Файл: Анализ стратегии ценовой дискриминации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Тема политики ценовой дискриминации, несмотря на то, что практически во всех странах принято и действует антимонопольное законодательство, продолжает быть весьма актуальной и в настоящее время. Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели. Сама постановка вопроса о ценовой дискриминации предполагает достаточно высокую степень развития рыночных отношений.

Тема ценовой дискриминации oc действительно oc интересна oc и oc актуальна oc в oc настоящий oc момент. oc Дело oc в oc том, oc несмотря oc на oc негативные oc черты, oc ценовая oc дискриминация oc имеет oc ряд oc неоспоримых oc преимуществ. oc Если oc рассматривать oc функционирование oc экономики oc страны, oc можно oc сделать oc вывод oc о oc том, oc что oc одними oc из oc ключевых oc ее oc звеньев oc являются oc уровень oc развития oc производительных oc сил oc и oc товарно-денежных oc отношений. oc В oc нашей oc стране oc эти oc два oc показателя oc находятся oc на oc достаточно oc низком oc уровне, oc поэтому oc необходимо oc развивать oc товарно-денежные oc отношения oc в oc целях oc создания oc стимула oc для oc развития oc производства. oc Ценовая oc дискриминация oc же, oc благодаря oc гибкой oc ценовой oc политике, oc является oc хорошим oc инструментом oc вовлечения oc в oc этот oc процесс oc тех oc слоев oc населения, oc которые oc по oc каким-то oc причинам oc (в oc основном oc из-за oc низкого oc уровня oc доходов) oc воздерживаются oc от oc совершения oc покупок, oc откладывая oc деньги. oc Мне oc кажется, oc несмотря oc на oc то, oc что oc на oc рынке oc с oc высоким oc уровнем oc конкуренции oc осуществление oc ценовой oc дискриминации oc затруднено, oc ее oc возможности oc нельзя oc недооценивать. oc

Необходимо oc подробно oc изучать oc механизмы oc ее oc применения oc в oc рыночной oc экономике, oc тем oc более, oc что oc уже oc существует oc множество oc примеров oc использования oc ценовой oc дискриминации oc на oc практике. oc Эти oc примеры oc и oc способы oc ее oc осуществления oc я oc и oc рассмотрю oc в oc этой oc работе.

Степень oc разработанности oc проблемы. oc Вопросы, oc связанные oc с oc ценовой oc дискриминацией oc и oc формами oc ее oc проявления, oc достаточно oc широко oc рассмотрены oc учеными oc и oc экономистами. oc В oc работах oc современных oc авторов, oc те oc идеи, oc которые oc закладывались oc экономистами oc прошлого, oc находят oc новое oc рассмотрение oc применительно oc к oc текущей oc мировой oc экономической oc жизни. Среди трудов, которые имеют отношения к заданной проблематике исследования, можно выделить работы таких авторов как А. Кичатов, А. Пигу, Д. Хайман, А.М. Годин, Н.А. Голощапов и др.


Цель и задачи исследования. Целью исследования в данной курсовой работе является изучение вопросов, связанных с ценовой дискриминации в отрасли, ее содержанием, механизмами и особенностями в экономике.

Для достижения поставленной в курсовой работе цели, необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть термины дискриминации, а так же непосредственно ценовая дискриминация;

- описать условия возникновения ценовой дискриминации и дать их характеристику;

- провести рассмотрение роли ценовой дискриминации в экономике;

- описать типы ценовой дискриминации и дать их характеристику;

- рассмотреть возможные варианты практической реализации политики ценовой дискриминации;

- рассмотреть условия, типы и способы осуществления ценовой дискриминации.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования в данной курсовой работе является политика ценовой дискриминации.

Предметом исследования выступают вопросы, связанные с практической реализацией политики ценовой дискриминации.

Методологическую основу настоящего исследования сотавляют фундаментальные концепции отечественных и зарубежных экономистов, посвященные исследованию ценовой дискриминации.

Информационно - эмпирическую базу исследования состоавляют учебные пособия, а также статьи, которые затрагивают проблематику выбранной темы исследования.

Практическая значимость. Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что в ней рассматривается реализация тех или иных форм ценовой дискриминации.

Структура курсовой работы. Курсовая работа стоит из введения, трех глав, которые разделены на подпункты, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

1.1 Цели и условия осуществления политики ценовой дискриминации

Ценовая дискриминация[1] - монополистическая oc практика oc продажи oc блага oc данного oc качества oc при oc данных oc затратах oc по oc различным oc ценам oc разным oc покупателям. oc Ценовую oc дискриминацию oc могут oc осуществлять oc только oc монополии, oc ибо oc они oc устанавливают oc и oc контролируют oc цены. oc В oc условиях oc совершенной oc конкуренции oc образуется oc единая oc цена oc на oc благо oc и oc фирма oc не oc контролирует oc цену, oc а oc принимает oc ее oc как oc данную, oc поэтому oc ценовая oc дискриминация oc не oc возникает. oc Монополисты oc занимаются oc ценовой oc дискриминацией oc в oc том oc случае, oc если oc посредством oc ее oc увеличивают oc свою oc прибыль. oc Дискриминационные oc цены oc могут oc использоваться oc для oc расширения oc производства, oc обеспечивая oc тем oc самым oc экономию oc от oc масштаба oc производства.


Наиболее oc благоприятные oc условия oc для oc проведения oc ценовой oc дискриминации oc имеются oc в oc сфере oc услуг, oc поскольку oc они, oc как oc правило, oc не oc могут oc перепродаваться oc (например, oc медицинские oc услуги: oc если oc вам oc сделали oc операцию oc по oc поводу oc аппендицита, oc то oc вы oc не oc можете oc перепродать oc ее oc своему oc другу oc по oc более oc высокой oc цене).

Чтобы oc фирма-монополист oc могла oc проводить oc ценовую oc дискриминацию, oc рынок oc должен oc отвечать oc следующим oc условиям[2]:

- oc продавец oc должен oc быть oc в oc состоянии oc разделить oc покупателей oc на oc группы oc исходя oc из oc учета oc эластичности oc спроса oc на oc блага. oc Тем oc покупателям, oc спрос oc которых oc имеет oc высокую oc неэластичность, oc будет oc установлена oc высокая oc цена, oc а oc тем, oc чей oc спрос oc эластичен, oc - oc более oc низкая;

- oc блага oc не oc могут oc перепродаваться oc покупателями oc (или oc продавцами) oc одного oc рынка oc покупателям oc (или oc продавцам) oc другого oc рынка, oc поскольку oc свободное oc передвижение oc благ oc с oc "дешевого" oc рынка oc на oc "дорогой" oc приведет oc к oc возникновению oc единой oc цены, oc что oc обусловит oc невозможность oc ценовой oc дискриминации;

- oc покупатели oc (для oc монополии) oc или oc продавцы oc (для oc монопсонии) oc должны oc быть oc идентифицируемы oc (отождествлены, oc быть oc одинаковыми), oc иначе oc разделение oc рынка oc невозможно.

Ценовая oc дискриминация oc может oc возникать oc на oc базе oc разделения oc рынка oc по oc формам oc собственности, oc отраслевой oc принадлежности oc фирм-производителей oc или oc потребителей, oc а oc также oc в oc зависимости oc от oc того, oc предметом oc потребления oc или oc средством oc производства oc является oc покупаемое oc благо.

Понятие oc ценовой oc дискриминации oc ввел oc в oc экономическую oc науку oc в oc первой oc трети oc XX oc в. oc А. oc Пигу, oc но oc само oc явление oc было oc известно oc и oc ранее. oc А. oc Пигу oc различал oc три oc вида oc (или oc степени) oc ценовой oc дискриминаци[3]:

1. oc ценовая oc дискриминация oc первой oc степени oc (совершенная oc дискриминация);

2. oc ценовая oc дискриминация oc второй oc степени;

3. oc ценовая oc дискриминация oc третьей oc степени

1.2 Виды ценовой дискриминации и границы их применения

Пигу oc в oc 1920 oc г. oc предложил oc разделить oc известные oc схемы oc ценовой oc дискриминации oc на oc три oc типа. oc Ценовая oc дискриминация oc может oc быть oc первой, oc второй oc и oc третьей oc степени.


Ценовая oc дискриминация oc первой oc степени

Как oc уже oc было oc упомянуто, oc возможностей oc для oc существования oc совершенной oc ценовой oc дискриминации oc в oc реальной oc жизни oc практически oc нет. oc Чтобы oc рассмотреть oc этот oc вид oc ценовой oc дискриминации oc более oc подробно, oc необходимо oc предположить, oc что oc отсутствует oc арбитраж, oc и oc производитель oc обладает oc полной oc информацией oc о oc каждом oc из oc потребителей oc своей oc продукции, oc ему oc известны oc кривые oc спроса oc каждого oc потребителя oc (т. oc е. oc он oc знает oc их oc готовность oc платить). oc Так oc как oc в oc реальности oc это oc вряд oc ли oc возможно, oc то oc ценовая oc дискриминация oc первой oc степени oc является oc по oc большей oc части oc теоретической oc ситуацией.

Если oc производитель oc устанавливает oc единую oc цену oc на oc свою oc продукцию oc (см. oc рис. oc 1), oc то oc он oc использует oc линейную oc схему oc ценообразования, oc т.е. oc линейный oc тариф oc oc это oc общая oc сумма oc денег, oc которую oc должен oc уплатить oc потребитель oc в oc зависимости oc от oc покупаемого oc количества. oc Прибыль oc монополии oc будет oc равна[4]

Если же монополист имеет возможность проводить ценовую дискриминацию, то он увеличивает свою прибыль еще больше за счёт потребителей, захватывая потребительский излишек целиком или частично. При ценовой дискриминации первой степени он будет получать весь тот излишек, который существовал бы на совершенно конкурентном рынке. Каждую единицу продукта при этом он будет каждому покупателю продавать по той максимальной цене, которую тот готов заплатить за данную единицу. Если готовность покупателя оплатить данную единицу товара обозначить за то, установив за каждую единицу цену монополист будет продавать ее по максимально возможной цене и присваивать целиком потребительских излишек.

Рисунок 1 - схема ценообразования

ценовая дискриминация ценообразование спрос

Иначе изъятие всего потребительского излишка можно представить как продажу постоянного определенного количества за максимально возможную сумму. Это называется ценообразованием по принципу "бери или уходи". Достичь этого можно, используя не линейную, а афинную схему ценообразования. Ей соответствует двухставочный тариф[5]


где некая фиксированная надбавка.

Предположим, что существует n потребителей oc данного oc продукта, oc каждый oc из oc них oc имеет oc одинаковые oc линейные oc кривые oc спроса oc , oc известные oc монополисту. oc Тогда oc функция oc рыночного oc спроса oc будет oc oc обратная функция oc спроса).

Монополист oc достигает oc максимума oc своей oc прибыли, oc если oc присваивает oc весь oc потребительский oc излишек, oc обозначенный oc площадью oc CS. oc При oc этом oc он oc будет, oc как oc и oc конкурентная oc фирма, oc производить oc до oc тех oc пор, oc пока oc предельные oc издержки oc последней oc единицы oc не oc сравняются oc с oc ценой. oc Таким oc образом, oc производимое oc количество oc будет oc равно oc oc Если oc бы oc это oc была oc конкурентная oc фирма, oc то oc она oc бы oc установила oc цену oc oc (из oc условия oc oc а oc потребители oc получили oc бы oc излишек oc . oc Монополист oc же oc может, oc установив oc двуставочный oc тариф oc oc заставить oc покупателей oc платить oc фиксированную oc сумму oc oc за oc право oc покупать oc продукт oc по oc цене oc . oc Максимальная oc величина oc этой oc надбавки oc для oc каждого oc потребителя, oc при oc которой oc он oc не oc откажется oc от oc покупки, oc будет oc oc В oc этом oc случае, oc если oc будет oc установлен oc тариф oc при oc oc ( oc при oc ), oc то oc прибыль oc монополиста oc составит oc oc (Альтернативным oc вариантом oc будет oc установление oc для oc каждого oc покупателя oc тарифа, oc равного oc его oc излишку oc при oc совершенной oc конкуренции). oc Второе oc слагаемое oc в oc выражении oc для oc прибыли oc есть oc излишек oc производителей oc PS oc на oc совершенно oc конкурентном oc рынке, oc и, oc следовательно, oc прибыль oc монополиста oc при oc осуществлении oc им oc совершенной oc ценовой oc дискриминации oc представляет oc собой oc общественный oc излишек oc на oc конкурентном oc рынке oc oc Это oc означает, oc что, oc как oc и oc в oc случае oc совершенной oc конкуренции, oc при oc ценовой oc дискриминации oc первой oc степени oc максимизируется oc общественное oc благосостояние; oc общественных oc потерь oc как oc на oc рынке oc с oc монополией, oc устанавливающей oc единую oc цену, oc не oc возникает, oc достигается oc Парето-эффективный oc исход. oc Однако, oc распределение oc возникшего oc на oc рынке oc общественного oc излишка oc будет oc совсем oc иным. oc Весь oc он oc достанется oc монополисту, oc а oc CS oc будет oc равен oc нулю.