Файл: Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами (Понятие дееспособности).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 3
Введение
Моя работа посвящена исследованию опеки, попечительству и патронажу. В наше время эти три слова являются синонимами заботы, не только со стороны близких но и защиты со стороны государства.
В качестве отправной точки своего исследовании считаю необходимым дать определение дееспособности, а также рассмотреть степени дееспособности.
Рассмотрев данный вопрос, я могу поставить перед собой задачи рассмотреть:
- Определения, принципы и задачи опеки попечительства и патронажа.
- Порядок назначения опеки попечительства и патронажа органами опеки и попечительства.
- Меры по охране имущества подопечного, ответственность опекунов и попечителей, а так же органов опеки.
- Случаи и порядок прекращения опеки.
Таким образом целью моего исследования я ставлю дать подробную характеристику мер защиты государством прав граждан которые в этом особенно нуждаются.
Глава 1. Общее положения, задачи, принципы
Первую главу своего исследования я посвящу общим положениям, понятиям и принципам Опеки, Попечительства и Патронажа.
Данные понятия связаны с понятием дееспособности. Рассмотрим эти понятия подробнее:
Понятие дееспособности. Признание лица недееспособным
Дееспособность – признаваемая государством способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему субъективные права и юридические обязанности[1].
Можно выделить четыре состояния дееспособности:
- полная дееспособность;
- частичная дееспособность;
- ограниченная дееспособность;
- Полная недееспособность.
Полная гражданская дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Вместе с тем гражданин, не достигший 18 лет, может приобрести полную дееспособность ранее этого возраста в случае вступления в брак в установленном законом порядке (ст. 13 СК) или в результате эмансипации.
Частичной дееспособностью обладают несовершеннолетние граждане: малолетние в возрасте от 6 до 14 лет и не эмансипированные подростки в возрасте от 14 до 18 лет. За малолетние сделки (кроме мелких бытовых и некоторых других, которые малолетние вправе самостоятельно север- шасть с 6-летнего возраста) от их имени могут осуществлять (при соблюдении предусмотренных законом условии) только их родители, усыновители или опекуны.
Ограниченная дееспособность Ограничение дееспособности граждан не допускают, кроме случаев, предусмотренных прямо законом. Один из таких случаев — это ограничение судом дееспособности граждан, которые злоупотребляют наркотическими средствами или спиртными напитками[2].
Дело об ограничении гражданина в дееспособности возбуждается судом на основании заявления следующих лиц:
- членов семьи гражданина;
- органа опеки и попечительства;
- медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь.
Заявление подается в суд по месту жительства данного гражданина. При этом в заявлении должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о том, что гражданин, злоупотребляющий спиртными напитками или наркотическими средствами, ставит свою семью в тяжелое материальное положение.
Над ограниченном судом в дееспособности гражданином устанавливается попечительство.
Ограниченно дееспособный гражданин может:
- может самостоятельно распоряжаться своими доходами;
- может самостоятельно совершать мелкие и иные сделки, предусмотренные п. 2 ст. 28 ГК РФ;
- может совершать иные сделки с письменного согласия попечителя или при последующем одобрении сделки попечителем;
- может с письменного согласия попечителя распоряжаться выплачиваемыми на него алиментами, социальной пенсией, возмещением вреда здоровью и в связи со смертью кормильца и иными предоставляемыми на его содержание выплатами (в течение срока, определенного попечителем);
- самостоятельно несет имущественную ответственность по сделкам, совершенным им в соответствии с рассматриваемой статьей в новой редакции и ответственность за причиненный вред.
Полная недееспособность. По решению суда недееспособными признаются граждане, которые ввиду психического расстройства не могут осознавать значения собственных действий или руководить ими[3].
Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства возбуждается судом на основании заявления[4].
Предусмотрен порядок признания гражданина вновь полностью дееспособным.[5]
Опека, Попечительство, Патронаж: понятие, задачи, принципы.
Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших 14 лет), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от из имени все юридически значимые действия[6].
Однако, Опека устанавливается в отношении не только малолетних, но и граждан признанных судом (полностью) недееспособными[7] - в этом заключается её главная особенность.
Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 ГКРФ.[8]
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности.[9]
Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен Патронаж.[10]
Это вид попечительства. Просьба о патронаже может исходить от самого гражданина. В течение месяца гражданину назначается помощник, который действует в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом:
Таким образом различие понятий Опеки, Попечительства и Патронажа заключается в степени адекватности подопечного[13].
Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются[14]:
- обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
- защита прав и законных интересов подопечных;
- обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
- обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
- обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами[15]:
- свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;
- контроль за деятельностью по опеке и попечительству;
- обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.
Глава 2. Опекуны и подопечные. Органы опеки и попечительства. Порядок установления опеки попечительства и Патронажа
Подопечные – Граждане, в отношение которых установлены опека или попечительство.
Опекуны – граждане, совершающие юридически значимые действия от имени подопечных.
Органы опеки и попечительства – органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами[16].
Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства определяются ФЗ №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Задачи и полномочия органов опеки и попечительства
Для анализа задач стоящих перед органами опеки и попечительства воспользуюсь комментариями к ФЗ №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»[17].
В статье 7 ФЗ №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» выделяются следующие основные задачи:
Защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством.
Данная задача определена общей нормой п. 1 ст. 31 части первой ГК РФ, согласно которой опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан; опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. В пункте 1 ст. 145 СК РФ также предусмотрено, что опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей[18], в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане
В отношении данной задачи органов опеки и попечительства следует отметить, что, не прослеживается ее четкое разграничение с таким полномочием данных органов, как осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане. Соответственно, рассматривать указанную задачу представляется целесообразным в рамках рассмотрения названного полномочия в комментарии к указанной статье.