Файл: Конкуренция на внешнем рынке труда (Сущность занятости населения и ее регулирование).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы существования внешнего рынка труда в России
1.1 Сущность занятости населения и ее регулирование
1.2 Особенности внешнего рынка труда и поведения на нем
Глава 2. Практический анализ конкуренции на внешнем рынке труда в г. Волжский
2.1 Краткая характеристика экономического положения г. Волжский
2.2 Внешний рынок труда и конкуренция на нем в муниципальном образовании г. Волжский
Глава 3. Пути улучшения внешнего рынка труда в России и устранение конкуренции на нем
В результате происходящих процессов в движении рабочей силы городской рынок труда продолжает оставаться достаточно напряженным из-за превышения спроса над предложением рабочих мест. В течение всего пореформенного периода в городской центр занятости с небольшими колебаниями постоянно обращается от 8 до 11 % экономически активного населения (табл.4).
Таблица 4
Динамика занятости населения в 2011 - 2015 г.г. в г. Волжском
Годы |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Обратилось в поисках работы, всего, из них: |
10032 |
11709 |
14587 |
12198 |
11888 |
1 .незанятых трудовой деятельностью, из них: |
7796 |
6289 |
7344 |
8454 |
7636 |
а), ищущих работу впервые |
2841 |
5745 |
6879 |
4075 |
3982 |
б), имеющих длит, перерыв в работе (более года) |
958 |
559 |
770 |
743 |
738 |
2.пенсионеры |
602 |
764 |
543 |
880 |
1085 |
3.освобожденные из ИТУ и ЛТП |
39 |
13 |
28 |
30 |
25 |
4.занят, труд, деят., желающие работать в свободное время |
|||||
а) от основной работы |
395 |
844 |
1697 |
1173 |
1688 |
б).учащиеся от учебы |
1770 |
4437 |
5375 |
2420 |
2564 |
Нашли работу (доходное занятие) всего, из них: |
4504 |
8869 |
12188 |
8332 |
8852 |
1 ).незанятых трудовой деятельностью |
3201 |
3523 |
5021 |
4687 |
4685 |
2).пенсионеры |
155 |
524 |
366 |
394 |
443 |
3). занят, труд, деят., желающие работать в свободное время |
|||||
а), от основной работы |
395 |
840 |
1697 |
1166 |
1646 |
б).учащиеся от учебы |
1769 |
4409 |
5360 |
2395 |
2521 |
Как видно из табл. 4, начиная с 2012 года число лиц, обратившихся в поисках работы начинают превышать докризисный период (2007 г.). В их числе более устойчивыми темпами увеличивается число лиц, незанятых трудовой деятельностью, которое в 2014 году превышало показатель 2007 года на 23,4 %. При этом в 2012 - 2014 г.г. сальдо движения рабочей силы по совокупности предприятий оказалось отрицательным и составило от 2840 до 3866 человек. Анализом выявлено, что основная часть выбывших из организаций и предприятий города (70,2%), как и в предыдущие периоды, уволилась по собственному желанию, и только 7% — в связи с сокращением численности персонала. При этом, как показывает структурный анализ, в общей численности высвобожденных работников, только в 2014 году свыше 70 % приходится на женщин (51,2 %) и молодежь от 16 до 29 лет (19,1 %) [21].
Проведенный анализ молодежного рынка труда показал, что основными факторами, влияющими на рост безработицы среди выпускников профессиональных учебных заведений являются: в отличие от первой половины 90-х годов, в 2012-2015 годы причинами стали структурные несоответствия профиля выпускников потребностям рынка труда; отсутствие обоснованного прогноза в потребности кадров по специальностям; противоречия между высокими притязаниями молодежи и реальными потребностями в их труде; несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей; снижение практических навыков вследствие работы не по профессии; недостаточная информированность о состоянии рынка труда, как на уровне муниципального образования, так региона и страны в целом.
О структурной динамике соотношения высвобожденных работников и потребностей в них на предприятиях промышленности г. Волжского, говорят данные табл. 5.
Таблица 5
Структурная динамика соотношения высвобожденных работников и потребностей в них на предприятиях промышленности г. Волжского, чел. [21]
Показатели |
2012 |
2013 |
2014 |
2013г. в % к 2012 |
2014г. в % к 2013г. |
Намечено к высвобождению — всего: |
249 |
576 |
5602 |
2,3 |
9,7 |
в т.ч. в промышленности, из них: |
132 |
407 |
5440 |
3,1 |
13,4 |
женщины |
88 |
263 |
2787 |
3,0 |
10,6 |
молодежь в возрасте 16-29 лет |
30 |
67 |
1038 |
3,4 |
15,5 |
люди предпенсионного возраста |
16 |
70 |
839 |
4,4 |
12,0 |
Удельный вес высвобожденных работников в промышленности (в %), в т. ч. женщин |
53,0 |
64,6 |
51,2 |
* - |
* |
молодежи |
22,7 |
16,5 |
19,1 |
* |
* |
работников предпенсионного возраста |
34,3 |
18,9 |
29,7 |
* |
* |
Потребность в рабочей силе на предприятиях промышленности |
481 |
457 |
429 |
0,95 |
0,94 |
Соотношение вакансий и числа высвобожденных работников в промышленности (3:1) |
3,64 |
1,12 |
0,08 |
* |
* |
Как видно из табл. 5, в период позитивных изменений в развитии промышленного производства города (9 - 11 % среднегодового прироста) в 2014 году произошло обвальное высвобождение работников, 97 % которых приходится на промышленность. Как уже говорилось, в структурной динамике высвобождение работников, в отличие от предыдущих лет, произошло некоторое сокращение числа высвобожденных числа женщин и молодежи, с 81,1 до 70,3%. Но эти показатели по прежнему остаются высокими, и в 2014 году они составили 51,2 и 19,1%, соответственно, что крайне усложняет решение задачи обеспечения работой этих категорий граждан. Все это происходит на фоне оживления экономического развития и сокращения числа объявленных вакансий на действующих предприятиях города.
Негативные тенденции в движении рабочей силы в г. Волжском сохранялись и в 2015 году. Согласно отчетным данным в 2015 году по сравнению с 2014 годом, в городе уменьшилась общая численность занятого населения, в т. ч. на средних и крупных предприятиях на 4,9 %, и превышения числа уволенных над трудоустроенными составил 44,5 %.
Таким образом, складывающиеся тенденции в движении рабочей силы в 2015 году в г. Волжском показывают, что ситуация с занятостью населения, несмотря на формирование сравнительно устойчивых темпов роста экономического развития, в первую очередь промышленного производства, имеет тенденцию к ухудшению. Иначе говоря, по мере формирования позитивной динамики развития городской экономики, темпы высвобождения работников, особенно из предприятий промышленности, значительно превышает количество предлагаемых вакансий [21].
В заключение второй главы необходимо добавить, что в рамках реализации Плана мероприятий на 2053 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Российской Федерации в 2015 г. достигнуты следующие результаты:
- обеспечено трудоустройство на новые рабочие места, созданные местными органами государственного управления, 181,8 тыс. человек;
- оказано содействие в трудоустройстве на постоянную работу 204,1 тыс. человек, из них 135,7 тыс. - безработных;
- направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 25,0 тыс. безработных;
- организована адаптация к трудовой деятельности 533 инвалидов;
- профинансированы и компенсированы нанимателям затраты на приобретение специализированного оборудования для создания 207 рабочих мест и трудоустройства инвалидов;
- оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 3,1 тыс. безработным;
- на новое место жительства и работы переселено 386 семей безработных;
- в оплачиваемых общественных работах приняли участие 96,1 тыс. человек, в том числе 49,9 тыс. безработных;
- в свободное от учебы время организована трудовая занятость для 36,1 тысяч человек из числа студенческой и учащейся молодежи.
Глава 3. Пути улучшения внешнего рынка труда в России и устранение конкуренции на нем
В рамках программы по улучшению занятости населения и реализация стратегий экономического поведения на рынке труда в России, нацеленной на реализацию приоритетных задач социальной политики и модернизации экономики в части создания эффективного и цивилизованного рынка труда предусмотрена муниципальная политика в сфере регулированию трудовых отношений.
Например, государство выделит средства из федерального бюджета на помощь по содействию самозанятости безработных граждан, тем самым появятся новые рабочие места. Экономический эффект должен показать следующие результаты:
- снижение числа безработных граждан;
- увеличение налоговых отчислений в краевой бюджет;
- улучшение качества обслуживания, работ и услуг благодаря повышению конкуренции и др [13, c.93].
В таблице 6 приведен примерный расчет экономической эффективности мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан на базе муниципальных бизнес-инкубаторов (таб. 6).
Таблица 6
Расчет экономического эффекта от создания бизнес-инкубатора по содействию самозанятости безработных граждан
№ |
Показатель |
Единица измерения |
Показатель |
Источник, способ расчета |
1 |
Численность безработных, создавших собственное дело |
человек |
1 500 |
|
2 |
Средняя продолжительность периода работы в отчетный год |
месяцев |
7 |
(12 мес. -5 мес.=7 мес.), где 5 мес. — средняя продолжительность безработицы |
3 |
Среднемесячная заработная плата начинающего предпринимателя |
тыс.рублей |
21,47 |
данные статистики о средней зарплате в регионе в феврале 2014 |
4 |
Годовой ФОТ участников мероприятия |
тыс.рублей |
293 065,5 |
стр.1хстр.2хстр.3х1,3 (30 % — отчисления в соц. фонды) |
5 |
Затраты краевого бюджета на выдачу субсидий начинающим предпринимателям |
тыс. рублей |
151 800,00 |
150 000,0 тыс. руб. + 1800 тыс. руб. (обучение и компенсация организационных расходов) |
6 |
Экономический эффект мероприятия |
тыс. рублей |
141 265,5 |
стр.4- стр.5. |
7 |
Окупаемость (экономическая эффективность на 1 руб. затрат) |
рублей |
1,93 |
стр.4/стр.5 |
Расчет показывает, что если Правительство примет решение о выделении из краевого бюджета финансовых средств для субсидирования 1500 начинающих предпринимателей из числа безработных в размере 151,8 млн. рублей (1 субсидия в размере годового максимального пособия по безработице составит 100 тыс. рублей), экономический эффект данного мероприятия в виде заработной платы бывших безработных и отчислений с нее в социальные фонды составит 141,26 млн. рублей, а его окупаемость составит 1,93 рубль на 1 рубль затрат.
При этом государство должно обеспечить защиту местного производителя от внешнеэкономической конкуренции, совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование развития рабочих мест, усиление роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения, стимулирование работодателя к расширению социальных гарантий для своих подчиненных, совершенствование налогового законодательства, введение налоговых льгот для инновационных проектов, льготное кредитование, государственный заказ, что приведет к экономическому росту страны в целом [16, c.57].
Аналогичный расчёт можно провести по таким проблемным категориям безработных как граждане с ограниченными возможностями и женщины. Эти расчёты приведены в таблицах 7 и 8 соответственно.
Таблица 7
Расчет экономического эффекта по содействию занятости безработных граждан с ограниченными способностями
№ |
Показатель |
Единица измерения |
Показатель |
Источник, способ расчета |
1 |
Численность безработных, устроенных на работу |
человек |
1 000 |
|
2 |
Средняя продолжительность периода работы в отчетный год |
месяцев |
7 |
(12 мес. -5 мес.=7 мес.), где 5 мес.-средняя продолжительность безработицы |
3 |
Среднемесячная заработная плата работника с ограниченными возможностями (50 % средней по краю) |
тыс.рублей |
10,7 |
данные статистики о средней зарплате в регионе в феврале 2014 |
4 |
Годовой ФОТ участников мероприятия |
тыс.рублей |
97 370,0 |
стр.1хстр.2хстр.3х1,3 (30 % — отчисления в соц. фонды) |
5 |
Затраты краевого бюджета на выдачу пособий безработным |
тыс. рублей |
31 200,0 |
30 000,0 тыс. руб. + 1200 тыс. руб. (обучение и компенсация организационных расходов) |
6 |
Экономический эффект мероприятия |
тыс. рублей |
66 170,0 |
стр.4- стр.5. |
7 |
Окупаемость (экономическая эффективность на 1 руб. затрат) |
рублей |
3,12 |
стр.4/стр.5 |