Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ЛИДЕРА И ЕГО КОМАНДА
1.1 Возникновение направления в науке об управлении с точки зрения человеческих отношений
1.2 Стили управления организацией
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АПТЕКИ ООО "ФИАЛКА"
2.1 Общая информация об организации ООО "Фиалка"
2.2 Организационно-правовая форма аптеки ООО "Фиалка"
2.3 Организационная структура аптеки ООО "Фиалка"
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ РУКОВОДСТВА В АПТЕКЕ ООО "ФИАЛКА"
3.1 Интеллектуальная составляющая стиля руководства в аптеке ООО "Фиалка"
3.2 Предложения по совершенствованию интеллектуальной составляющей руководства в аптеке ООО "Фиалка"
Ф. Фидлер проанализировал взаимосвязь между стилями руководства, степенью благоприятности ситуации и выполнением задания коллективом и представил ее в виде зависимости. В соответствии с ней лидеры, ориентированные на задание, демонстрируют наивысшую эффективность либо в очень благоприятной, либо в очень неблагоприятной ситуации. Руководители, ориентированные на поддержку взаимоотношений, показывают наивысшие результаты в промежуточных ситуациях.
Согласно с ситуативной теорией руководитель может применять один из четырех стилей, которые возникают из сочетания поведения, ориентированного на взаимоотношения (внимание к людям), и поведения, ориентированного на выполнение заданий: директивный, убеждающий, участия, делегирующий [8].
Директивный стиль отображает повышенное внимание к производству и сниженную к людям.
Убеждающий стиль связан с высоким вниманием и к людям, и к производству.
Стиль участия соединяет в себе повышенное внимание к людям и низкое внимание к производству.
Делегирующий стиль отображает низкое внимание и к производству, и к людям. При таком стиле вся ответственность за принятие решений и их реализацию возлагается на подчиненных.
У каждого руководителя складываются определенные стереотипы управленческой деятельности [9]. Во всех науках об управлении эти стереотипы заведено называть стилем управления. В ходе последних 50-летних исследований было сформулировано много концепций стилей. Большинство сходится на таком:
1) стиль отображает установившиеся способы деятельности руководителя и тесно связанный с психологическими особенностями мышления, принятием решений;
2) стиль не есть врожденное качество, а формируется в процессе деятельности и изменяется.
На сегодня различают три главных стиля управления.
1. Авторитарный стиль.
2. Демократический стиль управления
3. Либеральный стиль
Подразделы и организация при таком руководстве медленно, но неуклонно превращается в болото, сотрудники теряют мотивацию, инициативу и интерес к делам организации [10].
Надо отметить, что стиль руководства — понятие довольно относительное, даже изменчивое. Дело в том, что стиль руководства во многом зависит от того, какой сотрудник перед вами. С новичком, только что пришедшим на работу в аптеку, лучше проявить железную хватку, четко формулировать задачу и даже указывать источник ресурсов, которые необходимы для выполнения этой задачи. Авторитарный стиль также уместен в экстремальных ситуациях, требующих незамедлительных действий. С опытными работниками высокой квалификации уместно будет применить демократический или делегирующий стиль управления.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АПТЕКИ ООО "ФИАЛКА"
2.1 Общая информация об организации ООО "Фиалка"
Аптечная сеть ООО "Фиалка" была основана в Санкт-Петербурге в 1993 году командой молодых докторов, следящих за последними достижениями в области медицины и разработками инновационных препаратов. Поэтому все новинки фармацевтической промышленности и по сей день сразу появляются в сети аптек ООО "Фиалка" .
ООО "Фиалка" сегодня – это стабильно развивающаяся компания, представляющая собой сеть из 17 универсальных аптек, расположенных в разных уголках города. Ассортимент каждой аптеки включает в себя более 10 тысяч наименований.
Позиционирование стандартов компании сформулировано на официальном сайте: «Мы стремимся работать так, чтобы нас знали, как одних из самых лучших по ассортименту и сервису для клиентов. Чтобы к нам обращались, когда необходимо приобрести любое лекарство, и косметику, и биологически активные добавки, и предметы личной гигиены. Наша команда профессионалов старается сделать максимально комфортным пребывание покупателей в наших аптеках. Мы постоянно совершенствуем наши интерьеры, чтобы учесть все потребности посетителя – это и удобная навигация, и светлые просторные залы с приятным глазу цветовым решением и необычно оформленные витрины».[11]
В аптеках ООО «Фиалка» работают только высококвалифицированные специалисты, которые всегда готовы предоставить профессиональную консультацию.
Семейство универсальных аптек ООО «Фиалка» сотрудничает с национальными лидерами дистрибуции лекарственных средств, что позволяет избежать поставок некачественной или фальсифицированной продукции.
В период с января 2017 по апрель 2018 года мы открыли 3 новых аптеки полностью соответствующие высоким стандартам качества сети «Фиалка».
С осени 2017 года компания развивает новое направление деятельности. В аптеке №1 на проспекте Стачек, 77 был открыт первый салон оптики «Фиалка». В 2018 году открылось еще 2 салона оптики – на Большой Монетной улице и проспекте Ветеранов.
Структура ассортимента ООО «Фиалка»:
- Медикаменты. Лекарственные средства, представленные в аптечной сети ООО «Фиалка»
- Женская красота и здоровье. Все для поддержания женской красоты и здоровья.
Рисунок 2.1 Структура ассортимента сети аптек «Фиалка»
- Детские товары. Здоровое питание, не вызывающее аллергию (смеси на основе козьего молока и гиппоалергенное питание) витаминные комплексы. Эффективные и безопасные средства для нежной детской кожи.
- Лечебная косметика. Косметика нового поколения, которая призвана решать довольно серьезные проблемы кожи.
- Диетические товары. Большой выбор товаров для здорового образа жизни.
- Оптика. Самые последние коллекции оправ и солнцезащитных очков ведущих производителей, контактные линзы, готовые очки, «компьютерные» очки, «антифары», «перфорационные очки».
- Изделия медицинского назначения. Большой выбор товаров для лечения и профилактики ортопедических заболеваний.
- Арома масла
- Витамины и БАД.
- Сопутствующая продукция
- Журналы о здоровом образе жизни, медицинская литература.
- Лекарственные травы
Важно отметить, что ООО ООО «Фиалка» позиционируется именно как сеть аптек, что в настоящее время стало более популярным на рынке фармацевтических продуктов.
Если сравнивать аптеки, входящие и не входящие в сети, то сетевые аптеки – это, прежде всего единый стандарт, единое оформление, единые цены, требования к ассортименту и товаропроводящий процесс. Преимущества сети в укрупнении, которое позволяет снизить себестоимость, и в том, что значительная часть проблем с аптеки перекладывается на сетевые организационные структуры. Техническим обеспечением, охраной, переговорами с поставщиками, с органами власти занимается головная структура. В отдельной аптеке все эти проблемы ложатся на плечи руководителя. Сетевая же в отличие от нее имеет возможность сконцентрироваться на поддержании ассортимента и на обслуживании покупателей. У нее лучшие перспективы и возможность платить более высокую зарплату, чем у отдельной аптеки.[12]
Мировой опыт показывает, что будущее за аптечными сетями, а не за самостоятельными аптеками. Там, где создание сетей до сих пор было законодательно ограничено (например, в Финляндии и других европейских странах) по принципу “одна аптека – один хозяин”, это была, скорее, социальная мера, направленная на сохранение рабочих мест. С вхождением в ЕС таким странам приходится начать допускать сети на аптечный рынок, и они тут же начинают возникать по понятным экономическим причинам. В любом случае рост количества аптек имеет свои пределы. Это связано с тем простым фактом, что рынок конечен, он имеет порог насыщения – нельзя открыть аптеку в каждом доме, как бы это ни было удобно потребителю.[13]
2.2 Организационно-правовая форма аптеки ООО "Фиалка"
Общее руководство сетью аптек регулируется Уставом, последняя редакция которого принята 9 августа 2005 года.
Рассмотрим основные пункты устава.
В соответствие с Уставом Общества, целью деятельности ООО ООО «Фиалка» является получение прибыли.
Общество осуществляет следующие виды деятельности:
- розничная торговля фармацевтическими товарами;
- розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями;
- розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами, кроме мыла;
- розничная торговля туалетным и хозяйственным мылом;
- оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами;
В Уставе Общества также указано, что Общество вправе осуществлять другие виды деятельности, не запрещенные законодательством, направленные на достижение установленных целей.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Федеральным Законом, Общество занимается только на основании специального разрешения (лицензии).
Право общества осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, Общество в течение срока действия разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности.
Имущество Общества принадлежит ему на праве собственности и образуется из:
- вкладов учредителей (участников) в уставной капитал;
- полученных доходов;
- иного имущества, приобретенного Обществом по иным основаниям, допускаемым законодательством. В связи с участием в образовании Общества участники имеют обязательственные права в отношении Общества, в том числе: право на участие в управлении, на долю чистой прибыли, распределяемой среди участников и долю в имуществе при ликвидации Общества (после всех вычетов, установленных законодательством), иные права, установленные действующим законодательством и настоящим Уставом.
Общество вправе один раз в год принимать решение о распределении прибыли между его участниками.
Кроме того, по Уставу Общества, руководство Обществом осуществляется Общим собранием участников Общества, которое проводится ежегодно, но может быть созвано внеочередное собрание. При этом генеральный директор является выборным лицом и избирается участниками Собрания один раз в год. Генеральный директор Общества осуществляет свои полномочия путем принятия решений в форме Приказа, а также путем заключения различного рода сделок в форме, установленной гражданским законодательством. Генеральный директор без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.
2.3 Организационная структура аптеки ООО "Фиалка"
Как уже говорилось выше, в сеть ООО «Фиалка» в настоящий момент входят 17 аптек, управляемых централизовано. Обобщенная структура управления изображена на рисунке 2.2.
Генеральный директор
Коммерческий директор
Финансовый директор
Отдел
закупок
Отдел маркетинга
Отдел IT
Директора
аптек
Отдел персонала
Бухгалтерия
Рисунок 2.2 Структура управления ООО «Фиалка»
Все службы разделены по функциональному принципу и подчиняются генеральному директору. Таким образом, все стратегическое планирование осуществляется централизовано. Директора каждой из аптек сети подчиняются коммерческому директору.
В таблице 2.1 представлена квалификационная матрица высших руководящих сотрудников для сети аптек «Фиалка».
Таблица 2.1
Квалификационная матрица ООО «Фиалка»
Должность |
Требования к образованию, стажу |
Основные должностные обязанности |
Генеральный директор |
Высшее экономическое образование, стаж на управляющей должности – не менее трех лет (в подчинении не менее 8-10 человек) |
Координация деятельности между отделами, разработка стратегии развития, контроль над работой подразделений, работа с поставщиками |
Коммерческий директор |
Высшее образование, опыт управления группой (не менее 5 человек), опыт работы с клиентами |
Руководство деятельностью директоров аптек, участие в стратегическом планировании развития сети аптек, контроль проведения в аптеках маркетинговых акций, контроль над соблюдением стандартов качества работы аптек |
Начальник отдела персонала |
Высшее образование (психология), опыт работы по подбору персонала, кадровое делопроизводство |
Подбор персонала, ведение всей внутренней кадровой документации |
Финансовый директор |
Высшее экономическое образование (специализация – финансы), опыт работы не менее 5 лет |
Расчет показателей финансовой деятельности организации, контроль и планирование финансовой деятельности подразделений сети (аптек), расчет компаративных показателей |
Бухгалтер |
Высшее экономическое (бухучет) образование |
Ведение финансовой отчетности, внешний и внутренний финансовый документооборот |
Директор по маркетингу |
Высшее экономическое образование (специализация – маркетинг, реклама). Опыт работы не менее 5 лет на руководящей должности |
Стратегическое планирование маркетинговой деятельности, работа по анализу тенденций развития рынка фармацевтической продукции, работа с поставщиками |
Начальник отдела закупок |
Высшее, желательно медицинское образование, приветствуется второе высшее экономическое образование, опыт работы в закупках на руководящей должности не менее 5 лет |
Анализ развития рынка, анализ структуры и тенденций продаж, составление плана закупок, работа с поставщиками |
Начальник отдела IT |
Высшее образование в сфере информационных технологий |
Поддержка работы внутренних информационных систем управления работой компании, разработка новых модульных функций работы систем |
Директор магазина (аптеки) |
Высшее образование (фармацевтическое + экономическое или административное), опыт работы на аналогичное должности не менее 3х лет, умение руководить коллективом не менее 20 человек, опыт работы в рознице |
Управление деятельностью магазина, предоставление текущей отчетности коммерческому, финансовому и директору по маркетингу. |