информационные операции, %
Категория аппарата управления |
Информационные операции |
||||||||
технические |
аналитические |
творческие |
|||||||
Руководители высшего звена |
факт |
норма |
отклонение |
факт |
норма |
отклонение |
факт |
норма |
отклонение |
40 |
5 |
-35 |
25 |
25 |
0 |
35 |
70 |
35 |
Данные таблицы 4 показывают, что массу времени 35% отнимают технические информационные операции, в частности: прием, подготовка документов; прием и передача оперативных сообщений; планирование рабочего времени и мероприятий. Они характеризуются большой частотой повторения. Такие операции можно назвать «рутинными».
Аналитические (логические) операции включают расчеты или выбор решений по имеющимся вариантам. Например, разработка документации или рекомендаций по материально-техническому снабжению, разработка бизнес-плана. Для их выполнения требуются специальные знания и определенный опыт работы, соответствующее образование. В этом отношении прослеживается соответствие фактических и нормативных показателей.
Творческая деятельность включает в себя: действия, основанные на принятии нестандартных решений при недостатке информации, ей присущи анализ и синтез, расчеты и прогнозы, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция. По данным таблицы 3 этот показатель на 35% ниже оптимального. Скорее всего, это происходит из-за загруженности техническими информационными процессами.
Анализируя внутренние коммуникации компании, следует также выделить служебные (направлены на обеспечение производственно-хозяйственной деятельности) и внутрикорпоративные коммуникации (направлены, главным образом, на формирование лояльности персонала по отношению к компании). Если служебные коммуникации являются в большей своей части формальными, то внутрикорпоративные коммуникации проходят, главным образом, не неформальном уровне. Характеристика служебных и внутрикорпоративных коммуникаций представлена в таблице 5.
Таблица 5
Характеристика внутрикорпоративных и служебных коммуникаций
в ГК «Фабрика Качества»
Критерий |
Внутрикорпоративные коммуникации |
Служебные коммуникации |
1 |
2 |
3 |
Форма коммуникации |
Неформальны. Не подкреплены приказами, распоряжениями и пр. директивными указаниями В форме устной беседы |
Формальны. Основаны на приказах, указаниях, распоряжениях и пр. директивных указаниях |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
Основание |
Потребности, мотивы, интересы работников |
Интересы и выгоды компании |
Обязательность |
Не обязательны |
Обязательны. Закреплены в должностных инструкциях |
Обратная связь |
В большей части присутствует и свидетельствует об эффективности коммуникаций |
Может отсутствовать |
Содержание |
Отражают корпоративную культуру |
Передают служебную информацию |
Направленность |
Поддерживают благоприятный социально-психологический климат, формируют лояльность |
Направлены на развитие профессиональных навыков, обеспечивают управляемость |
Ориентация |
Учитывают социальные, психологические, культурные особенности работников компании |
Направлены на работников определенных специальностей, должностей. Учитывают функциональные обязанности |
Проведенное исследование показало, что система внутренних коммуникаций в ГК «Фабрика Качества» определена линейно-функциональной системой управления в организации. Директивная информация передается по вертикальным каналам коммуникации нисходящими потоками. Обратная связь обеспечивается восходящими потоками. Нельзя констатировать, что исходящие и восходящие потоки информации в компании имеют равную значимость. В пределах отделов информация передается по горизонтальным каналам.
Сложившаяся коммуникационная структура ГК «Фабрика Качества» имеет ряд недостатков, представленных в таблице 6. Из таблицы видно, что основным недостатком внешних коммуникаций является низкая эффективность информационного потока о поставщиках, выражающаяся в недостаточном объеме массива данных о рынке сырья и материалов. В результате складывается ситуация упущенной прибыли из-за потери потенциально выгодных для компании поставщиков.