Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Понятие человеческих ресурсов).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Значение человеческих ресурсов в производстве
2. Менеджмент человеческих ресурсов
2.1. Цели менеджмента человеческих ресурсов
2.2. Отличие менеджмента человеческих ресурсов от управления персоналом
2.3. Способы менеджмента человеческих ресурсов
3. Способы улучшения показателей работы сотрудников
3.1. Особенности проектирования кадровых служб
3.2 Компетенции кадрового сотрудника
3.1. Особенности проектирования кадровых служб
В своей работе «Человеческие ресурсы управления» Иванцевич и Лобанов предоставляют следующие данные:
«В развитых странах, в службах управления персоналом работают от 1 до 1,5% общей численности сотрудников. Средний размер кадровой службы рассчитывается из соотношения: один специалист на 135 работников в организации. В крупных американских корпорациях среди кадровиков 30% имеют степень магистра; из 100 дипломированных работников 12 – специалисты по методам обучения, социальному развитию, 37 – по управлению человеческими ресурсами.
Для сравнения: в российских организациях руководители кадровых подразделений имеют, как правило, техническое, юридическое, психологическое или педагогическое образование.» [14, с. 5]
Выводы о причинах такой разницы, описывает Ирина Макарова:
«Среди основных причин недостаточного внимания отечественных кадровых служб современной практике управления человеческими ресурсами, отметим следующие:
Слабое понимание руководством предприятий важности значения управления человеческими ресурсами в современных организациях;
Недостаточное знание менеджерами современных концепий управления человеческими ресурсами, прогрессивныхперсонал-технологий;
Низкая профессиональная подготовленность работников кадровых подразделений;
Нерациональное распределение полномочий и ответственности за управление человеческими ресурсами между линейными и функциональными менеджерами. [2, с. 50]
Масштабы организации влияют на выбор ответственного сотрудника за управление человеческими ресурсами. Например, в малых организациях эту функцию выполняет непосредственно руководство. В средних организациях ответственность возлагается на линейных руководителей. И только в крупных организациях есть самостоятельные кадровые службы. В этих отделах работают специалист по управлению персоналом, как видно на рисунке 4.
Также в последние годы распространена структура компаний с сетью филиалов. В этом случае филиальные отделы персонала решают не только тактические задачи, но и обеспечиваю трансляцию и осуществление решений кадровой службы головного офиса и внедрение создаваемых ею систем и процедур.
3.2 Компетенции кадрового сотрудника
Отдел кадров занимает в верхнем управленческом звене одно из главных мест. Он служит хранителем своеобразных принципов, которые для каждого предприятия индивидуальны.
Три основных принципа:
- уважение к личности;
- гарантированная пожизненная занятость;
- единый статус работников.
Менеджером по управлению человеческими ресурсами, может быть только разносторонне развитая личность, владеющая практическими навыками в разных отраслях. Деятельность HR-менеджера отображена на рисунке 5. [2, с. 51]
На рисунке 6 отображены необходимые профессиональные навыки. [2, с. 53]
3.3 Подбор персонала
Профессиоальный отбор – это управленческие мероприятия, с помощью которых организация из ряда кандидатов на вакантную должность выбирает одного или нескольких наиболее подходящих по профессионально-нравственным критериям. [2, с. 62]
Набор персоналом имеет 2 вида – внутренний и внешний.
Внутренний набор – это набор из сотрудников организации.
Внешний набор – набор из внешних источников. Специалисты, ранее не имевшие отношений с данной организацией.
При выборе сотрудника, недостаточно обращать внимание только на компетентность, то есть знания и способности в определенной сфере деятельности. Необходимо наличие социальной компетентности, которая показывает, насколько специалист способен работать в коллективе, тем самым выполняя общие задачи.
3.4 Адаптация сотрудников
Профессиональная адаптация – это управленческий процесс, направленный на введение новых сотрудников в курс их новых задач на новом рабочем месте. [2, с. 70]
На нового сотрудника организации действует множество факторов, мешающих его адаптации. Эти факторы отображены на рисунке 7.
Основная цель программ адаптации – это снизить влияние этих факторов. Во многих организациях пользуются такой формой адаптации, как наставничество, которая была популярна и в советские годы. При выборе наставника, необходимо учитывать следующие качества: высокая квалификация, дружелюбность, желание передать опыт.
3.5 Оценка персонала
Аттестация проводится для решения трех задач.
- Планирование дальнейшей карьеры сотрудника;
- Оценка соответствия занимаемой должности;
- Определение потребности в дополнительном обучении. [2, с. 75]
Принципы, при проведении аттестации:
- Соответствие критериев оценки компетентности сотрудника;
- Справедливость оценки;
- Оценивается не только текущая деятельность, но и возможность перспективы;
- Нужно рассматривать не только профессиональные качества, но и управленческие, личностные и социальные;
- Самооценка и оценка руководства подчиненными;
- Периодичность;
- Простая методика оценки;
- Уважение к личности сотрудника.
3.6 Развитие человеческих ресурсов
Внутрифирменное развитие человеческих ресурсов рассматривается как процесс приобретения работниками новых знаний, способностей, ценностей, и мотиваций, которые будут использовать в профессиональной деятельности для решения новых стратегических задач организации. [2, с. 80]
В книге «Конкурентные преимущества», Портер пишет: В обучающейся организации, обучение – это непрерывный процесс, в который вовлечены все». В такой организации развиваются тесные связи с клиентами, не снабжают готовыми решениями, а учат думать, приветствуется независимость и потенциал, заменяют внешний контроль самооценкой, создают условия для самообразования. [16, с. 254]
На рисунке 8 схематически показан процесс обучения.
Выполняя вышеперечисленные шаги, можно избавиться от частой смены кадрового состава, повысить квалификацию сотрудников, сохранив при этом приятную атмосферу в коллективе.
Ведь какими бы современными не были техника и технологии, они останутся просто грудой железа, если сотрудники не будут обладать должным уровнем квалификации.
Заключение
На основе изученного теоретического материала, как «отечественных», так и зарубежных специалистов этой области, можно извлечь следующие выводы:
- эффективное управление персоналом признается сегодня важным фактором конкурентоспособности;
- в основе эффективного управления персоналом лежит продуманная стратегия использования “человеческих ресурсов”, основанная на рыночных принципах хозяйствования;
- кадровые службы в фирме обладают высоким статусом и широкими полномочиями для комплексного управления трудовыми ресурсами.
Таким образом, в современной науке и практике менеджмента, происходит постоянный процесс совершенствования, обновления и поиска новых подходов, концепций, идей в области управления человеческими ресурсами как ключевым и стратегическим ресурсом деловых организаций. При выборе управленческой модели нужно обращать внимание на тип бизнеса, культуру организации и ее стратегию. Модель, которая успешно функционирует в одной организации, может оказаться совсем не бесполезной для другой, так как не удалось ее интегрировать в систему управления.
Несмотря на все разнообразие подходов к управлению человеческими ресурсами, можно сформулировать основной принцип современной концепции: главное - это признание человеческих ресурсов как решающего фактора эффективности и конкурентоспособности организации, как ключевого ее ресурса, имеющего экономическую полезность и социальную ценность.
Именно эту идею, Гэрри Беккер и Теодор Щульц развивали в своей работе которая и стала основополагающей этого направления.
Библиография
- Ростислав Исакович Капелюшников. Галерея экономистов / Ростислав Исакович Капелюшников // Экономический подход Гэри Беккера в человеческому поведению. URL: http://gallery.economicus.ru/cgi-bin/frame_rightn.pl?img=critic.gif&links=./in/becker/critics/becker_c1.txt&name=becker&type=in. (Дата обращения: 04.02.2016)
- Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами: пять уроков эффективного HR-менеджмента. –М.: Дело, 2007.- 232 с.
- Разнодежина Э.Н. Место человеческих ресурсов в достижении качества в промышленности//Материалы VI международной конференции «Стратегия качества в промышленности и образовании». 4-11 июня 2010, Варна, Болгария.– В 4-х т.– Т.1.– С.461.
- РосБизнесКонсалтинг// Уровень безработицы. URL: http://quote.rbc.ru/macro/indicator/1/214.shtml (Дата обращения: 04.02.2016).
- Студопедия. Ваша школопедия// Современные модели управления человеческими ресурсами. URL: http://studopedia.ru/2_81530_ponyatie-chelovecheskih-resursov-sovremennie-modeli-upravleniya-chelovecheskimi-resursami.html. (Дата обращения: 04.02.2016).
- Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 328 с.
- Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. - М.: Финпресс, 2004. – 342 с.
- Панов А.И. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 240 с.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента – М: Дело, 2002. – 704 с.
- Питер Ф. Друкер . Бизнес и инновации . "ИД «Вильямс»", — 2007.- 432 с.
- Центр управления Финансами// Управление персоналом. URL: http://center-yf.ru/data/ip/Upravlenie-personalom.php (Дата обращения: 08.02.2016).
- Uchebniki online// Мотивационные концепции управления человеческими ресурсами. URL: http://uchebnikionline.com/menedgment/upravlinnya_lyudskimi_resursami_-_voronkova_vg/motivatsiyni_kontseptsiyi_upravlinnya_lyudskimi_resursami.htm (Дата обращения: 09.02.2016).
- Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 140 с.
- Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала/ В.Р. Веснин. – М., Юристъ. 1998. – 496 с.
- Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: Основы управления персоналом – М.: Дело, 1993. – 18 с.
- Портер М. Конкурентные преимущества – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 454 с.