Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Налоговая система Российской Федерации).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Налоговая система и налоги Российской Федерации
1.1. Налоговая система Российской Федерации
1.2.Сущность и функция налогов
1.3.Классификация налогов и сборов Российской Федерации
Глава 2. Прямые налоги Российской Федерации
2.1. Виды прямых налогов Российской Федерации и их характеристика
Глава 3. Развитие прямого налогообложения в Российской Федерации
Введение
Данную тему курсовой работы я выбрала, так как налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.
Ни одно государство не может существовать без налогов. От них в значительной части зависит благополучие граждан, предприятий и государства в целом. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Налоги являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной жизни. От правильной организации налогообложения зависит успешное развитие и стабильность экономики государства.
Целью данной курсовой работы стало изучение прямых налогов и их места в налоговой системе Российской Федерации. Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:
- рассмотреть налоговую систему современной России.
- раскрыть сущность, функции, а так же классификацию налогов РФ;
- сформулировать определение «прямых налогов», раскрыть сущность и значение прямых налогов РФ;
- рассмотреть основные виды прямых налогов и их место в налоговой системе РФ;
Объектом исследования является налоговая система РФ.
Предметом - основные тенденции и особенности прямого налогообложения в Российской Федерации.
Глава 1. Налоговая система и налоги Российской Федерации
1.1. Налоговая система Российской Федерации
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы.
Современная налоговая система РФ начала формироваться с 1992 года. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей в Советском Союзе налоговой системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в российской экономике. Неспособность налоговых органов обеспечить полноценное налогообложение новых источников доходов, возникавших по мере развития рыночных отношений, привела к введению новых налогов различного уровня, увеличению ставок действующих налогов, применению жестких финансовых санкций за нарушение налогового законодательства.[1]
Потребовалось реформирование налоговой системы РФ, которое было призвано обеспечить достижение следующих целей:
-Усиление справедливости налоговой системы путем выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены неэффективных налогов и сборов;
-Упрощение налоговой системы путем установления оптимального состава налогов и сборов;
-Обеспечение стабильности налоговой системы;
-Обеспечение роста поступлений налогов и сборов в доходы бюджетов всех уровней на основе существенного повышения уровня собираемости налогов и сборов.
В РФ основным нормативным актом, являющейся базой для развития всех отраслей права, в том числе налогового, является Конституция РФ. Согласно статье 57 Конституции, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, т.е. провозглашается всеобщность налогообложения, а также законность установления и введения налогов.
В процессе взимания налогов возникают налоговые отношения между государством в лице органов законодательной власти и управления и налогоплательщиками. Система регулирования налоговых отношений - это совокупность законодательных и нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые законы и нормы: федеральных законов, законов и актов субъектов РФ, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления.[2]
Основой формирования налоговой системы является Налоговый кодекс. Налоговый кодекс четко и ясно прописал большое количество процессуальных моментов, что дает твердую гарантию того, что каждый из участников налоговых отношений знает, кто, когда и при каких обстоятельствах вправе или обязан предпринять те или иные действия и какова должна быть реакция на эти действия.
Законодательство субъектов федерации и нормативно-правовые акты муниципальных образований о налогах и сборах должны быть приняты в соответствии с Налоговым кодексом РФ ( далее НК РФ).
Налоговую систему России можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в РФ, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков. Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.
Структура налоговой системы РФ имеет три уровня: федеральный, региональный, местный.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время основой формирования налоговой системы является налоговый кодекс, который систематизирует действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения. Первая часть налогового кодекса (общая часть) регламентирует важнейшие положения налоговой системы. В частности, в нем установлены перечень девствующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены. Вторая же часть (специальная) раскрывает вопросы конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов.
1.2.Сущность и функция налогов
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.
В современной литературе приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог — платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления. К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба).[3]
Таким образом, можно выделить первый сущностный признак налога – императивность, которая предполагает отношения власти и подчинения. И второй сущностный признак – смена собственника. Любая налоговая система, представленная отдельными видами налогов, отличается безвозвратностью.
Функции налогов - это проявление сущности налога в действии, они показывают, каким образом реализуется общественное назначение денежной, экономической области как инструмента стоимостного распределения и перераспределения денежных средств.
Основная функция налогов – фискальная, которая состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.
С фискальной функцией наиболее тесно связана распределительная функция налога, выражающая его экономическую сущность как особого централизованного фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых программ, имеющих общегосударственное значение.[4]
Регулирующая функция находит свое отражение в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство влияет на поведение экономических субъектов – физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для разных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют не только уровень оплаты труда, но и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами на товары и услуги.
Стимулирующая функция связана с регулирующей функцией. Реализуется через систему льгот, преференций в целях создания благоприятных условий для развития отдельных отраслей и экономики страны в целом.
Контрольная функция оценивает эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль над движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений не только в налоговую систему, но и в бюджетную политику государства.
1.3.Классификация налогов и сборов Российской Федерации
Разнообразие налогов и сборов в Российской Федерации требует их классификации, в основу которой положены различные признаки.
Классификация налогов и сборов – это их систематизация, группировка по заранее установленным признакам.
В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации (НК РФ Часть 1,глава 2.ст.12) утверждены три группы налогов и сборов:
- Федеральные налоги и сборы. Установление и введение федеральных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства. Они обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Эти налоги поступают не только в федеральный бюджет — они могут зачисляться в бюджеты различных уровней. К данной группе относятся: НДС ( налог на добавленную стоимость), НДФЛ (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организации, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина ( НК РФ Часть 1, глава 2 ст.13).
-Региональные налоги. Данные налоги вводятся на территории соответствующего субъекта РФ законом субъекта. Налоговый Кодекс определяет, что устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъекта РФ определяют налоговые льготы, ставку в пределах установленной Налоговым Кодексом РФ, порядок и сроки уплаты регионального налога, форму отчетности. К данной группе относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог (НК РФ Часть 1, глава 2, ст.14).
-Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих местных муниципальных образований. В исключении попадают города федерального значения РФ. К данной группе налогов и сборов относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор (НК РФ Часть 1, глава 2, ст.15).
Так же налоги и сборы в зависимости от плательщиков можно подразделить на три группы:
-налоги, уплачиваемые физическими лицами;
-налоги, уплачиваемые юридическими лицами;
-налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами.
Все налоги так же подразделяются на периодические и разовые. Под периодическими налогами, обычно понимаются те налоги, платежи по которым осуществляются с определенной регулярностью. К этой группе относятся налоги на имущество (земельные, со строений, с транспортных средств и т.д.), налоги на доходы как физических, так и юридических лиц, периодические налоги на потребление (акцизы, НДС, налог с продаж). По периодическим налогам всегда устанавливается налоговый период. К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с какими-либо особыми событиями, не образующими систему. Примерами разового налога являются налоги на наследство и дарение, таможенные пошлины.[5]
В зависимости от характера использования налоги подразделяются на общие и целевые. Общие налоги обезличиваются и поступают в общий доход государства на финансирование общегосударственных мероприятий. Целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды.
В зависимости от механизма уплаты налоги и сборы делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги - налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (прямая форма обложения).
Косвенные налоги - налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг.