Файл: Метод СТЭМ для задачи принятия решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Альтернативы

1

2

3

4

Собственный вектор

Вес

1

1

3

7

5

3,201

0,576

2

1/3

1

4

3

1,414

0,254

3

1/7

1/4

1

1

0,435

0,078

4

1/5

1/3

1

1

0,508

0,092

Сумма

5,559

Аналогичные таблицы составляем и для случая парного сравнения альтернатив по другим критериям.

Таблица 14

Критерий «Стоимость аренды»[37]

Альтернативы

1

2

3

4

Собственный
вектор

Вес

1

1

5

1/7

1/3

0,699

0,128

2

1/5

1

1/3

1/7

0,312

0,057

3

7

3

1

3

2,817

0,517

4

3

7

1/3

1

1,627

0,298

Сумма

5,452

Таблица 15

Критерий «Возможность расширения»[38]

Альтернативы

1

2

3

4

Собственный
вектор

Вес

1

1

3

1/3

1/7

0,615

0,111

2

1/3

1

1/3

1/5

0,386

0,070

3

3

4

1

1/2

1,656

0,298

4

7

5

2

1

2,893

0,521

Сумма

5,550


Теперь таким же способом вычисляем собственные вектора и веса критериев. Единственное отличие при вычислении собственных векторов состоит в том, что число критериев равно трем (а число альтернатив – четыре), поэтому из произведения парных оценок сравнений нужно брать корень третьей степени. Например, для критерия K1:

Результаты – в таблице 16.

Таблица 16

Расчет векторов и весов критериев[39]

Критерий

К1

К2

К3

Собственный

Вес

вектор

К1

1

3

5

2,466

0,637

К2

1/3

1

3

1

0,258

К3

1/5

1/3

1

0,405

0,105

Сумма

3,871

Рассчитываем функции полезности для каждой альтернативы:

Следует, что максимальная функция полезности соответствует первой альтернативе 1 следовательно, для места расположения магазина целесообразно выбрать этот адрес.

В качестве места расположения нового магазина сети «Радеж» рассматривалось четыре адреса: ул. Маршала Чуйкова; ул. Пархоменко; ул. Канунникова; ул. Донецкая. В качестве критериев при выборе места расположения магазина выделено три: доступность магазина для клиентов; стоимость аренды; возможность дальнейшего расширения. Проведенные расчеты показали, что максимальная функция полезности соответствует первой альтернативе 1 (ул. Маршала Чуйкова), отсюда делаем вывод, что для места расположения магазина целесообразно выбрать этот адрес.

Заключение

Метод STEM основан на идее как последовательное наложение ограничений на критерии принятия решения. Здесь в этом методе в качестве исходных данных стандартной формы представления задачи принятия решений, которая включает множественное количество переменных, описывающих задачу принятия решений, количество ограничений на область допустимых решений, матрицу ограничений, количество критериев, по которым оценивается решение, а также матрица целевых функций. Вычислительный этап также заключается в построении матрицы значений целевых функций и расчете допустимого пробного решения.


К недостаткам можно отнести его неструктуризованность, состоящая в необходимости назначать величины уступок, где впрочем, без знания их последствий. В итоге это приводит к тому, что не всегда удается обнаружить наиболее оптимальный метод.

Магазины сети «Радеж» предлагают потребителю полный ассортимент продовольственных товаров, а также непродовольственных товаров первой необходимости.

Проведенный анализ показал, что розничный товарооборот в исследуемом магазине сети в 2014 г. составил 744 800 тыс.руб., что на 5,30 % выше показателя 2012 г., но на 0,15 % ниже показателя 2013 г. Процент охвата покупательских фондов населения в исследуемом периоде растет. В 2014 г. охвачено 0,244 % покупательских фондов, что на 0,026 пункта выше, чем в 2013 г.

В третьей главе курсовой работы представлены рекомендации по применению метода STEP при выборе места расположения нового магазина сети «Радеж».

В целях увеличения доли рынка сети также предлагается открытие нового магазина в Волгограде. В качестве критериев при выборе места расположения магазина выделено три: доступность магазина для клиентов (место расположения); стоимость аренды; возможность дальнейшего расширения.

Торговая сеть «Радеж» - достаточно конкурентоспособная и развивающаяся.

Список литературы

  1. Волкова В. Н. Теория систем и системный анализ: учеб. для бакалавров / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. – М.: Юрайт, 2012. – 679 с.
  2. Гапоненко Т.В. Управленческие решения: учебное пособие –Ростов н/Д: Феникс, 2010.-284с.
  3. Гапоненко, Т.В. Управленческие решения: учебное пособие[Текст] / Т.В. Гапоненко. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.
  4. Гуджоян, О.Л. и др. Методы принятия управленческих решений: Учебное пособие[Текст] / О.Л. Гуджоян. – М.: Инфра-М, 2012. – 220с.
  5. Давенков, А.С. Управленческие решения[Текст] / А.С. Давенков. – М.: Дело, 2012.
  6. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Плотникова Е.Н. Разработка управленческих решений. - М.: КноРус, 2010. - 168с.
  7. Козлов, В. Н. Системный анализ, оптимизация и принятие решений: учебное пособие. – М.: Проспект, 2012. – 176 с.
  8. Методы принятия управленческих решений: учебное пособие / Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012.
  9. Орлов А. И. Организационно-экономическое моделирование: теория принятия решений. — М. : КноРус, 2011. — 568 с.
  10. Теория принятия решений. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ofap.ulstu.ru/vt/tpr/lec03.html#17
  11. Трофимова Л. А. Управленческие решения (методы принятия и реализации): учеб. пособие / Л. А. Трофимова, В. В. Трофимов. – СПб.: СПбГУЭФ, 2011 – 190 с.

Приложение

Характеристика поставщиков

Наименование поставщиков

Местопо­ложение

Ассортимент товаров, названия изделий продукта,

Коли­чест­во наи­ме­но­ва­ний про­дук­ции

1

2

3

4

5

1.

ЗАО «Русский хлеб»

г. Волгоград

Хлеб

Булочные изделия

Пряники

Сушка

Баранка

Сухарь

Печенье

Торты

Пирожное

Макаронные изделия и др.

4 - 5

6-7

4-5

4-5

2-3

2-3

3-4

8-10

3-4

5-6

2.

ОАО «Волгоградский молокозавод»

г. Волгоград

Молоко

Кефир

Творог

Сметана

сырки творожные

сыр адыгейский

ряженка

варенец

топленое молоко

снежок

йогурт

десерт

2

2

2

2

3

2

1

1

1

2

4

3

3.

ООО «Айтакс»

г.Волгоград

молоко

кефир

творог

сметана

йогурт

2

2

2

2

4

4.

ООО «Молоко»

г.Волгоград

молоко

кефир

творог

сметана

творожная масса

желе

десерт

йогурт

2

2

2

2

3

4

3

4

Продолжение приложения

1

2

3

4

5

5.

ЗАО «Волгоградский мясокомбинат»

г.Волгоград

колбасы вареные

колбасы полукопченые

колбасы варено-копченые

колбасы сырокопченые

изделия ветчино-рубленые

колбасы ливерные

сосиски, сардельки

мясные деликатесы

сало соленое

сало копченое

грудинка копченая

полуфабрикаты натуральные

полуфабрикаты из рубленого мяса

субпродукты и др.

6

7

3

2

2

4

4

3

2

2

2

4

5

10

6.

ООО «Царь-Продукт»

г. Волгоград

колбасы вареные

колбасы полукопченые

мясокопчености копчено-вареные

6

4

6

7.

ООО «Восток-Ресурс»

г. Волжский

печень говяжья

мясо индейки

окорока куриные и другие моро­же­ные продукты производства Голландии

овощные консервы

детское питание

консервы рыбные

майонез и др. товары

1

5

1

15

30

20

15

8.

Частный пред­при­ниматель Хох­ряков

г.Волгоград

сыры твердые

масло сливочное

сыры плавленые

маргарины, жиры

маргпины сливочные бутер­бродные

10

6

12

12

6

9.

ОАО Тагил­рыба

Г. Н.Тагил

рыба свежемороженая

рыбные полуфабрикаты

рыба соленая

рыба холодного копчения

рыба горячего копчения

6

5

6

6

2

10.

АО Даль­рыба

Г. Н.Тагил

рыба свежемороженая

балычные изделия

икра

рыба вяленая

8

10

5

4

11.

ЗАО Мерку­рий

г.Вольск

хлеб и булочные изделия

12


Продолжение приложения

1

2

3

4

5

12.

АОЗТ Фирма Кон­фи

Г. Самара

карамель

конфеты неглазированые

конфеты глазированые

ирис

драже

мармелад

зефир

шоколад

наборы конфет

печенье

20

10

25

6

6

8

2

10

10

10

13.

ОАО Жигулевская птице­фаб­ри­ка

Г. Жигулевск

яйца

фарш куриный

кура потрошеная

2

1

2

14.

ТД Птица

Г. Самара

кура потрошеная

полуфабрикаты из мяса птицы

полуфабрикаты из субпродуктов птицы

кура варено-копченая

изделия из птицы варено-копченые

кобасы вареные

ветчина

сосиски

1

7

5

1

4

3

2

2

15.

ОАО ЖЛВЗ

г. Жигулевск

водка

настойки горькие

настойки сладкие

ликеры

апперетивы

10

8

10

2

2

16.

АО Средне­ураль­ский вин­завод

г. Средне­уральск

сухие виноградные вина

полусухие виноградные вина

полусладкие виноградные вина

крепленые вина

полудесертные вина

десертные вина

винные напитки

4

4

5

7

3

3

5

17.

ООО Р.Модуль

г.Самара

сигареты

кофе

30

15

18.

Фир­ма «Для Вас»

г. Самара

полудесертные виноградные вина

полусладкие виноградные вина

ароматизированые виноградные вина

игристые вина

6

8

8

12

19.

Фирма «Пере­свет»

г. Волгоград

чаи

20

20.

ООО Лиронос

г. Астрахань

выпечка

пирожное

15

6

Продолжение приложения 1

1

2

3

4

5

21.

ЗАО Чародейка

г. Волгоград

торты

6

22.

ЧП Данилова

г.Волгоград

сахар, крупы, специи, пряности, горчица, соусы и др.

30

23.

Прочие пос­тав­щики: около 300 за­клю­ченных дого­воров на пос­тавку то­ва­ров

Прочие продовольственные товары, отечественного и импортного производства

80