Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Правовое регулирование местного самоуправления).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность местного самоуправления в Российской Федерации
1.1 Понятие местного самоуправления
1.2. Признаки местного самоуправления
Глава 2. Правовое регулирование местного самоуправления
2.1 Конституционные основы местного самоуправления
Вместе с тем, практика реформирования местного самоуправления в России выявила ряд проблем, требующих дальнейшего совершенствования законодательства и иных решений.
1.Имеется в виду, прежде всего, создание условий для обеспечения самодостаточности муниципальных образований. В современных условиях важнейшей задачей становится, в этой связи, перераспределение доходов между федеральным, региональным и местным уровнями власти путем дальнейшего совершенствования налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации. Необходимо создать систему стимулирования муниципалитетов к развитию своей доходной базы, реализации комплексных программ устойчивого социально-экономического развития территорий. Установление долговременных критериев оценки и объективных индикаторов муниципального развития позволит повысить информационную открытость органов местного самоуправления, усилить их ответственность перед избирателями, успешно решать задачи распространения и популяризации положительного опыта и лучшей муниципальной практики.
2.Следует вести целенаправленную работу по совершенствованию и корректированию федерального и регионального законодательств с целью разрешения содержащихся в них коллизий; предусмотреть возможность увеличения нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, что послужит повышению экономической самодостаточности муниципальных образований. Органы местного самоуправления должны принять дополнительные меры по развитию собственной экономики и расширению налогооблагаемой базы, по оптимизации расходов бюджетов, вовлечению населения в решение вопросов местного значения, стимулированию гражданской активности и инициативы.
3.Дальнейшее развитие местного самоуправления нуждается также в содействии советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, должны способствовать активизации межмуниципального сотрудничества в первую очередь по информационно-методическим и инновационным вопросам и популяризации лучшей практики муниципального управления.
Местное самоуправление несет большую функциональную нагрузку: укрепляет основы демократии, создает условия для обеспечения жизненных интересов населения, стабилизирует политическую систему, является важным механизмом обеспечения единства страны. Именно развитый институт местного самоуправления может стать одним из наиболее надежных гарантий обеспечения эффективности системы власти в России.
Анализ института местного самоуправления в теоретико-методологической плоскости позволяет резюмировать, что создание эффективной системы местного самоуправления является необходимым условием для развития правового государства в России. Указанный институт представляет собой совокупность органов и механизмов, с одной стороны, а также принципов и методов, – с другой, с помощью которых граждане реализуют закрепленное Конституцией России право на управление на местном уровне. Построение эффективной многоуровневой системы власти в современной России невозможно без подлинно самостоятельного механизма управления в муниципальных образованиях всех видов, основанного на осознанном и ответственном участии в нем граждан.
4.Характерной чертой современного этапа развития многоуровневой системы власти в Российской Федерации является также поиск оптимальных путей централизации и децентрализации системы управления. В этой связи, необходимость построения эффективных отношений между государственной и местной властью приобретает особое звучание. Сегодня предпринимаются попытки найти оптимальный баланс в отношениях федеральной, региональной власти и органов местного самоуправления. Прежде всего, это касается разграничения полномочий между уровнями власти. Несмотря на неоднократные попытки регламентировать этот вопрос законодательно, он остается дискуссионным и в настоящее время.
Таким образом, реформирование местного самоуправления в Российской Федерации перешло психологически важный рубеж, который символизирует конец переходного этапа реформы. За последнее время в России удалось построить фундамент (и законодательный, и основанный на практическом опыте), который должен стать базой для поступательного развития отечественного института местного самоуправления.
Дальнейшее развитие института местного самоуправления видится как процесс, неотделимый от совершенствования системы власти в России в целом, укрепления основ российского федерализма и демократических институтов. Поэтому становление местного самоуправления – задача не только муниципальной, но и государственной власти.
Оптимизация института местного самоуправления в современной России требует дальнейшего его научного исследования и, на этой основе, разработки действенных эффективных механизмов его функционирования.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – 25 дек. – С.3 – 6.; Российская газета. –2009. – 21 янв. – С.3 – 5.
- Конституция Чувашской Республики // Чувашская республика – Официальный портал органов власти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gov.cap.ru/home/25/2012/11.2012/конституция.rtf
- Федеральный закон от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции (в ред. 21.07.2005 г.) – Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 35. – Ст. 3506. – Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2009 г.
- Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в ред. 09.11. 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 49. –Ст. 5497.
- Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (в ред. 14.06. 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3814.
- Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. 23.07. 2013 г.) // Собраниe законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 4. – Ст. 251.
- Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред.02.07.2013 г.). – Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002 г. – № 24. – Ст. 2253.
- Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (в ред. 02.07. 2013 г.). – Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002 г. – № 48. – Ст. 4746.
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. 07.12. 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
- Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. 02.07.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 10. – Ст. 1152.
- Европейская хартия местного самоуправления. Ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. –№ 36. – Ст. 4466.
- Материалы судебной практики:
- Постановление Конституционного Суда РФ от 18 мая 2011 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.М. Савостьянова» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 22. – Ст. 3239.
- Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 ноября 2010 г. по делу N А57-2593/2010 (извлечение) //
- Беликов П.П., Зюзин С.Ю., Мокеев М.М., Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Комментарий к Федеральному закону Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (постатейный). – Справочная правовая система ГАРАНТ, 2012.
- Васильев В.И. Муниципальное право России: Учебник. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2012. – 680 с.
- Васильева С.В., Виноградов В.А, Мазаев В.Д. Конституционное право России Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. – М.: Эксмо, 2011. – 560 с.
- Еремян В.В. Государственная и муниципальная власть: прошлое и современность / В.В. Еремян // Проблемы местного самоуправления. – 2012. – № 48.
- Комарова В.В. Формы непосредственной демократии. Учебное пособие. – 2-е издание. – М.: Проспект, 2011. – 142 с.
- Коршунова М.П. Учебно-методический комплекс по дисциплине Конституционное правосудие. – СПб.: Институт права, 2011. – 100 с.
- Медведев Д.А. Из выступления на II Общероссийском гражданском форуме 22.01.2008. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://www.medvedev2008.ru/performance_2008_01_22.htm.
- Муниципальное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция», 080504 «Государственное и муниципальное управление» / под ред. А.Н. Костюкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 687 с.