Файл: Конкуренция на внешнем рынке труда (Сущность занятости населения и ее регулирование).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы существования внешнего рынка труда в России
1.1 Сущность занятости населения и ее регулирование
1.2 Особенности внешнего рынка труда и поведения на нем
Глава 2. Практический анализ конкуренции на внешнем рынке труда в г. Волжский
2.1 Краткая характеристика экономического положения г. Волжский
2.2 Внешний рынок труда и конкуренция на нем в муниципальном образовании г. Волжский
Глава 3. Пути улучшения внешнего рынка труда в России и устранение конкуренции на нем
Развита в городе и пищевая перерабатывающая промышленность. Всем хорошо известна продукция филиала ОАО «САН ИнБев», ОАО «Хлебокомбинат „Волжский“», ОАО «Молсыркомбинат-Волжский» и другие.
В малом и среднем бизнесе на территории города занято 51,1 тыс. чел. или 41% из общей численности населения, занятого в экономике города. Количество малых и средних организаций составляет 3 216 единиц. Количество индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию в налоговых органах, составило на 01.01.2015 - 8 841 чел. против 9 233 на 01.01.2015. На развитие малого и среднего предпринимательства значительное влияние оказывает изменение федерального законодательства. Так, основной причиной снижения численности предпринимателей явилось принятие федерального закона от 03.12.2015 № 243-ФЗ, который устанавливает порядок уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, увеличенных более чем в 2 раза по сравнению с 2015г. Размер страхового платежа в 2015г. составит 35,7 тыс.рублей (в 2015г. - 17,2 тыс.руб.).
Отраслевая структура малого предпринимательства существенно не меняется. Наибольшее количество малых предприятий занято оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, что объясняется высокой оборачиваемостью средств в данных сферах деятельности [21].
С целью поддержки малого и среднего предпринимательства на территории городского округа реализуется долгосрочная целевая Программа «Развитие малого и среднего предпринимательства городского округа - город Волжский» на 2014-2015гг., предусматривающая меры в области финансовой, имущественной, информационной поддержки.
Исполнителями мероприятий являлись структурные подразделения администрации городского округа, общественные организации предпринимателей, Волжская торгово-промышленная палата.
Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства г.Волжского осуществлялась за счёт средств областного и федерального бюджетов.
В соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 13.07.2012 № 246-п «О субсидировании субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» в 2015г. субъекты малого предпринимательства г. Волжского, отнесенные к начинающим, молодежи, малым инновационным компаниям, а также осуществляющим мероприятия по энергоэффективности, получили субсидии на сумму более 16,5 млн.рублей (в 2014г. на сумму 16,1 млн.рублей) [21].
Экспертной Комиссией Центра занятости населения г.Волжского по оценке бизнес-планов и условий выделения финансовых средств безработным гражданам для организации предпринимательской деятельности за 2015г. рассмотрено 15 бизнес-планов на организацию предпринимательской деятельности. Предоставлены субсидии 15 субъектам малого предпринимательства на сумму 882,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета. (В 2014 году на организацию самозанятости населения по результатам рассмотрения 155 бизнес- планов было выделено 9,2 млн. руб. за счет средств федерального и областного бюджетов, в том числе за счет областного бюджета - 413,7 тыс. руб.)
В 2015 году Правительством Волгоградской области вопросам организации самозанятости будет уделено внимание только субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в муниципальных районах.
Взаимодействие с НП «Региональный гарантийный фонд» позволило в 2015г. 10-и субъектам малого и среднего бизнеса получить поддержку фонда в виде предоставленных гарантий на сумму 29,4 млн.руб.
По состоянию на 01.01.2015 в Перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки включено около 170 объектов недвижимости общей площадью 31444,3 кв.м [21].
105 субъектам малого предпринимательства муниципальные нежилые помещения предоставляются на льготной основе (расчет арендной платы производится с коэффициентом поддержки = 0,5).
По данным мониторинга реализации Федерального закона от 22 июля 2009г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства», по состоянию на 01.01.2015 заключен 71 договор на выкуп муниципального имущества с реализацией преимущественного права выкупа с рассрочкой на 6 лет, в том числе в 2015 году - 11 договоров.
В 2015г. имущественную поддержку получили 19 субъектов малого предпринимательства (предоставлено в аренду муниципальное имущество без проведения торгов).
Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют возможность пользоваться спектром услуг, предоставляемых бизнес-инкубатором. Большую работу в развитии и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства проводит Волжская торгово-промышленная палата.
Активная информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется через СМИ и официальный сайт городской администрации, информационную сеть Волжской ТПП.
Субъекты малого и среднего предпринимательства на равных условиях привлекаются к участию в конкурсах на выполнение муниципальных заказов.
Налоговые поступления в бюджет городского округа - г. Волжский от субъектов малого предпринимательства в основном формируются за счет единого налога на вмененный доход. За 2015г. в бюджет города поступило ЕНВД в сумме 198,6 млн.руб. (2014г. - 188,9 млн.руб.), что составляет 8,1% в собственных доходах бюджета городского округа.
С 2015 года на территории Волгоградской области в соответствии с федеральным законодательством введена патентная система налогообложения. Налоговым Кодексом предусмотрен добровольный переход на уплату ЕНВД.
В декабре 2015 г. заявили о переходе на патентную систему налогообложения 22 индивидуальных предпринимателя. На упрощенную систему налогообложения перешли 9 юридических лиц. Поскольку доходы от УСН зачисляются в доход областного бюджета, это приведет к снижению доходов бюджета городского округа [21].
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области в декабре 2015г. заявили о прекращении деятельности 281 чел., зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей - 78 чел.
Анализ сложившейся ситуации показал, что прекратили свою предпринимательскую деятельность:
- индивидуальные предприниматели, фактически не осуществляющие деятельность, и не имеющие задолженность по уплате страховых платежей;
- индивидуальные предприниматели, у которых фактическая доходность бизнеса не соответствует произведенным затратам.
При этом в «Центр занятости населения г. Волжского» в декабре -январе обратилось 10 человек - индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность.
Отдельные индивидуальные предприниматели на протяжении длительного времени фактически не осуществляли деятельность, работали по найму, но продолжали уплачивать страховые платежи во внебюджетные фонды с целью формирования пенсионного капитала.
Все проблемные вопросы, касающиеся субъектов малого предпринимательства, обсуждались на заседаниях «круглых столов», организованных Волжской ТПП, Коллегии по развитию предпринимательства при главе городского округа с участием представителей общественных организаций, были озвучены на заседаниях областной депутатской комиссии по предпринимательству.
На территории г. Волжского расположено Государственное автономное учреждение «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» инновационной направленности, в котором на конкурсной основе размещаются начинающие предприниматели, арендующие помещения и офисное оборудование на льготных условиях.
Структура КГКУ «Центр занятости населения г. Волжский»
Администрация:
Директор Савочка Геннадий Сергеевич;
заместители директора: Бойков Юрий Александрович, Заславская Светлана Жановна;
ведущий инспектор Колесникова Александра Валерьевна: вопросы юридического направления, организация конкурсов;
ведущий инспектор Павлова Евгения Наумовна: работа с персоналом, организация контроля и проверки исполнения, работа с жалобами и обращениями граждан, делопроизводство, канцелярия;
старший инспектор Иева Раиса Васильевна: организация работы директора и его заместителей, приемной директора, устным приемом граждан руководителями ЦЗН [21].
Структурные подразделения:
- отдел экономического анализа и мониторинга рынка труда: вопросы состояния рынка труда, мониторинг, статистическая отчетность, прогноз рынка труда;
- отдел первичного приема Центрального округа: оказание государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы;
- отдел первичного приема Ленинского округа: оказание государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы;
- отдел по трудоустройству и социальным выплатам: оказание государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, организация работы инвалидами, уволенными с военной службы и другими слабозащищенными категориями граждан, выездные консультации на предприятия и в организации города по вопросам оказания государственных услуг, расчет, начисление и перечисление пособия по безработице, стипендии, материальной поддержки и материальной помощи безработным гражданам;
- отдел организации временной занятости: организация специальных программ занятости, оказание государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, организация оплачиваемых общественных работ, содействие самозанятости безработных граждан;
- отдел организации профессионального обучения: оказание государственной услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан, организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
- отдел по сотрудничеству с работодателями: оказание государственной услуги содействия работодателям в подборе необходимых работников, организация и проведение Ярмарок вакансий, Дней предприятий, услуги Банка высококвалифицированных специалистов, вопросы по квотированию рабочих мест для инвалидов, привлечение иностранной рабочей силы;
- отдел профориентации и психологической поддержки населения: оказание государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан, организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, организация работы клубов активного поиска работы, организация работы мобильного центра занятости;
- отдел обслуживания АИС и рекламно-издательской деятельности: обслуживание автоматизированной информационной системы, приобретение, сервисное обслуживание и ремонт компьютерной техники, организация информирования населения и работодателей о положении на рынке труда;
- отдел бухгалтерского учета и отчетности: организация бухгалтерского учета, анализа финансово-хозяйственной деятельности ЦЗН, бухгалтерская и статистическая отчетность по всем направлениям деятельности;
- отдел хозяйственного обеспечения: организация деятельности Центра занятости в вопросах содержания помещений ЦЗН, договорная работа, имущественные отношения [21].
Сокращение числа занятых в экономике города происходило под влиянием различных факторов. В первую очередь эти тенденции были обусловлены трансформационным кризисом развития производства в сочетании с процессами реструктуризации предприятий промышленности, совершенствования организационно-экономической структуры и технического обновления производства. Из-за перечисленных факторов, в г. Волжском в 2014 году численность населения, занятого в экономике, по сравнению с 2011 г., сократилась с 119,7 до 98,7 тыс. чел., а удельный вес занятых в экономике в общей численности населения сократился на 5 %. На этом фоне более высокими темпами шел процесс высвобождения работников на крупных и средних предприятий города. В 2014 году из общего числа высвобожденных работников на долю крупных и средних предприятий приходилось 70%. При этом на одного высвобожденного работника в целом в экономике города на крупные и средние предприятия приходилось 5,6 работника потерявшего рабочее место.
Уменьшение доли работающих в течение всего периода имело место не только в промышленности, но и в строительстве, на транспорте, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, органов муниципального управления.
Анализ отраслевой структуры занятости показывает, что основная часть работников по-прежнему сосредоточена в отраслях сферы материального производства. Однако если в 2009 году 79% число занятых в экономике приходилось на сферу материального производства, то на начало 2015 года оно сократилось до 73,1%. Таким образом, происходит уменьшение удельного веса работников, занятых в отраслях материального производства. Среди отраслей материального производства основная доля занятых в 2014 году, как и прежде, приходилась на промышленность — 43,3%; торговлю, доля занятых в которой выросла до 15% , на строительство - 9,1% от числа занятых в народном хозяйстве. В нематериальной сфере лидирующие позиции принадлежат образованию - 7,4%, здравоохранению -6,2% и ЖКХ - 4,5% (табл.3.).
Таблица 3
Динамика численности рабочих и служащих, тыс. человек [21]
Отрасли экономики |
2012 г. |
2013г. |
2014г. |
Занято в экономике всего |
103,3 |
103,0 |
98,7 |
в том числе в крупных предприятиях |
92,7 |
93,4 |
73,5 |
Промышленность |
49,6 |
51,2 |
50,5 |
Сельское хозяйство |
0,6 |
0,5 |
0,6 |
Строительство |
5,4 |
5,1 |
3,7 |
Транспорт |
5,4 |
1,0 |
4,3 |
Торговля и общественное питание |
2,9 |
3,0 |
2,9 |
ЖКХ |
3,0 |
3,0 |
0,4 |
Здравоохранение |
7,5 |
7,5 |
6,8 |
Образование |
8,8 |
8,6 |
1,7 |
Связь |
1,0 |
1,0 |
0,2 |
Культура |
1,2 |
1,2 |
0,3 |
Органы управления |
1,1 |
1,1 |
0,6 |
Бытовое обслуживание |
0,8 |
0,8 |
0,4 |