Файл: Разработка опорного плана программного проекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Анализ предметной области

1.1 Постановка задачи и элементы теории тестирования

1.2 Преимущества компьютерного тестирования перед другими видами контрольно-измерительного инструментария

1.3 Типы контрольно-измерительных материалов и виды его использования в ДОУ

1.4 Виды компьютерных программ и их применение для диагностики знаний детей

Глава 2 Разработка опорного плана ппроектирования программного обеспечения диагностики знаний детей

2.1 Общие требования к системе автоматизированного тестирования детей

2.2 Функциональное проектирование (IDEF-диаграммы)

2.3 Проектирование базы данных

2.4 Проектирование интерфейса. Выбор и обоснование средств реализации

Глава 3 Разработка опорного плана программного обеспечения. Технико-экономическое обоснование

3.1 Разработка базы данных и программных модулей

3.2 Расчет капитальных затрат

3.4 Срок окупаемости

Заключение

Список использованной литературы

стандарта AS 5037-2005 «Менеджмент знаний - руководство» выделяют 4 основных элемента системы управления знаниями (рис. 10) - люди, процессы, технологии и контент - которые в совокупности образуют экосистему знаний организации . Рисунок 11 - Элементы экосистемы знаний Для оценки развития системы управления знаниями, в свою очередь, предлагаются 4 основных уровня: несистемный, локализованный, сетевой и адаптивный (табл. 11). Таблица 11 - Уровни развития экосистемы знаний № Уровень развития Источники знаний находятся внутри организации, задавая «планку» профессиональному сообществу Элементы СУЗ могут находиться на разных уровнях развития независимо от зрелости других. Рассмотрим подробно каждый из элементов: Элемент «Люди» Важнейший компонент экосистемы знаний организации - «Люди». В таблице 12 приведены признаки, соответствующие различным уровням развития данного элемента. Таблица 12 - Морфологическая таблица уровней развития элемента «Люди» Признак Уровень развития Несистемный Локализованный Сетевой Адаптивный Взаимодействие Индивидуальные рабочие функции Люди работают в группах или командах Межфункциональные команды работают совместно Открытый обмен знаниями Признак Уровень развития Несистемный Локализованн ый Сетевой Адаптивный Обмен знаниями Закрытый доступ к информации Совместный доступ к информации -норма деятельности Высокая осведомленность о текущей ситуации Принятие решений Иерархические структуры Встраивание проектного подхода в иерархию Высокий уровень доверия, делегирование полномочий, саморегулирование. Коммуникация Слабые социальные связи Общение развивает общее понимание происходящего Для описания изменений в организации при развитии отношений между людьми в контексте УЗ необходимо провести сравнение 2 уровней развития элемента. Например: На несистемном уровне люди работают практически в одиночку, выполняя те обязанности и поручения, которые «спускаются» им сверху от руководства. Групповые знания, где необходимо обеспечить творческий вклад одновременно нескольких человек - редкость. Решения принимаются руководством без вовлечения сотрудников в обсуждение. Уровень доверия в организации очень низкий. Адаптивный уровень, напротив, предполагает высокий уровень доверия, который основан на признании высокой ценности каждого сотрудника. Подчеркивая эту ценность, руководство гласно обсуждает все ситуации, создает условия для совместной работы, принимает согласованные решения. Сотрудники, в свою очередь, содействуют максимальной информированности всех членов своих команд. В Приложении 2 приведен перечень блоков механизма развития элементов экосистемы знаний. Так, для элемента «Люди» выделяют следующие подходы к развитию: - Лидерство - этот подход определяет обязательства и концентрирует внимание на цели, которые руководство принимает на себя первым, в дальнейшем выделяя ресурсы на внедрение и развитие СУЗ. - Вознаграждение и признание - влияние результатов работы по созданию и накапливанию знаний на вознаграждение в существующей системе мотивации. - «Чемпионы и адвокаты» - «агенты влияния» в коллективе, которые с самого начала поддерживают изменения, приводят дополнительные аргументы, в том числе показывают личный пример при большинстве начинаний по развитию СУЗ. Основными направлениям анализа относят: исследования взаимодействий между участниками сети, прогнозирования их поведения, классификации, моделирования информационных потоков в сетях . Данные в исследованиях социальных сетей могут быть получены абсолютно различными методами, начиная от традиционных - анкетного опроса, интервью, наблюдения, анализа документов, и заканчивая использованием технической регистрации, моделирования взаимодействий и процессов в сети, анализаторов потока телефонных звонков, визуализации графа сети, ведения дневниковых записей и др. К наиболее известным средствам автоматического анализа социальных взаимодействий относятся: NetworlX, SNAP, Pajek, UCINet. Стоит отметить, что выбор метода сбора информации во многом зависит от объекта исследования . Элемент «Процессы» На состояние человеческого фактора при разработке и внедрении СУЗ оказывают влияние организационные условия: структуры, формы групповой работы и пр. Поэтому фактор процессов тесно связан с человеческим фактором. Для элемента «Процессы» при изменении уровня развития от несистемного до адаптивного характерны следующие признаки (табл. 13). Таблица 13 - Морфологическая таблица уровней развития элемента «Процессы» Функциона -льная область Уровень развития Несистемный Локализованы ый Сетевой Адаптивный Дублирование Высокий уровень дублирования Дублирование идентифицируется и сокращается Отсутствие дублирования Поддержка Действия в области знаний не приветствуются Инициатива приветствуется Полная поддержка высшим руководством Критика Ошибки скрываются Ошибки воспринимаются, как возможность научиться Доступ Закрытый Знания содержатся в специальных объектах Знания -(хранилищах и пр.) это поток Основным отличием адаптивного уровня от локализованного, является принятый подход к фиксации знаний в компании: На уровне «адаптивный» основной акцент делается на потоковом подходе: распространении и повторном использовании знаний, а также организация взаимодействия людей способных обеспечить циркуляцию такого потока знаний. На уровне «локализованный» акцент делается на фиксации знаний в специальных объектах: руководствах, регламентах, базах данных и пр. - ассортиментный подход. При этом нередко не проводится анализ для выяснения, используются ли накопленные знания повторно. Согласно определению Международной организации по стандартизации (International organization for standartization), под процессом понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, превращающих «входы» в «выходы» - Владелец владельца Информация - характеристики/параметры по которым владелец процесса и руководитель могут определить, Эффект от управления знанием в организации основан в первую очередь на логике процессного управления. Ее центральная идея - постоянное улучшение процесса за счет перераспределения ресурсов. Улучшение выражается в повышении результативности и повышении эффективности управляемого процесса. Одной из наиболее эффективных методик базовой организации непрерывного улучшения процессов является цикл PDCA (Plan-Do-Check-Act), предложенный У. Шухартом и усовершенствованный Э. Демингом (рис. 13) . Рисунок 13 - Цикл PDCA При выявлении неточности или дефиците существующих в организации знаний о процессах и контексте их выполнения, применяется цикл PDCA с его шагами: - Планируй {Plan) - вырабатывается гипотеза и способы ее экспериментальной проверки о возможной причине или причинах произошедшего. - Выполняй {Do) - предложенный план выполняется. - Проверяй {Check) - проверяется жизнеспособность гипотезы, при необходимости гипотеза возвращается на стадию планирования. - Воздействуй {Act) - располагая новым знанием, организация создает гарантию того, что данная ошибка больше не повторится. Документация процесса позволяет накапливать знания, полученные при работе цикла PDCA. При этом обновление документации должно успевать за изменением самой деятельности, которая постоянно совершенствуясь, становится все более адаптивной. Основные механизмы воздействия на экосистему знаний в отношении процессов при ассортиментном и потоковом подходе различаются: При ассортиментном подходе ответственность за идентификацию, кодификацию и обновление знаний распределяется между «владельцами знаний», с целью повышения качества интеллектуальных активов, в том числе через взаимодействие с остальными сотрудниками. Поскольку такая роль является для организации значимой, «владельцами знаний» должны получать признание и вознаграждаться за свой вклад. При потоковом подходе применяются таких инструменты, как: коучинг (обучение, тренировки), горизонтальная ротация сотрудников и т.п. Критически важно создать условия, при которых люди смогут встречаться работать вместе, делиться идеями и опытом. Также для каждого из подходов целесообразно использовать следующие механизмы {Приложение 2): - Сопоставление карты процессов и их переопределение - карты процессов в виде блок-схем, например: карты потоков ценности {Value Stream Mapping), обычно строятся по принципу «как есть» и «как будет», и позволяют найти ответы на многие вопросы о текущих недостатках деятельности, найти участки, более всего нуждающиеся в новых знаниях. - Техника критического инцидента - позволяет смоделировать и разобрать ситуации, которые не еще случались в процессе, но вполне вероятны. Взаимодействие в таком режиме с последующим анализом дает возможность определить направления по улучшению процессов. - Теория игр - математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Под игрой понимается процесс с большим количеством различных факторов, которые можно задать переменными и имитировать те или иные ситуации в процессах. Это является стимулом к развитию и адаптации процесса. - Менеджмент документов - управление документированием информации и знаний, а также требованиями к структуре, содержанию, способам хранения, распространения и актуа


лизации документации. Элемент «Технологии» Признаки, свойственные каждому из уровней развития элемента «Технологии», приведены в таблице 14. Таблица 14 - Морфологическая таблица уровней развития элемента «Технологии» Функциональная область Уровень развития Несистемный Локализованный Сетевой Адаптивный Масштабность Информация (только) на персональных компьютерах Системы хранения данных Инструменты и оболочки для групповой работы Стандартизация Недостаток стандартов взаимодействия Стандарты (действующие) взаимодействия для оборудования и программ Каналы обмена Электронная почта Ограниченное использование интранета Продвинутые средства инранета Экстранет Автоматизация "Лоскутная" автоматизация Комплексная система «Облачная» система Поисковая системя Локальный поиск по ключевым словам Каталоги ресурсов Гибридные сите мы Интеллектуальн ые поисковые машины Развитие технологий от несистемного уровня до адаптивного можно охарактеризовать как переход от нескольких закрытых IT-систем к единой открытой. При проектировании общего дизайна СУЗ выбор или разработка необходимых для ее эффективной работы IT-инструментов базируется на анализе специфики уже накопленных знаний организации и определении основных проблемных зон, которые требуют повышенного внимания. Так, в одних организациях может иметь место низкий уровень обмена знаниями, в других недостаточное внимание уделяется процессам кодификации знаний и т.п. Формально, IT-инструменты можно разбить на две подгруппы: технико-ориентированные и человеко-ориентированные (рис. 14): - Технико-ориентированные, нацелены кодификацию и фиксирование формализованного знания на различных носителях. - Человеко-ориентированные, оперируют с неформализованным знанием или информацией, которые сложно систематизировать. Рисунок 14 - Классификация технологий УЗ Существует множество альтернативных классификаций 1Т-инструментов„ входящих в общий комплекс СУЗ. Одной из наиболее цитируемых, является схема, предложенная авторами Б. Карвалио и Т.Феррейрой, которая включает в себя 10 групп IT-инструментов {Приложение 3) : Системы, базирующиеся на интранете (Intranet-besed-system); Системы управления контентом для организации совместной работы (Content management systems); Программные средства автоматизации коллективной работы {Groupware)', Системы анализа различных рабочих процессов {Work flow systems); Системы, базирующиеся на использовании различных инструментов и методов искусственного интеллекта {Artificial intelligence-based systems): - Инструменты бизнес-аналитики {Business intelligence)', - Системы построения карт знаний {Knowledge тар systems); - Инструменты поддержки инновационного процесса {Innovation support tools)', - Инструменты и средства конкурентной разведки {Competitive intelligence tools)', - Порталы знаний {Knowledge portals). Каждый класс IT-инструментов, в свою очередь, относится к одной из трех категории технологических средств, которые согласно AS 5037-2005, признаются механизмами реализации при воздействии на экосистему знаний (рис. 15) . Рисунок 15 - Категории технологических средств (классификация по AS 5037-2005) В случае с централизованной организацией IT-сервисов архитектура системы управления знаниями, как правило, включает следующие 5 уровней (рис. 16) : - Сервисы доступа, осуществляющие аутентификацию и адаптацию представления под технические возможности пользователя; - Сервисы персонализации, представляющие профайлы и ролевые наборы пользователя в зависимости от его должности, участия в проектах и пр.; - Сервисы знаний - основные рабочие инструменты, позволяющие получать доступ к конкретным знаниям, а также актуализировать их; - Сервисы интеграции, создающие общую «призму» для всех знаний корпоративной памяти, а также тех, к которым появляется доступ за счет глобальных сетей; - Сервисы инфраструктуры, позволяющие осуществить непосредственный доступ к файлам и иным источникам данных и информации. Следует отметить, что существует также и децентрализованный подход построения архитектуры, при котором корпоративное хранилище распределено между несколькими равнозначными узлами. Уровни СУЗ при этом остаются без изменений. Данные для диагностики развития элемента «Технологии» конкретной организации могут быть получены методами: анкетирования, опроса, интервью, экспертной оценки и т.д. Полученные результаты высветят ближайшие задачи по запуску необходимых интерфейсов, их настройке и интеграции. Элемент «Контент» Элементы «Контент» и «Технология» является взаимосвязанными и редко существуют друг без друга. Признаки, свойственные каждому из уровней развития элемента «Контент», приведены в таблице 15. Таблица 15 - Признаки уровней развития элемента «Контент» Функциональная область Уровень развития Несистемный Локализованный Сетевой Адаптивный Формализация Отсутствует Частичная Регламентированная Обновление в реальном времени Управление Индивидуальное У ниверсал ьное (масштабируемое) Потоковое Поиск Локальный Поисковые каталоги и указатели Интеллектуальный Доступ Независимые и локальные области хранения информации Интранет и экстанет «Облачные» сервисы Если для нижнего уровня развития (несистемный) характерен несвязанный и неструктурированный контент с затрудненным поиском и доступом к информации, то на более высоких наблюдается развитие элемента через интеграцию и открытость. Так, на адаптивном уровне контент увязан с помощью единой концептуальной основой, с открытым доступом и регулярным обновлением Метаданными на практике обычно называют «данные о данны


Это очень мощная СУБД, которая может использоваться как в больших, так и в малых информационных системах. Преимущество MS SQL Server состоит в том, что есть разные версии СУБД, которые используются в зависимости от ситуации. Например, SQL Compact подходит для реализации веб-приложений. Но самая удобная версия SQL-сервера – это SQL Server Express. Express-версия представляет собой свободно-распространяемую СУБД, способную обрабатывать не только малые объемы данных.

Несмотря на то, что MS SQL Server непрерывно обновляется и совершенствуется, является одной из популярнейших систем управления базами данных, для нее характерны также и недостатки. Тот, на котором следует заострить внимание – для SQL Server, как и для многих продуктов Microsoft, характерна определенная нестабильность, особенно на первых порах выхода продукта на рынок. Но хорошая техническая поддержка корпорации Microsoft позволяет свести недостаток практически на «нет».

На основе сравнения свойств инструментария и поставленных задач представляется целесообразным выбрать SQL server, обеспечивающий нужный набор удобных средств конфигурации и разработки. Другая причина выбора в качестве СУБД MS SQL Server 2012 Express является то, что для реализации самой информационной системы мною была выбрана среда разработки Microsoft Visual Studio C# и платформа .NET Framework, а также . Visual Studio, которая представляет собой мощный и современный инструмент разработки Windows-приложений. Кроме того, для Visual Studio C# 2013 есть бесплатная версия Express.

Глава 3 Разработка опорного плана программного обеспечения. Технико-экономическое обоснование

3.1 Разработка базы данных и программных модулей

После того, как база данных спроектирована, ее необходимо реализовать – то есть создать физическую модель. На основании построенной концептуальной модели есть возможность сгенерировать саму базу данных. Для этого формируется специальный скрипт, либо же все таблицы вручную создаются в SQL Management Studio[7].


Разработка программных модулей велась на языке C# в среде разработки Visual Studio 2013.

После окончания разработки проводится контрольное тестирование программного продукта.

При запуске системы появляется окно для авторизации пользователя. Неавторизированный и незарегистрированный пользователь работать в системе – не может.

Введем логин admin и пароль admin. Данные некорректны, такого пользователя в системе нет, о чем на экране появится сообщение.

После повторного ввода логина и пароля (корректных) пользователь попадает на главную форму системы

3.2 Расчет капитальных затрат

В разработке программного продукта участвуют два человека:

  • Руководитель;
  • Инженер-программист.

Оклады сотрудников взяты по среднему значению для данных профессий.

Таблица 3.1

Состав разработчиков ПО

Наименование должности

Численность (чел.)

Месячный оклад (руб.)

Руководитель

1

45000

Инженер-программист

1

30000

Произведем расчет трудоемкости выполнения работ программистом по форме, указанной в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Трудоемкость выполнения в соответствии с комплексом работ по созданию программного обеспечения часы

Наименование работы

Обозначение

tmin,ч.

tmax,ч.

Тp,ч.

1 Создание математического обеспечения и написания программы

Вмо

100

180

140

2 Ввод программы в ЭВМ, редактирование, трансляция, отладка, тестирование, выполнение

Вм

60

100

80

3 Прочие затраты по разработке ПО

Впр

14

28

21

4 Оформление документации и инструкции для пользователя

Воф

10

22

11

Всего

Впо

-

-

252

Данные таблицы 3.2 служат исходной базой для расчета затрат на создание программного обеспечения.


Трудоемкость выполнения работ рассчитана по формуле:

Tр = tmin + tmax ,

2

(3.1)

где Tp - расчетная трудоемкость выполнения работы,

tmin - минимальное время, необходимое для выполнения работы,

tmax - максимальное время, необходимое для выполнения работы.

Общие затраты на создание ПО определяются по формуле:

Зобщ = Зр + Н + Зоф, (3.2)

где Зобщ - общие затраты на создание программного обеспечения,

Зр - затраты на разработку программного обеспечения,

Н - налоги, включаемые в затраты по созданию программного обеспечения,

Зоф - затраты на оформление документации и инструкции для пользователя, принимаются в размере 15-25% от Зр

Затраты на разработку программного обеспечения (Зр) рассчитываются по формуле:

Зр = Зпо + За + Зпр, (3.3)

где Зпо - затраты на создание математического обеспечения и написание программы;

За - затраты, связанные с работой компьютера при разработке ПО (амортизация);

Зпр - прочие затраты, связанные с разработкой ПО (изучение задания, литературы, патентов, анализ проблемы и существующих алгоритмов, проведение экономических расчетов и др.), их можно принять в размере 25-50% от Зпо.

Затраты на создание математического обеспечения и написание программы определяются по формуле:

Зпо = Ззп + ЕСН + Нр, (3.4)

где Ззп - затраты на выплату заработной платы работнику, участвующему в создании программного обеспечения,

ЕСН- единый социальный налог, 26% от Ззп;

Нр - накладные расходы организации, где разрабатывается ПО (затраты на отопление, освещение, на содержание административно-управленческого персонала и др.), их можно принять в размере 100-200% от Ззп.

Ззп = ЗП + П + РК, (3.5)

где ЗП - заработная плата работника в соответствии с единой тарифной сеткой или штатным расписанием

П - премия, предусмотренная работнику, 20-25% от ЗП,

РК - районный коэффициент, 15% от (ЗП + П).

ЗП = Впо*(Ок/( tcдн)), (3.6)

где Впо - время участия работника в создании программного обеспечения, (данные берутся из таблицы 4.2);

Ок - месячный оклад работника в соответствии с его категорией или тарифным разрядом ETC бюджетной сферы (или по штатному расписанию в коммерческой организации);

tc - длительность смены (8 часов);

Кдн - среднее число рабочих дней в месяце (21 день).