Файл: Процесс построения модели управленческого решения (1. Теоретические основы разработки модели управленческого решения).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы разработки модели управленческого решения
1.1 Понятие управленческого решения и его модели. Подходы к анализу проблемной ситуации
1.2 Использование моделей решений для уменьшения неопределенностей и рисков
Глава 2. Анализ деятельности ООО «БУСЭ»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Выявление проблем в деятельности ООО «БУСЭ»
Глава 3. Разработка управленческих решений в целях повышения эффективности деятельности ООО «БУСЭ»
3.1. Разработка альтернативных управленческих решений
3.2. Оценка затрат на реализацию управленческих решений и оценка
Глава 2. Анализ деятельности ООО «БУСЭ»
2.1. Общая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «БУСЭ» было зарегистрировано 15 июня 2008 г.
Данное предприятие занимается производством хлебобулочных изделий. Ассортимент включает около 60 наименований хлеба и более 170 наименований булочных изделий.
Характер собственности – частная.
Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью.
ООО «БУСЭ» находится по адресу: г. Оренбург, ул. Механизаторов, 3 Миссией компании является развитие производства хлебобулочных, кондитерских и бараночных изделий для удовлетворения наших потребителей здоровой и качественной продукцией, а также высоким уровнем сервиса.
Цели компании:
- увеличение объема реализации хлебобулочных, кондитерских и бараночных изделий;
- увеличение прибыли компании путем достижения конкурентоспособной себестоимости продукции и снижения затрат.
- разработка и вывод на рынок новой востребованной качественной продукции;
- обеспечение стабильной работы оборудования;
- взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками сырья, упаковки и материалов;
- повышение квалификации персонала и его ответственности за качество продукции.
У ООО «БУСЭ» есть три собственных магазина.
Хлебобулочные изделия, производимые ООО «БУСЭ», вырабатываются в соответствии с требованиями стандартов, рецептур и технологических инструкций, с соблюдением санитарных норм, утверждённых в установленном порядке. Вся производимая продукция ООО «БУСЭ» сертифицирована.
2.2. Выявление проблем в деятельности ООО «БУСЭ»
Для выявления проблем ООО «БУСЭ» используем методику СВОТ-анализ (табл. 1).
Таблица 1
Базовая матрица СВОТ-анализ ООО «БУСЭ»[16]
Возможности |
Угрозы |
1.Возникновение новых потребностей у потребителей 2. Внедрение новых технологий производства хлебо-булочных изделий 3. Использование новых видов ингредиентов |
1. Появление новых сильных конкурентов. 2. Повышение цен на зерно. 4. Угроза со стороны мини-пекарен. 5. Появление товаров-заменителей. |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Хорошая репутация. 3. Наличие собственных магазинов. 4. Отлаженные технологии производства 5. Наличие собственной лаборатории контроля качества |
1. Недостаточно широкий ассортимент по сравнению с главными конкурентами. 2. Нестабильность качества продукции. 3. Низкая эффективность рекламы. |
Из данных таблицы 1 видно, что к сильным сторонам предприятия можно отнести хорошую репутацию; рост доли рынка; наличие собственных магазинов. В то же время, предприятие имеет ряд существенных слабых сторон: недостаточно широкий ассортимент по сравнению с главными конкурентами; нестабильность качества продукции; низкая эффективность рекламы; высокая цена на сырьё.
Возникновение новые потребностей в питании у людей благоприятствуют развитию предприятия. В то же время внешняя среда несет ряд угроз: появление новых сильных конкурентов; повышение цен на зерно; сокращение потребления хлеба; государственное регулирование отрасли; угроза со стороны мини-пекарен; появление товаров-заменителей.
Таблица 2 Анализ угроз со стороны конкурентных сил[17] |
|||
Вероятность |
Последствия угроз |
||
Разрушительные (Р) |
Тяжёлые (T) |
Лёгкие (Л) |
|
Высокая (В) |
|||
Средняя (С) |
1.Появление новых сильных конкурентов 2. Повышение цен на зерно |
||
Низкая (Н) |
3. Сокращение потребления хлеба |
4. Угроза со стороны мини-пекарен. 5. Появление товаров-заменителей. |
Таблица 3 Анализ возможностей, предоставляемых рынком[18] |
|||
Вероятность использования возможности |
Влияние возможности |
||
Сильное (С) |
Умеренное (У) |
Малое (М) |
|
Высокая (В) |
2. Внедрение новых технологий производства хлебо-булочных изделий |
||
Средняя (С) |
1.Возникновение новых потребностей у потребителей |
3. Использование новых видов ингредиентов |
|
Низкая (Н) |
Таблица 4 Комплексная оценка возможностей и угроз с учетом сильных и слабых сторон[19] |
||||||||||
Возможности |
Угрозы |
|||||||||
1.Возникновение новых потребностей у потребителей |
2. Внедрение новых технологий производства хлебо-булочных изделий |
3. Использование новых видов ингредиентов |
1. Появление новых сильных конкурентов. |
2. Повышение цен на зерно. |
3. Сокращение потребления хлеба. |
4. Угроза со стороны мини-пекарен. |
5. Появление товаров-заменителей. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Сильные |
1. Хорошая репутация. |
Усиливать позиции на рынке путем перехода к стратегии конкуренции услуг. |
Сотрудничество с мини-пекарнями с целью минимизировать конкуренцию |
Продвижение продукции |
||||||
2. Прибыльность деятельности |
Проекты НИР для повышения рентабельности при растущей цене на зерно. |
|||||||||
3. Наличие собственных магазинов. |
Продвижение изделий |
|||||||||
4. Отлаженные технологии производства |
Открытие сегментов |
Внедрение новых технологий производства хлеба. Приобретение нового оборудования |
Расширение ассортимента, внедрение новых видов продукции |
Продвижение изделий и разработка продуктов для |
||||||
5. Наличие собственной лаборатории контроля качества |
Использование в производстве новых ингредиентов |
|||||||||
Слабые |
1. Недостаточно широкий ассортимент по сравнению с главными конкурентами. |
Расширение ассортимента, внедрение новых видов продукции |
Продолжение таблицы 19
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2. Нестабильность качества продукции. |
Усиление контроля над соблюдением ГОСТ 27842-88 и ГОСТ 28808-90. Автоматизация процессов |
||||||||
3. Низкая эффективность рекламы. |
Разделение всей продукции на группы и рекламирование каждой группы отдельно |
Стимулировать потребление хлеба, популяризировать его |
|||||||
4. Высокие цены на сырье |
Проекты НИР для повышения рентабельности при растущей цене на зерно |
Выявленные сильные и слабые стороны предприятия; возможности, предоставляемые внешней средой и угрозы с ее стороны, позволяют разработать стратегические альтернативы и выработать управленческие решения.
Выводы.
ООО «БУСЭ» - коммерческое предприятие г. Оренбург, основным видом деятельности которого является производство хлебо-булочных изделий.
Проведенное исследование позволило выявить ряд проблем в деятельности ООО «БУСЭ»:
1) ООО «БУСЭ» уступает по ассортименту ООО «Пекарь», который включает хлеб с различными вкусовыми добавками, булочную мелочь десертного направления;
2) в сбытовой политике предприятия отсутствует внимание к маркетинговому фактору; сбыт является нецеленаправленным и развитие системы сбыта происходит стихийно;
3) действующая на предприятии ценовая политика не ориентирована на дифференцированный подход, методы стимулирующего ценообразования крайне ограничены, что снижает конкурентоспособность предприятия.
Глава 3. Разработка управленческих решений в целях повышения эффективности деятельности ООО «БУСЭ»
3.1. Разработка альтернативных управленческих решений
С учетом проведенного анализа сформируем альтернативные управленческие решения.
1. Автоматизация производства в целях повышения качества продукции.
Одна из проблем ООО «БУСЭ» заключается в тенденции нарушения ГОСТов 27842-88 и 28808-90 «Технические условия «Хлеб из пшеничной муки». Системы управления на всех технологических этапах позволяют контролировать соблюдение показателей качества продукции. Для устранения данной проблемы, ООО «СВС» рекомендуется приобретение нового оборудования: тестомесильной машины чешской компании TOPOS a.s., тестоформовочной машины CR 59 компании WP Haton, Dough Friendly Company. Тестоформовочная машина CR 59 WP Haton предназначена для широкого диапазона изделий. Идеально подходит для всех сортов теста, таких как пшеничное, пшеничное–ржаное, ржано-пшеничное, многозерновое и цельнозерновое. Оборудование выполнено из высокотехнологичного материала. За счет высокой точности подгонки канавки к конусу обеспечивается минимальное откалывание кусочков теста от куска. Для исключения налипания, тестоформовочная машина оснащена дополнительным масляным дозатором.
2. Внедрение производства замороженных полуфабрикатов для расширения ассортимента продукции.
Предлагается использование метода шоковой заморозки готовых полуфабрикатов, с тем, чтобы оно могло доставляться в мини-пекарни крупных сетевых магазинов и там выпекаться. Такая стратегия позволит изменить взаимодействие на конкурентном рынке и получит дополнительный канал сбыта собственной продукции. В данном случае это один из вариантов взаимодействия с сетевым ритейлом и мини-пекарнями.
3. Проведение рекламных кампаний для стимулирования спроса на продукцию предприятия.
Целесообразно для работы на рынке выделить две группы хлебобулочных изделий: «Здоровое питание», «Сдобный хлеб к чаю». Такое деление обусловлено множеством факторам, например: группы потребители, вкусовые качества. Компания должна начать развивать рекламную деятельность применительно к каждой группе товаров.
Для группы «Здоровое питание» можно выделить несколько стратегий продвижения: совместная акция со спортивными организациями («Здоровое питание для победы»), рекламные баннеры и постеры на спортивных мероприятиях города, продажи в школах и других учебных заведениях.
Для группы «Сдобный хлеб к чаю» необходимы другие инструменты: реклама на транспорте, дегустации в своих магазинах и ритейлерских сетях.
При формировании цен на хлебопекарную продукцию необходимо использовать дифференцированный подход, сущность которого сводится к применению различных методов ценообразования. При этом необходимо осуществлять адаптацию ценовой политики по двум направлениям: снижение издержек производства на предприятиях и регулирование объема предложений хлебной продукции на рынке. ООО «БУСЭ» необходимо применять методы стимулирующего ценообразования с целью более быстрого привлечения покупателей, завоевания большей доли рынка, роста объема продаж продукции и прибыли. Для этой цели в таблице 5 разработана система скидок и наценок при продаже хлебопекарной продукции.
Таблица 5
Предлагаемая система скидок и наценок[20]
Виды скидок |
Цель |
Условия |
Размер скидки (С) или наценки (Н), % |
1 |
2 |
3 |
4 |
Простая скидка «сконто» |
Сокращение срока |
Оплата раньше 10 дней после отгрузки |
С = О * (Ц – Ц * 0,2t), где Q – объем; Ц – цена единицы; 0,2 – ставка скидки с цены; t - количество дней |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
|
Прогрессивная скидка |
Увеличить объемы |
Отгрузка за месяц: |
|
10-20 т |
1,0 |
||
21-30 т |
1,5 |
||
31-50 т |
2,0 |
||
51-80 т |
2,5 |
||
81-100 т |
3,0 |
||
101-200т |
3,5 |
||
более 200 т |
5,0 |
||
Оценочная скидка |
Завоевание большей |
Выход на новые рынки сбыта (за пределы области) или внедрение новых видов продукции |
до 5,0 |
Наценка за просрочку платежа |
Снижение дебиторской задолженности |
Оплата после истечения срока платежа |
Н = О * (Ц + Ц*0,2t) |
Наценка за доставку товара |
Расширение и окупаемость сервисного обслуживания, получение дополнительной прибыли |
За доставку товара непосредственно к месту использования |
Н = Q * Зд, где Зд - затраты на доставку тонны продукции |