Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Анализ предметной области
1.1 Постановка задачи и элементы теории тестирования
1.3 Типы контрольно-измерительных материалов и виды его использования в ДОУ
1.4 Виды компьютерных программ и их применение для диагностики знаний детей
Глава 2 Разработка опорного плана ппроектирования программного обеспечения диагностики знаний детей
2.1 Общие требования к системе автоматизированного тестирования детей
2.2 Функциональное проектирование (IDEF-диаграммы)
2.3 Проектирование базы данных
2.4 Проектирование интерфейса. Выбор и обоснование средств реализации
Глава 3 Разработка опорного плана программного обеспечения. Технико-экономическое обоснование
Введение
Одной из задач, решаемых в ходе исследования, является создание комплексной системы сопровождения адаптационного процесса первоклассников на этапе их вхождения в школьную жизнь, выстраиваемой с учетом данных диагностики, с максимальным привлечением имеющихся в школе и семье ресурсов оказания помощи ребенку.
С учетом того, что с каждым днем информационные технологии все теснее входят в нашу жизнь, вопрос автоматизации процесса тестирования дошкольников на предмет готовности к школе – достаточно актуален.
Систематическая проверка знаний большого числа проверяемых приводит к необходимости автоматизации проведения тестирования знаний, использованию компьютерной техники и соответствующих программ проверки знаний.
Компьютерное тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в образовании все большее применение. Одним из его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля, и получение результатов практически сразу по завершении контролирующего теста. От традиционных оценок и контроля знаний - тесты отличаются объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателей, а на объективные критерии.
Результаты автоматизированной проверки лучше поддаются анализу, чем субъективно выставляемые оценки.
Целью данной работы является разработка опорного плана программного проекта, позволяющего проводить тестирование детей на предмет готовности к школе.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Анализ предметной области
1.1 Постановка задачи и элементы теории тестирования
Цель работы: проектирование и разработка системы тестирования дошкольников на предмет готовности к школе.
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо провести:
- Анализ теоретического материала по тестированию;
- Анализ существующих программных продуктов;
- Разработка технического задания;
- Проектирование системы тестирования;
- Разработка системы тестирования;
- Тестирование программного продукта;
- Оценка экономической эффективности.
Педагогическое тестирование — это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Включает в себя подготовку качественных тестов, собственно проведение тестирования и последующую обработку результатов, которая даёт оценку обученности тестируемых.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:
- Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
- Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования , такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
- Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Преимущества
- Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.
- Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. По данным английской ассоциации NEAB, занимающейся итоговой аттестацией учащихся Великобритании, тестирование позволяет снизить количество апелляций более чем в три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения, в котором занимаются учащиеся.
- Тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный — 3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.
- Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний — только из четырёх.
- Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен — не менее четырёх часов.
- Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.
Недостатки
- Разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Стандартные наборы тестов для большинства дисциплин ещё не разработаны, а разработанные обычно имеют очень низкое качество.
- Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.
- Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.
- Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.
- Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.
- В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.
1.2 Преимущества компьютерного тестирования перед другими видами контрольно-измерительного инструментария
Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Оно позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы.
Основными достоинствами данной формы контроля знаний является:
- возможность детальной проверки усвоения учащимися каждой темы курса;
- осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым учеником;
- обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку;
- правильно оформленный тест повышает интерес к предмету;
- позволяет индивидуализировать работу с учениками;
- экономия учебного времени при контроле знаний и оценке результатов обученности;
- применение тестов позволяет решать проблему саморазвития.
Но, наряду с положительными, есть и отрицательные стороны в применении тестов:
- тестовый контроль не способствует развитию устной и письменной речи учащихся;
- выбор ответа может происходить наугад, учителю невозможно проследить логику рассуждений учащихся.
1.3 Типы контрольно-измерительных материалов и виды его использования в ДОУ
ДОУ – Дошкольное образовательное учреждение.
В ДОУ, как правило, используются различные КИМ (контрольно-измерительные материалы, т.е. тесты).
Тесты можно классифицировать по различным признакам:
- по целям — информационные, диагностические, обучающие, мотивационные, аттестационные;
- по процедуре создания — стандартизованные, не стандартизованные;
- по способу формирования заданий — детерминированные, стохастические, динамические;
- по технологии проведения — бумажные, в том числе бумажные с использованием оптического распознавания, натурные, с использованием специальной аппаратуры, компьютерные;
- по форме заданий — закрытого типа, открытого типа, установление соответствия, упорядочивание последовательности;
- по наличию обратной связи — традиционные и адаптивные.
Типы заданий в тестах
Закрытые:
- задания альтернативных ответов;
- задания множественного выбора;
- задания на восстановление соответствия;
- задания на установление правильной последовательности.
Открытые:
- задания свободного изложения;
- задания-дополнения.
Преимущественно, в ДОУ используются тесты, направленные на тестирование уровня знаний детей. Чаще тесты представляют собой набор закрытых заданий. Открытые задания присутствуют реже.
Несмотря на ускоренный темп развития информационных технологий на сегодняшний день, подавляющее большинство Российских ДОУ не оснащены компьютерным инструментарием. То есть в ДОУ отсутствуют компьютерные образовательные программы, которые позволяют работать с детьми. Как следствие, говорить о наличии контрольно-измерительного инструментария в таком ПО не имеет смысла, так как самого ПО практически нет.
1.4 Виды компьютерных программ и их применение для диагностики знаний детей
MiniTest-SL Универсальная программа тестирования знаний
Рисунок 1 – Программа MiniTest-SL
Предназначена для индивидуальной и групповой проверки знаний учащихся, работников по различным направлениям. Программа является универсальной и может работать как в режиме тестирования знаний, так и как программа для создания тестов[1] (Редактор тестов). Тест может состоять из тематических разделов. Вопросы в тесте представляют собой сочетание форматированного текста, графики и звука. Визуальный редактор тестов позволяет быстро создавать тесты с высокой степенью наглядности и восприятия. В созданном тесте можно использовать различные типы выбора, ввода ответов (8 типов), что позволяют создавать эффективные контрольные задания. Разработанные в программе тесты используются в зашифрованном виде.
Система настроек дает возможность независимо от теста изменять режим проведения тестирования.
Результаты проверки знаний оформляются в протоколах и журналах, форму и содержание которых определяет сам преподаватель.
ExeTest-SL Программа для создания тестов
Рис. 2. – Программа ExeTest-SL
Программа предназначена для создания компактных исполняемых компьютерных тестов. Созданные в программе тесты можно автономно использовать на других компьютерах. Для составления теста, в качестве конструктора тестов, используется текстовый редактор MS Word, что позволяет использовать в вопросах дополнительные объекты и форматирование шрифта. В процессе компьютерного тестирования созданный тест ведет журнал, в который заносятся итоговые результаты. Кроме этого, формируется протокол проверки знаний, в котором отражаются результаты тестирования с детализацией по всем вопросам. Созданный исполняемый тест позволяет проводить контроль знаний учащихся, как со сменных носителей, так и в локальной сети.
Программа для создания тестов ExeTest-SL также позволяет получить отдельный готовый тест для программы MiniTest-SL. Таким образом, программу для создания тестов можно использовать как редактор тестов для программы MiniTest-SL.