Файл: Метод экспертных оценок и область его применения решений (Алгоритм субъектно-ориентированного ранжирования видов работ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность и понятие управленческих решений
1.2 Процесс разработки и принятия управленческих решений
Глава 2 Анализ принятия управленческих решений методами экспертных оценок
2.1 Краткая характеристика проблемы
2.2 Алгоритм субъектно-ориентированного ранжирования видов работ
2.3 Ранжирование видов работ по капитальному ремонту для многоквартирного дома
Введение
Процессы принятия управленческих решений, понимаемые как выбор одной из нескольких возможных альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решений мы принимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведения, выработанный многолетней практикой. Есть решения, которым мы придаем малое значение, и поэтому мало задумываемся при осуществлении выбора.
И, наконец, существуют проблемы выбора, решая которые, человек испытывает мучительные раздумья. Как правило, эти проблемы имеют исключительный неповторяющийся характер и связаны с рассмотрением целого ряда альтернатив. В таких проблемах новым является либо объект выбора, либо обстановка, в которой совершается выбор.[1]
Таким образом, принятие управленческого решения представляет собой определенный процесс выбора разумной альтернативы решения проблемы.
Принятие управленческих решений для целей организации представляет собой определенную часть ежедневной работы руководителя, которая при этом будет отражаться на всех основных направлениях управленческой деятельности.
При этом те решения, которые принимает непосредственный руководитель в рамках осуществления своих должностных обязанностей, является организационным решением. Их целью при этом может становиться комплексная реализация выполнения задач деятельности организации.[2]
В настоящее время в процессе принятия управленческого решения большое внимание уделяется вопросам использования различных методов.
Цель данной работы — определить особенности использования различных методов при принятии управленческих решений, в том числе и метода экспертных оценок.
Задачи исследования:
- определить теоретические основы принятия управленческих решений;
- выявить основные методы принятия управленческих решений;
- рассмотреть практическое применение метода экспертных оценок на примере сферы ЖКХ.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Основы принятия управленческого решения. Метод экспертных оценок и область его применения решений
1.1 Сущность и понятие управленческих решений
Под управленческим решением (УР) можно понимать обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия, прямо или косвенно связанные с достижением целей, стоящих перед организацией и её членами, либо наоборот, воздержаться от них.
Важнейшие требования к УР: реализуемость, эффективность, иногда - оптимальность.
Необходимость принятия решений обусловлена существованием связанных с её деятельностью проблем, то есть сложных теоретических вопросов или практических ситуаций, характеризующихся разрывом между тем, что есть и тем, что должно быть.
Проблемы всегда имеют определенное содержание (что?); связаны с каким-то конкретным местом (где?); временем возникновения и разрешения, частотой повторяемости (когда?); количественными параметрами (сколько?); кругом лиц, так или иначе причастных к ним (кто?). Эти лица могут быть виновниками возникновения проблем, инициаторами или участниками их разрешения, заинтересованными в их сохранении.
В качестве основных проблем при разработке УР можно назвать следующие:
- давление сроков;
- быстрая смена условий и возникающих проблем и задач;
- недостаток квалификации лиц, принимающих решения, вызванный, с одной стороны, динамичностью ситуации, с другой стороны, карьерный рост менеджера часто опережает рост его квалификации;
- нехватка информации, ее дороговизна и низкое качество;
- ненадежность имеющихся методов, их несоответствие возникающим задачам, недостаточный уровень детализации, формализации и возможности адаптации к конкретной ситуации;
- необходимость сочетания интересов различных групп в рамках одного решения и разногласия между лицами, принимающими решения;
- засилье рутины и др.
2.Основные управленческие решения для высшего уровня управления предприятием
Разработка УР является так называемым связующим процессом, пронизывающим все основные функции менеджмента: планирование, организацию, мотивацию и контроль.
В таблице 1 представлены основные направления решений по функциям менеджмента для верхнего уровня управления предприятия.
Таблица 1 - Управленческие решения, типичные для функций менеджмента[3]
№ п/п |
Функция управления |
Управленческие решения |
1 |
Планирование |
Определение: -сверхзадачи (миссии) бизнеса; -основных целей бизнеса; -перечня наиболее важных воздействий внешней среды, которые необходимо учитывать при планировании деятельности фирмы; -стратегии и тактики для достижения поставленных целей. |
2 |
Организация деятельности |
Разработка -структуры организации и порядка распределения работ по элементам структуры; -организации взаимодействия элементов структуры между собой и с внешними элементами; -распределения прав и обязанностей по руководителям элементов структуры организации; -возможностей и порядка внесения корректив в структуру организации в результате воздействия внешней среды. |
3 |
Мотивация |
Формирование -методов гармонизации интересов подчиненных с интересами организации; -методов гармонизации интересов организации с интересами общества. |
4 |
Контроль |
Определение -способов измерения результатов деятельности; -периодичности этих измерений; -степени удовлетворительности полученных результатов по сравнению с желаемыми; -методов диагностики причин возникновение отклонения полученных результатов от поставленных целей; -методов корректировки стратегий и тактики организации. |
5 |
Координация |
Формирование - корпоративного духа; - доброжелательной атмосферы в организации с целью предотвращения конфликтов; - имиджа организации. |
Т.е. при планировании важнейшими направлениями разработки управленческих решений являют естественные вопросы "Чего мы хотим?", "Как этого достичь?" и "Откуда ждать беды?". [4]
При разработке решений относительно способов измерения результатов деятельности необходимо в первую очередь определить, на значение каких характеристик надо обратить внимание.
Вторым является вопрос о способе измерения. В него могут включаться точные алгоритмы расчета требуемых показателей или, если характеристики являются физическими, способы их измерения.
Серьезным вопросом является и определение периода, через который должны проводится измерения результатов деятельности. Понятно, что его увеличение приводит к меньшим затратам на сбор и обработку информации, но зато может привести к серьезным сбоям из-за отсутствия своевременной реакции на негативный ход событий. С другой стороны, уменьшение периода измерения, помимо перечисленных недостатков, неизбежно ведет к чрезмерной загрузке коммуникационных путей.
Возникает эффект, который в технике называется "перерегулированием", т.е. излишней реакцией на любые отклонения.
Затем надо заранее решить, насколько велико должно быть отклонение измеряемой величины от запланированного уровня, чтобы принимались какие-либо меры. Понятно, что если алгоритм построен по принципу необходимости немедленных мер на любое, сколь угодно малое отрицательное отклонение, то он также приводит к перерегулированности, поскольку нежелательный характер процесса может быть вызван какими-то эпизодическими, случайными факторами.[5]
В зависимости от степени новизны УР подразделяются на запрограммированные и незапрограммированные.
Программа - это детализированная последовательность действий, имеющая некоторую цель или задание и отвечающая на реакцию системы и внешней среды. Соответственно, запрограммированные решения - это предельно детализированная последовательность действий в строго определенных ситуациях. Достоинства такого подхода очевидны: снижается вероятность ошибки, уменьшается время на принятие решения, с исполнителя снимается ответственность.
Однако понятно, что подобный точный алгоритм годится лишь для строго определенной ситуации. Следовательно, ее неверная идентификация может привести к большим потерям. Кроме того, в некоторых ситуациях, с течением времени такая схема может стать неэффективной или даже ошибочной. Помимо всего прочего жесткая регламентация деятельности делает работу исполнителей неинтересной, лишает их инициативы и снижает внимание. Как правило, чем выше уровень управления, на котором принимается решения, и чем больше их важность, тем меньше доля запрограммированных решений.
Незапрограммированные решения используются в качественно новых, нестандартных, сложных ситуациях, связанных с воздействием неизвестных факторов. К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: определение цели организации, способы улучшения продукции, усовершенствование структуры управленческого подразделения, усиление мотивации подчиненных и т.п.
Таким образом, рассмотрены две полярные ситуации: решения полностью запрограммированные и незапрограммированные. Реальные ситуации обычно расположены где-то посередине, и менеджер, ориентируясь на особенности своего объекта управления и исходя из имеющихся плюсов и минусов, должен сам определить, в какой мере разрабатываемое им решение относится к тому или иному классу и какие его составные части следует алгоритмизировать.
1.2 Процесс разработки и принятия управленческих решений
Принятие решений обычно называют процессом. Это происходит, во-первых, потому, что практически каждое УР определяет значительное число последующих решений. С другой стороны, вмешательство реальной жизни приводит к тому, что обычно планируется одно решение, а реализовывается - совершенно другое. И, наконец, о принятии решений принято говорить, как о процессе, вследствие его длительности, сложности и наличия целого ряда самостоятельных этапов.
Герберт Саймон предложил структурированный подход к принятию решений, состоящий из трех этапов:
1) обдумывание,
2) проектирование вариантов решений,
3) выбор.
Можно детализировать эти этапы:
Обдумывание |
Проектирование |
Выбор |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ощутить наличие проблемы |
сформулировать и уточнить ее |
определить критерии |
разработать возможные варианты |
оценить варианты |
выбрать лучший |
Рассмотрим каждый из этапов подробнее.
1этап. Ощутить наличие проблемы.
Существуют два способа рассмотрения проблемы.
Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные ранее цели не достигнуты. Т.е. менеджер узнает о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться (например, при осуществлении контроля за достигнутыми результатами оказывается, что они значительно хуже запланированных). Соответственно, требуется принять определенные меры по исправлению ситуации. Однако слишком часто руководители рассматривают в качестве проблем только ситуации, в которых должно что-то произойти, но не произошло.
Как проблему можно рассматривать также потенциальную возможность. Например, активный поиск способов повышения эффективности какого-либо подразделения, даже если дела идут хорошо. В этом случае управленец осознает проблему, когда понимает, что кое-что можно сделать либо для улучшения хода дела, либо для извлечения выгоды из представляющейся возможности.
2 этап. Сформулировать и уточнить проблему.
Как говорится - правильно определить проблему - значит наполовину решить ее. Полностью определить проблему зачастую трудно, поскольку все части организации взаимосвязаны. В крупной организации могут существовать сотни взаимосвязанностей. Поэтому, в начале процесса разработки и принятия решения очень важно понять, что в данном случае понимается под проблемой. Необходимо четко сформулировать проблему.