Файл: Конкуренция на внешнем рынке труда (Сущность занятости населения и ее регулирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что конкуренция на внешнем рынке труда обусловлена влиянием целого ряда факторов, главными из которых являются социально-экономическое положение населения, экономические потребности, интересы, установки различных социальных групп, а также проводимая на местах социально-экономическая политика.

В современной политике регулирования конкуренции на внешнем рынке труда недостаточно учитываются особенности экономического поведения отдельных категорий населения, что является одной из основных причин возникновения и обострения здесь ситуаций и состояний социальной эксклюзии.

Занятость населения на внешнем рынке труда - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносит им доход в денежной или иной форме. Занятость населения на внешнем рынке труда - это соотношение численности трудоспособного населения и занятого населения, которое характеризует степень использования трудовых ресурсов общества и ситуацию на рынке труда. Занятое население - это граждане, работающие по найму, выполняя работу в течение полного или неполного рабочего дня, а также те, кто имеет работу, которая оплачивается, и это подтверждено соответствующим договором, контрактом, согласованным документом подобное. Занятое население является активной частью трудовых ресурсов, которая задействована в общественном производстве. А занятость показывает степень участия трудоспособного населения в народном хозяйстве.

Целью данной курсовой работы является анализ конкуренции на внешнем рынке труда.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. провести анализ сущности занятости населения и ее регулирование,

2. охарактеризовать особенности внешнего рынка труда и поведения на нем,

3. дать краткую характеристику экономического положения г. Волжский,

4. провести анализ внешнего рынка труда и конкуренции на нем в муниципальном образовании г. Волжский,

5. найти пути улучшения внешнего рынка труда в России и устранение конкуренции на нем.

Объектом данной курсовой работы выступает внешний рынок труда, а объектом – конкуренция на нем.

Теоретическая база курсовой работы. Анализ проблем конкуренции на рынке труда нашел отображение в трудах таких ученых, как Н.М. Блинов, Б.А. Грушин, С.Н. Иконникова, И.М. Ильинский, А.И. Ковалева, И.С. Кон, В.Ф. Левичева, В.Т. Лисовский, М.Н. Руткевич, М.Х. Титма, Ф.Р. Филиппов, В.Н. Шубкин и др.


Несмотря на значительное количество научных работ по проблемам конкуренции на рынке труда анализ литературы показал недостаточную разработанность, во-первых, методологического аппарата для исследования особенностей и механизмов конкуренции в современном обществе, во-вторых, проблем экономического поведения и, в-третьих, повышения экономической активности населения на внешнем рынке труда.

Среди методов, используемых в работе необходимо назвать следующие:

  • Метод анализа и синтеза,
  • Метод группировок,
  • Метод сравнения.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы существования внешнего рынка труда в России

1.1 Сущность занятости населения и ее регулирование

Рынок труда функционирует как сложный и динамично развивающийся механизм, деятельность которого направлена на согласование интересов субъектов социально-экономических процессов – работодателей, наемных работников и лиц, ищущих работу [6, c.10]. Итогом этого согласования является нахождение компромисса в противостоянии их интересов, поддержание определенного уровня занятости населения. При этом возникает проблема защищенности занятости, обусловленная колебаниями спроса и предложения на труд в условиях цикличного развития мировой и национальной экономики, профессионально-квалификационным дисбалансом на рынке труда, давлением со стороны внешней трудовой миграции, социально-экономической неоднородностью территорий, поляризацией возможностей устройства и сохранения работы населением, проживающим в различающихся по величине и типам поселениях [11, c.6].

Постоянная занятость обеспечивает возможность регулярного получения заработной платы, которая является средством поддержания жизнедеятельности большинства граждан страны, поэтому занятость населения является важнейшим индикатором благополучия территории. От уровня защищенности занятости зависит социальное самочувствие жителей, уровень конфликтного потенциала, степень доверия к властям всех уровней [2, c.19].


Поэтому государство также является активным участником социально-экономических отношений на рынке труда, поддерживая уровень защищенности занятости населения посредством законодательного регулирования трудовых отношений или реализации протекционистских программ, направленных на поддержание как отдельных отраслей (сельское хозяйство, автомобилестроение и др.), так и некоторых отдельных предприятий, а также территорий, таких как дотационные регионы и моногорода. Законодательство о защите занятости является важной составляющей создаваемой государством институциональной среды.

Российское законодательство трактует понятие «занятость» как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход [19, c.84].

Несмотря на проводимую государством политику выравнивания территорий, в стране наблюдается значительная дифференциация защищенности и качества занятости населения, проживающего в различных административных образованиях, что приводит к образованию стратификационных групп населения, различающихся по статусным, властным, имущественным, доходным и иным критериям.

Перечисленные обстоятельства обусловили необходимость выявления причин и глубины проблемы дисбаланса социально-экономического развития территориально-административных образований, определения взаимосвязи особенностей развития территорий и дифференциации качества и степени защищенности занятости населения на различающихся рынках труда. Это даст возможность проанализировать динамику изменения структуры и особенности возникновения стратификационных групп населения, образующихся в результате территориальной дифференциации защищенности занятости на фоне экономических колебаний в стране в течение последних лет [12, c.19].

Занятость населения - это экономическая категория, которую рассматривают с двух точек зрения: занятость как экономическое понятие и занятость как экономическая проблема [7, c.17].

Занятость населения как экономическое понятие - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносит им доход в денежной или иной форме. Занятость населения как экономическая проблема - это соотношение численности трудоспособного населения и занятого населения, которое характеризует степень использования трудовых ресурсов общества и ситуацию на рынке труда. Занятое население - это граждане, работающие по найму, выполняя работу в течение полного или неполного рабочего дня, а также те, кто имеет работу, которая оплачивается, и это подтверждено соответствующим договором, контрактом, согласованным документом подобное. Занятое население является активной частью трудовых ресурсов, которая задействована в общественном производстве. А занятость показывает степень участия трудоспособного населения в народном хозяйстве [13, c.47].


Итак, с социальной точки зрения заняты - это граждане, работающие на основе своих способностей и предпочтений и самостоятельно выбрали место работы.

Занятость населения – это сложный многофакторный процесс, который необходимо регулировать и защищать [8, c.10].

В условиях рыночной экономики проблема регулирование занятости не была такой острой, как сейчас, и не воспринималась населением как одна из доминирующих. В официальных средствах массовой информации говорилось об отсутствии безработицы как социального феномена.

Проблемы теперь уже формирующегося рынка труда, в том числе и защищенности занятости населения, обострились с началом политических преобразований в стране, приведших к коренной ломке экономических и общественных отношений [1, c.90].

Подводя итоги рыночных преобразований и предвидя еще более кардиальные изменения в обществе, Л.А. Беляева написала: «…былая благость и идиллия уходят в прошлое. Разбуженная страна являет собой целый спектр разнонаправленных социальных интересов, групп, классов, слоев, связанных с их теперешним положением и предстоящим перемещением в социальной иерархии».

Политика Российского государства также направлена на обеспечение полной занятости населения. Но в результате различных социально-экономических явлений – изменения приоритетов в развитии отраслей, кризисных явлений в экономике страны, способных повлиять на снижение деловой активности в национальных масштабах, банкротства отдельных предприятий и ряда других событий некоторая часть занятого населения выпадает из сферы занятости, в результате потери работы приобретает статус безработных [17, c.49].

Уровень безработицы является одним из факторов, по которым можно судить о степени защищенности занятости населения, проживающего в рамках определенных административных границ. Чем выше уровень безработицы, тем слабее позиции работников в сохранении рабочих мест и меньше их шансы найти новую работу в случае потери прежней.

Следует учитывать, что безработица может быть общая и регистрируемая. Показатели общей безработицы всегда бывают выше. Это связано с тем, что при определении показателей общей безработицы учитывают лиц в возрасте от 15 до 75 лет, а в службе занятости могут быть зарегистрированы лица в возрасте от 16 лет и до выхода на пенсию. В настоящее время это женщины в возрасте до 55 лет и мужчины в возрасте до 60 лет [10, c.62].

В качестве безработных не могут быть зарегистрированы студенты. В число безработных не включаются также лица, которые в течение первых 10 дней регистрации отказались от двух вариантов работы. При сопоставлении показателей общей и зарегистрированной безработицы следует учитывать, что последняя считается на конец года, но количество безработных, обратившихся в службу занятости в течение года, гораздо больше, чем число безработных, находящихся на учете на определенную дату [3, c.8].


Защищенность занятости зависит от степени приверженности работодателей четким процедурам найма и увольнения работников, институциональной защищенности рабочего места. К факторам социальной защищенности относятся также защищенность в сфере профессионального развития на рабочем месте, безопасность труда, защищенность профессиональных навыков, защищенность дохода, защищенность права на представительство – наличие действенных институтов защиты прав и выражения интересов работников [15, c.99].

Деятельность государственных институтов по управлению занятостью населения подробно описана А.И. Рофе. В настоящее время государственное управление занятостью населения осуществляется на трех уровнях – федеральном, уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном. На федеральном уровне управление занятостью входит в компетенцию Минздравсоцразвития России, а именно двух его функциональных органов – Департамента занятости и трудовой миграции и Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) [20, c.82].

Департамент занятости и трудовой миграции осуществляет нормативно-правовое и методическое руководство органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующими переданные им полномочия в области содействия занятости населения. В различных республиках, краях и областях органами исполнительной власти могут быть министерства, комитеты, службы, департаменты или агентства по труду и занятости населения [18, c. 283].

Что касается Роструда, то по состоянию на 1 января 2015 года в его ведении находились 82 региональные госинспекции труда, которые занимались реализацией целого ряда полномочий, например осуществлением государственного контроля и надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением (соблюдением) органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий в области содействия занятости населения; реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, начислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.

Региональные службы занятости разрабатывают программы по снижению напряженности на рынке труда.

На муниципальном уровне соответствующие службы представлены центрами занятости населения, которые непосредственно содействуют трудоустройству. Центры занятости населения реализуют программы и планы обеспечения занятости и снижения напряженности на рынке труда [4, c.59].