Файл: Процесс построения модели управленческого решения (1. Теоретические основы разработки модели управленческого решения).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы разработки модели управленческого решения
1.1 Понятие управленческого решения и его модели. Подходы к анализу проблемной ситуации
1.2 Использование моделей решений для уменьшения неопределенностей и рисков
Глава 2. Анализ деятельности ООО «БУСЭ»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Выявление проблем в деятельности ООО «БУСЭ»
Глава 3. Разработка управленческих решений в целях повышения эффективности деятельности ООО «БУСЭ»
3.1. Разработка альтернативных управленческих решений
3.2. Оценка затрат на реализацию управленческих решений и оценка
Введение
Актуальность. Задачи разработки, принятия и реализации управленческих решений (УР) обладают целым рядом особенностей, которые существенным образом отличают их от задач, решаемых в рамках других областей знания.
Необходимость принятия решения возникает в случае обнаружения существенного рассогласования между предполагаемым и действительным состоянием объекта управления. В этом случае можно говорить о возникновении проблемы.
Управленческая проблема - это проблема, обнаруженная в системе управления объектом. Причем объекты управления могут быть во всех сферах деятельности. Правильно сформулированная проблема представляет собой иерархическую систему более мелких частных проблем, связанных с некоторой реальной системой. Поэтому между частными проблемами, входящими в состав общих проблем, существуют многообразные связи, которые не могут быть до конца поняты без изучения всей проблемы в целом, с учетом ее целостности, целесообразности и открытости.
Для эффективного разрешения управленческих проблем разрабатывают модели управленческих решений. Существует много различных подходов к способам анализа ситуаций и выбору альтернатив для решения проблемы. Среди них, например методы экспертных оценок, активизации мыслительной деятельности, эвристические методы.
Независимо от используемого метода возникает опасность неадекватного представления об исследуемом предмете, когда частичный (экономический, или социальный, или технологический) образ систем рассматривается как вся реальная система. Вследствие этого принимаются некачественные управленческие решения, и их реализация часто оказываются неэффективной. При этом
ошибка заключается в том, что точкой приложения управляющего воздействия является элемент системы, а не вся система в целом. Несистемное решение проблем является одним из основных источников, порождающих новые проблемы.
Целью работы является выявление проблемной ситуации в ООО «СВС» и разработка модели управленческого решения для ее преодоления.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- исследовать понятие управленческого решения и его модели; выявить подходы к анализу проблемной ситуации;
- рассмотреть использование моделей решений для уменьшения неопределенностей и рисков;
- дать краткую характеристику ООО «БУСЭ»;
- выявить проблемы в деятельности ООО «БУСЭ»;
- разработать альтернативные варианты управленческих решений;
- выбрать наиболее оптимальную модель управленческого решения.
Объектом исследования является - ООО «БУСЭ».
Предмет исследования – процесс построения модели управленческого решения.
Теоретической базой при написании данной работы послужили труды исследователей в области разработки и принятия управленческих решений.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы: анализ, обобщение, формально-экономический, ретроспективный, экспертный.
Глава 1. Теоретические основы разработки модели управленческого решения
1.1 Понятие управленческого решения и его модели. Подходы к анализу проблемной ситуации
Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента[1].
Существует много различных подходов к способам анализа ситуаций и выбору альтернатив для решения проблемы. Среди них, например методы экспертных оценок, активизации мыслительной деятельности, эвристические методы. Независимо от используемого метода возникает опасность неадекватного представления об исследуемом предмете, когда частичный (экономический, или социальный, или технологический) образ систем рассматривается как вся реальная система. Вследствие этого принимаются некачественные управленческие решения, и их реализация часто оказываются неэффективной. При этом
ошибка заключается в том, что точкой приложения управляющего воздействия является элемент системы, а не вся система в целом. Несистемное решение проблем является одним из основных источников, порождающих новые проблемы[2].
Можно попытаться избежать такой ошибки, применив для решения проблемы методы системного подхода[3]. Исходными для создания модели принятия решения будут элементы, составляющие этапы разработки и принятия управленческого решения и его реализации. Системный подход к решению управленческих проблем базируется на следующих основных принципах: системности, иерархичности, интегральности и формализма, а также на некоторой совокупности фундаментальных понятий: система, элемент, подсистема, внешнее окружение, фактор, ценность, полезность, цель.
Для решения проблемы на основе этого подхода нужна соответствующая инструментальная поддержка, в качестве которой используется контур управления, позволяющий системно анализировать состояние подготовки и реализации управленческих решений (рис. 1).
Рисунок 1 - Контур управления, включающий этапы разработки, принятия и реализации управленческих решений[4]
«Разработка и принятие управленческого решения» являются этапом 1, а «Реализация управленческого решения» - этапом 2. Следует отметить, что все элементы 1-го этапа в совокупности определяют поведение элементов 2-го этапа. Пользуясь математической терминологией, можно сказать, что данный контур представляет собой двудольный граф, причем элементы 2-го этапа - это функции, аргументами которой являются элементы 1-го этапа.
На рис. 1 показаны все связи элементов 1-го и 2-гоэтапов[5].
Существует заблуждение, заключающееся во фразе «мы приняли эффективное решение», подразумевающей, что решение «хорошее». На рис. 1 видно, что «принятие» УР относится к первому этапу, а «эффективность» - ко второму и значит, она может быть оценена только после «реализации». Вывод: принятие «хорошего» решения может быть только «качественным», а не «эффективным».
Проанализируем функциональную зависимость элементов модели.
Взаимодействие пары «субъект - объект» - основа управления. На модели видно, что намерения «субъекта» определяют «цель», а «качество» - потенциальные возможности «эффективности». Подчеркнем некоторую особенность ситуации управления: субъекту принадлежит главенствующая роль в управлении, но «результат» как бы принадлежит «объекту». На модели контура управления видно, что успешная «реализация» зависит оттого, как субъектом проведены «разработка» и «принятие» управленческого решения.
Пара «цель - результат» подчеркивает диалектическое единство пары «субъект - объект». С одной стороны не поставив «цель», нельзя достичь «результата». С другой - именно «результат» является функционалом не только «цели», но и всех остальных элементов 1-го этапа, взаимосвязанных между собой и «целью», поставленной «субъектом». В итоге «объекту» достается тот результат, который достигается лишь вследствие оптимального подбора и использования «субъектом» совокупности взаимосвязанных элементов 1-го
этапа.
Пару «качество - эффективность» нельзя рассматривать отдельно от пары «неопределенность - риск». В соответствии с классическими представлениями[6] качество определяется набором характеристик. К числу таких характеристик следует отнести: научную обоснованность; своевременность; непротиворечивость; адаптивность; реальность.
Соблюдение всех этих принципов при разработке, согласовании, принятии, утверждении управленческих решений создаёт предпосылки для эффективной «реализации». Однако все факторы внешней среды и внутренних условий, влияющих на реализацию УР, можно учесть лишь с определенной долей
вероятности. Это приводит к появлению «неопределенности» в оценке «качества» принятого решения.
В контексте управленческой деятельности неопределенность возникает из-за недостатка информации, форс-мажорных обстоятельств, а также вследствие непрофессиональных действий лиц, принимающих решения (ЛПР). Ее значение не может быть сведено к нулю. Следует напомнить, что управленческие решения, в отличие от решений другого рода, обладают свойством «терминальности» [7], означающим, что процесс управления заканчивается реализацией принятого решения. Поэтому даже в условиях неопределенности мы начинаем реализацию, из-за чего появляется «риск» не достичь поставленной цели[8].
1.2 Использование моделей решений для уменьшения неопределенностей и рисков
Ситуация усугубляется тем, что задачи разработки, принятия и реализации управленческих решений предполагают их наследуемость и сопрягаемость, означающие, что реальные задачи управления не являются независимыми, а входят в некоторую общую систему взаимосвязанных, взаимовлияющих,
последовательно и одновременно решаемых задач. В этом случае мы наблюдаем переход рисков предыдущих реализаций в неопределенности для последующих решений (рис. 2)[9].
Рисунок 2 - Трансформация рисков в неопределенности[10]
Существуют организационные меры уменьшения неопределенности, а значит и риска. В первую очередь - это использование единственного непарного элемента модели - «контроля». Контроль обеспечивает субъекту управления обратную связь с объектом[11]. У функции контроля имеются три составляющих: предварительный контроль, промежуточный и итоговый.
Предварительный контроль обеспечивает качество на стадии подготовки и принятия решения.
Промежуточный контроль перманентно дает субъекту информацию о состоянии объекта в процессе реализации управленческого решения, и предполагает возможность оценки им соответствия состояния объекта управления требуемому, а также коррекции ситуации в случае возникновения отклонений.
Итоговый контроль оценивает достижение цели и эффективность реализации управленческого решения[12].
Эффективность реализации решения будет определяться как соотношение полученного результата (эффекта) и затрат на его достижение. Известен ряд методов для измерения (точнее, оценки) экономической эффективности, среди которых чаще используются: косвенный метод сопоставления различных вариантов; по конечным результатам; по непосредственным результатам деятельности[13]. При косвенном методе предполагается сравнение прибылей, полученных при реализации двух вариантов решений. С помощью метода конечных результатов эффективность от принятия управленческого решения можно определить как отношение прибыли, полученной от реализации решения, к общим затратам. Метод определения эффективности по непосредственным результатам основан на оценке непосредственного эффекта, который сравнивается с затратами, определяемыми стандартами деятельности[14].
Для оценки результатов реализации управленческого решения необходимо на начальном этапе определить критерии, на основе которых будет разрабатываться решение[15].
Выводы.
Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Исходными для создания модели принятия решения являются элементы, составляющие этапы разработки и принятия управленческого решения и его реализации. Системный подход к решению управленческих проблем базируется на следующих основных принципах: системности, иерархичности, интегральности и формализма, а также на некоторой совокупности фундаментальных понятий: система, элемент, подсистема, внешнее окружение, фактор, ценность, полезность, цель.
Использование системного подхода, как основного инструмента уменьшает неопределенности и риски при разработке и реализации управленческих решений и способствует их успешности.