Файл: Анализ стратегии ценовой дискриминации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Модификация цен в зависимости от имиджа товара. Некоторые фирмы устанавливают на один и тот же продукт две различные цены, основываясь на различиях имиджа. Так, фирма-изготовитель парфюмерной продукции может предлагать на европейском рынке один и тот же продукт с разными наименованиями и упаковкой, дифференцируя цены в зависимости от имиджа применяемой марки продукта. Или изготовитель лимонада может заменить в своем напитке сахар на сахарин и продавать его по более высокой цене как диетический напиток с пониженным содержанием калорий.

Дифференциация цен в зависимости от местоположения товара. Применяется независимо от величины фактических издержек, основываясь только на различиях в местоположении товара. Так, театр варьирует цены на входные билеты в зависимости от предпочтений публики относительно расположения посадочных мест. Аналогично действует строительная фирма, покупая большой участок под строительство жилья. Отдельные места на этом участке будут предлагаться по различным ценам, хотя затраты на строительство будут везде одинаковы.

Модификация цен в зависимости от времени. Фирма дифференцирует порой цены в зависимости от времени года, дня или даже по часам. Так, европейские телефонные тарифы изменяются в зависимости от времени дня, а в выходные действует не такой тариф, как в рабочие дни недели.

Для того чтобы успешно использовались методы ценовой дискриминации, необходимо наличие определенных условий:[18]

1. Совокупный рынок должен подразделяться на отдельные сегменты, в которых спрос имеет различную интенсивность.

2. Покупатели в тех сегментах, где платят более низкие цены за товар, должны быть лишены возможности перепродавать этот товар в рыночном сегменте с высокими ценами (этот аспект получает особо актуальное звучание в связи с современным развитием общеевропейского рынка и опасностью развития так называемых «серых» рынков).

3. Должна отсутствовать опасность проникновения конкурентов на данный ценовой рыночный сегмент.

4. Издержки фирмы по сегментированию и контролю за рынком не должны превышать дополнительных доходов от ценовой дискриминации.

5. Ценовая дискриминация должна проводиться настолько аккуратно и незаметно, чтобы не вызывать раздражения и недовольства у клиентов фирмы.

6. Избранная форма ценовой модификации не должна входить в противоречие с законом (о защите прав потребителей, о монополиях и т.д.).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из возможных способов увеличения прибыли для производителя, в той или иной мере обладающего монопольной властью, является ценовая дискриминация, т.е. продажа гомогенного блага по различным ценам разным покупателям; при этом различия в ценах не связаны с затратами производства и доставки товара на рынок.

В жизни нам часто приходится сталкиваться с разными ценами на один и тот же товар. Ценовая дискриминация - только одна из множества причин ценовых различий.

Для того чтобы компания могла прибегать к такому инструменту, как ценовая дискриминация, она должна обладать некоторой рыночной властью. Это означает, что компания должна иметь возможность влиять на цену своей продукции. В противном случае, вся игра в ценовую дискриминацию может закончиться потерей клиентов. Наконец, в компании должны четко представлять группы покупателей, на которые будет направлено деление. Нужно понимать потребности и возможности каждой группы. Кроме того, важным фактором является еще и отсутствие возможности клиентов компании перепродавать товар, в обход фирмы (так называемый арбитраж).

Ценовая дискриминация иногда считается предосудительной только потому, что она является признаком монополии, а использование монопольной власти предполагает неэффективное размещение ресурсов. Это не вполне корректный упрек, поскольку монопольная власть может существовать и без ценовой дискриминации. Более верная постановка вопроса следующая: распределяются ли ресурсы более или менее эффективно при дискриминационной монополии в сравнении с обычной монополией с едиными ценами? Ответ на этот вопрос отчасти зависит от того, какой тип дискриминации применяется.

Если взять зарубежный опыт, можно сказать, что, например, на западе ценовая дискриминация считается проявлением недобросовестной конкуренции и на конкурентных рынках запрещена. Что касается России, то в статье российского закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», посвященной недобросовестной конкуренции, упоминания о ценовой дискриминации нет. Зато закон запрещает заниматься ценовой дискриминацией предприятиям, доля которых на рынке того или иного товара превышает 65%, а в некоторых случаях 35%.

На мой взгляд, ценовая дискриминация является не только действенным инструментом увеличения прибыли компании от работы с каждым клиентом, но еще и увеличивает общественное благосостояние.


Во-первых, компания имеет возможность продавать свой товар даже тем клиентам, которые не способны купить его по первоначальной цене, но в состояние заплатить за него сумму, превышающую его предельные издержки (компания все равно в плюсе).

Во-вторых, общественное благосостояние улучшается за счет того, что менее обеспеченные люди получают возможность приобретать не доступные им ранее товары и услуги.

Поэтому нельзя однозначно сказать, что ценовая дискриминация вредна экономике. Скорее всего, должен существовать четкий, а не спонтанный механизм ее применения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Вэриан Хэл Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М., Юнити, 2014. 123 с.
  2. Чапурина М.Н. и Киселева Е.А. Экономическая теория: Учебное пособие - М: Изд-во «АСА», 2015. 185 с.
  3. Кичатов А. Ценовая дискриминация. Гибкая тарифная политика стимулирует расширение производства. М., 2015. 147 с.
  4. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М., 2014. Т. 1. Гл. 16, 17.
  5. Пиндайк Р., Рубинфельд А. Микроэкономика. М., 2015. 112 с.
  6. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Теория спроса, предложения и рыночных структур. М.: ТЕИС, 2016. 98 с.
  7. Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х томах. М.: Финансы и статистика, 2015. 131 с.
  8. 50 Лекций по микроэкономике / Под. ред. Гальперин В. М. 2016 г. 214 с.
  9. Ценообразование. Шуляк П.Н., Издательский дом Дашков и К. М. 2014. 138 с.
  10. Дюпюи Ж. О мере полезности гражданских сооружений // Теория потребительского поведения и спроса. СПб., 2016. 119 с.
  11. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 2014. 496 с.
  12. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т: пер. с англ. т. 2. М., 2015. 400 с.
  13. Ценообразование. Шуляк П.Н., "Издательский дом Дашков и К" - 2016. 511 с.
  14. Цены и ценообразование. Чудаков А.Д. ИНФРА-М.2014. 384 с.
  15. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник / Ин-т "Открытое о-во". М.: Магистр, 2014. 410 с.
  16. Голощапов Н.А. Организация ценообразования на предприятии.// Москва, 2017, с. 10-13, 49-55.
  17. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Д. Робинсон; ред. И.М. Осадчая. - М.: Прогресс, 2014. - 312 с.
  18. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2014. - ХХХVI. - 939 с.
  19. Курс экономической теории: Учебник / Под. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой / 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. - Киров: «АСА», 2016. - 831 с.
  20. Ценовая дискриминация [Электронный ресурс]. - URL: http://www.biztimes.ru/index.php?artid=610
  21. Ценовая дискриминация и её виды [Электронный ресурс]. - URL: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/cenovaya-diskriminaciya.html
  22. Hal R. Varian Microeconomics. A modern approach. 8 edition. -New York: W.W.Norton & Company, Inc., 2015. - p.739.
  23. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика. / Пер. с англ. - Спб.: Питер, 2014. - с.608.
  24. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2014. - ХХХVI. - с. 536
  25. Курс экономической теории: Учебник / Под. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой / 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. - Киров: «АСА», 2016. - с 151.
  26. Ценовая дискриминация и её виды [Электронный ресурс]. - URL: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/cenovaya-diskriminaciya.html

  1. Кичатов А. Ценовая дискриминация. Гибкая тарифная политика стимулирует расширение производства. М., 2015. 85 с.

  2. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник / Ин-т "Открытое о-во". М.: Магистр, 2014. 188 с.

  3. Курс экономической теории: Учебник / Под. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой / 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. - Киров: «АСА», 2016. - с 101.

  4. Ценовая дискриминация и её виды [Электронный ресурс]. - URL: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/cenovaya-diskriminaciya.html

  5. Ценовая дискриминация и её виды [Электронный ресурс]. - URL: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/cenovaya-diskriminaciya.html

  6. Курс экономической теории: Учебник / Под. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой / 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. - Киров: «АСА», 2016. - с 121.

  7. Ценовая дискриминация и её виды [Электронный ресурс]. - URL: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/cenovaya-diskriminaciya.html

  8. Ценовая дискриминация и её виды [Электронный ресурс]. - URL: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/cenovaya-diskriminaciya.html

  9. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2014. - ХХХVI. - 261 с.

  10. Кичатов А. Ценовая дискриминация. Гибкая тарифная политика стимулирует расширение производства. М., 2015. 140 с.

  11. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Теория спроса, предложения и рыночных структур. М.: ТЕИС, 2016. 98 с.

  12. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М., 2014. Т. 1. Гл. 16, 17.

  13. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т: пер. с англ. т. 2. М., 2015. 169 с.

  14. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник / Ин-т "Открытое о-во". М.: Магистр, 2014. 268 с.

  15. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Д. Робинсон; ред. И.М. Осадчая. - М.: Прогресс, 2014. - 201 с.

  16. Ценовая дискриминация [Электронный ресурс]. - URL: http://www.biztimes.ru/index.php?artid=610

  17. Ценовая дискриминация [Электронный ресурс]. - URL: http://www.biztimes.ru/index.php?artid=610

  18. Ценовая дискриминация и её виды [Электронный ресурс]. - URL: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/cenovaya-diskriminaciya.html