Файл: Методы оценки организационных структур управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 8. Построение организационных структур

После изучения возможных видов организационных структур, проведем рассмотрение методических подходов к их построению.

Практика ведения предпринимательства позволила синтезировать последовательность подходов к процессу выполнения организационного анализа, тем не менее, самым популярным является инжиниринговый подход. При таком подходе организационный анализ организации осуществляется по определенной схеме при помощи бизнес-модели, в которой организацию рассматривают в качестве открытой, социально-экономической системы, принадлежащей иерархической совокупности внешних открытых надсистем, а также внутренней подсистемы[7].

Возможности организации обусловливаются характеристиками ее структурных подразделений, а также организацией их взаимодействия. На рисунке 9 приведено указание обобщенной схемы организационного бизнес-моделирования организации.

Рис. 9. Обобщенная схема организационного бизнес-моделирования

Из указанного рисунка 9 мы можем увидеть, что процесс построения бизнес-модели компании начинается с того, что очерчивается модель взаимодействий ее с внешней средой по закону единства, а также с борьбы противоположностей, иными словами – с определения миссии компании[8].

2. Анализ эффективности организационной
структуры ООО «Автомир»

2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Автомир»

Головная компания ООО «Автомир» расположена в нескольких российских городах. Там же находятся основные производства компании. Компания «Автомир» была основана в 2003 году как предприятие оптовой торговли, распространяющее аксессуары и дополнительное оборудование для отечественных автомобилей, иномарок и квадроциклов как в Саратов, так и на территории России.

Компания «Автомир» занимается производством и продажей дополнительного оборудования и аксессуаров на отечественные автомобили, иномарки и квадроциклы. Широкая филиальная сеть и отлаженная дилерская политика обеспечивает бесперебойные поставки по всей территории России и странам СНГ. Основными клиентами компании являются крупные автохолдинги и дилерские центры.


Товарная линейка продукции собственного производства компании ООО «Автомир» содержит две товарные группы:

1. Защиты картера «Protex»;

2. Навесное оборудование «MTK 4x4»;

3. Цифровые системы для автомобилей «MTK DIGITALL»;

4. Защиты для квадроциклов «MTK OFF-ROAD»;

5. Механические противоугонные системы «Barrakuda», «DEFEND».

Компания строго следит за качеством собственных продуктов, а также за наличием всех необходимых сертификатов для своих партнеров.

В настоящий момент компаний «Автомир» занимает лидирующие положение по России в направлении оптовой торговли дополнительным оборудованием для отечественных автомобилей, иномарок и квадроциклов. Компания постоянно растет, осваивает новые возможности и всегда открыта для взаимовыгодного сотрудничества.

Задачи организации:

1. Продажа дополнительного оборудования и автоаксессуаров на отечественные автомобили, иномарки и квадроциклы;

2. Привлечение наибольшего числа новых клиентов;

3. Удержание «старых» клиентов;

4. Разработка новых «перспективных» направлений.

Миссия компании ООО «Автомир»: «Являясь поставщиком качественной продукции, известных и признанных производителей мы добиваемся доверия покупателей, обеспечивая комфорт и безопасность, повышая конкурентоспособность оказываемых услуг».

Компания ООО «Автомир» занимается продажей дополнительного оборудования и аксессуаров на отечественные автомобили, иномарки и квадроциклы как компаниям, так и физическим лицам.

Компания занимается реализацией продукции следующих товарных групп:

1. дефлекторы;

2. ксенон;

3. фаркопы;

4. ковры в салон и багажник;

5. детские кресла.

Для анализа отрасти мы используем методику М. Портера. Этот метод заключается в анализе 5 позиций:

  • угроза появления на рынке новых игроков (конкурентов);
  • угроза со стороны товаров-заменителей;
  • влиятельность покупателей;
  • влиятельность поставщиков;
  • конкуренция среди работающих в индустрии фирм.

Оценка товаров-заменителей ООО «Автомир» отражена в таблице 1.

Таблица 1

Оценка товаров-заменителей ООО «Автомир»

Параметры оценки

Оценка параметров

3

2

1

Товары-заменители «цена - качество»

Есть и занимают большую рыночную долю

Есть, но только вошли на рынок, а доля их мала

Нет

1

Итоговый балл

1

1 балл

Низкая угроза со стороны продукции - заменителей

2 балла

Низкая угроза со стороны продукции - заменителей

3 балла

Высокая угроза со стороны продукции - заменителей


Также по методике М.Портера необходимо произвести внутриотраслевой анализ конкурентов, который представлен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ внутриотраслевой конкуренции в ООО «Автомир»

Параметр оценки

Оценка параметра

3

2

1

Количество игроков

Высокое насыщение рынка

Среднее насыщение рынка (3-10)

Низкое насыщение рынка (1-3)

3

Темпы роста рынка

Стагнация либо понижение объемов рынка

Замедляющиеся, но растущие

Высокие

1

Степень дифференциации продукта на рынке

Предприятия реализуют стандартизированный продукт

Продукт на рынке является стандартизированным по главным показателям, но имеет отличия по дополнительным преимуществам

Товары предприятия имеют значительные отличия между собой

2

Ограничение в увеличении цен

Жесткая ценовая конкуренция на рынке, нет возможности в повышении цены

Существует возможность повысить цены только в рамках покрытия роста расходов

Всегда имеется возможность увеличить цены в целях покрытия роста расходов и повышения прибыли

2

Итоговый балл

8

4 балла

Низкая внутриотраслевая конкуренция

5-8 баллов

Средняя внутриотраслевая конкуренция

9-12 баллов

Высокая внутриотраслевая конкуренция

Говоря об уровне внутриотраслевой конкуренции необходимо проанализировать основных конкурентов, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3

Анализ основных конкурентов ООО «Автомир» по ключевым показателям и сравнение с компанией OОО «Автомир».

Конкуренты

Цена

Качество

Дополнительный сервис

Система скидок

Гарантии

Ассортимент

Итого

ООО «Автомир»

3

2

1

3

3

4

16

ООО «Сима – Ленд»

1

1

6

1

1

5

15

ЗАО «С.Авто. - Оборудование»

5

4

5

5

4

1

24

ООО «Авто – ресурс - М»

4

5

2

4

5

2

22

ООО «АгроПромАвто»

2

3

3

2

2

6

18

ООО «АВТО - Вико»

6

6

4

6

6

3

31


Оценка производилась по 6 балльной шкале. Чем меньше получился балл тем более выгодные конкурентные преимущества. Таким образом, первое место занимает ООО «Сима – Ленд». Аутсайдером, заняв 6 место, стал ООО «АВТО – Вико». ООО «Автомир» занимает второе место. Это достаточно не плохой результат для компании средних размеров.

На рисунке 10 изображена организационная структура ООО «Автомир» в г. Саратов.

Учредители

Директор

Отдел продаж

(4 чел.)

Маркетолог

Водитель

Бухгалтер

Юрист

Грузчик

Руководитель отдела продаж

Рис. 10. Организационная структура ООО «Автомир»

Так как основной деятельностью ООО «Автомир» является продажа аксессуаров и дополнительного оборудования для отечественных автомобилей, иномарок и квадроциклов, то основным отделом является отдел продаж. В данном отделе работают пять человек, один руководитель и четыре менеджера по продажам.

Таблица 4

Анализ организационной структуры на соответствие внешней среде
ООО «Автомир»

Наименование

Директор

Бухгалтер

Юрист

Руководи-тель отдела продаж

Маркет-олог

Менедже-ры по продажам

Факторы прямого воздействия

Поставщики

*

*

Потребители

*

*

Гос. органы

*

*

Конкуренты

*

*

*

*

Факторы косвенного воздействия

Политика

*

Технология

*

Состояние экономики

*

*

Социокультурные факторы

*

*

Таким образом, из данной таблицы видно, что все факторы внешней среды закреплены за сотрудниками. Также следует обратить внимание на то, что юрист и маркетолог не отвечают за факторы, которые относятся к ним по их функционалу (юрист: государственные органы, политика; маркетолог: состояние экономики, потребители). Нужно отметить, что данная ситуация не сказывается на организации негативно, но при более рациональном распределении ответственности можно было бы достичь более плодотворных результатов.


В ООО «Автомир» организационная структура бюрократического типа. В теории подобные структуры должны характеризоваться высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, и подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Бюрократию часто называют также классической или традиционной организационной структурой.

На данный момент на предприятии еще не установилась четкая управленческая структура, поскольку с момента учреждения ей не уделялось достаточного внимания до последнего времени – до возникновения конфликтов, приводящих к потерям покупателей.

Коммерческая деятельность ООО «Автомир» направлена на решение целого комплекса различных задач, решение которых является важнейшим элементом повышения эффективности его хозяйственной деятельности. Совокупность решаемых ООО «Автомир» задач, ориентированных на удовлетворение потребностей потребителей, приведена на рис. 11.

Планирование товарного предложения и формирование товарного ассортимента

Определение потребностей населения в товарах и услугах

Изучение и прогнозирование рынка

Формирование и стимулирование спроса

Потребитель

Выбор сегмента рынка

Определение потребностей объема товаров

Формирование товарного ассортимента

Продажа товаров потребителю

Выбор поставщиков

Ценообразование

Закупка товаров и услуг

Реклама

Формирование товарных запасов

Организация сбыта

Рис. 11. Система задач ООО «Автомир» на рынке товаров и услуг

Однако в ходе анализа выявлены следующие основные негативные тенденции:

  • сократился темп роста товарооборота;
  • увеличилась себестоимость товаров и услуг;
  • значительную долю в структуре капитала составляют заемные средства;
  • снизилась ликвидность и платежеспособность предприятия;
  • чрезмерно растет оборачиваемость запасов.

2.2. Анализ организационной структуры управления ООО «Автомир»

При анализе организационной структуры установили следующее:

  • из организационной документации в организации есть Устав, штатное расписание, а также должностные инструкции работников;
  • Положений о структурных подразделениях (отделах) нет;
  • систему коммуникаций организовали недостаточно чётко, ввиду чего нет необходимых для работы подразделения данных, что влечет возникновение конфликтных ситуаций;
  • обмен данными между работниками разных подразделений обладает устным (лично, по телефону) либо же письменным характером.