Файл: Проектирование организации (1. Теоретические основы проектирования организации).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы проектирования организации
1.1 Сущность проектирования организации и его этапы
1.2 Проектирование организационной структуры управления предприятием
2. Анализ проектирования организационной структуры в ООО «УМиАТ «Термосервис»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Изменение организационной структуры компании на некоторых этапах жизненного цикла
2.3. Рекомендации по проектированию организационной структуры компании ООО «УМиАТ Термосервис»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что организационное проектирование позволяет повысить эффективность бизнеса и достичь высокой степени управляемости организации за счет эффективного распределения функций между подразделениями и отдельными сотрудниками, формирования состава и количества структурных подразделений, соответствующих направлениям и желаемым результатам деятельности, расчета численности персонала и разработки оптимального штатного расписания и т.д.
Целью работы является проведение анализа проектирования организационной структуры предприятия на примере ООО «УМиАТ Термосервис» на основе изучения теоретических основ проектирование организации.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- Раскрыть сущность проектирования организации и его этапов;
- Рассмотреть проектирование организационной структуры управления предприятием
- Дать общую характеристику анализируемой организации;
- Проанализировать изменение организационной структуры компании на некоторых этапах жизненного цикла;
- Разработать рекомендации по проектированию организационной структуры ООО «УМиАТ Термосервис».
Объектом исследования является процесс проектирования организации.
Предмет исследования: процесс проектирования организационной структуры ООО ООО «УМиАТ Термосервис».
Проектирование организационных структур управления стали предметом исследования таких отечественных ученых, как О.С. Виханский, Л.Г. Руденко, И.Л. Симоненко, .А.В. Федорова и др. Из зарубежных ученых отдельных аспектов этого вопроса касались такие ученые, как М.Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури.
1. Теоретические основы проектирования организации
1.1 Сущность проектирования организации и его этапы
По мнению исследователя А.С. Виханского организационное проектирование должно учитывать не только состояние внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность организации, но и внутреннею среду[1].
Организационное проектирование – процесс, который направлен на нахождение соответствия между ключевыми элементами предприятия (например, персонал, задачи, структура и др.) и его стратегией[2].
Зарубежные исследователи дают следующее определение проектирование организации - постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных[3].
Б. Мильнер считает, что проектирование организаций, как функция организации заключается в разработке таких организационных элементов и отношений в созданной (моделированной) системе, в результате реализации которых организационное целое, имело бы особенности надежности, стойкости и экономичности[4].
Следует также отметить, что основная цель проектирования организации заключается в разработке новых организационных систем или предложений по изменению уже существующих систем.
Процесс организационного проектирования является целенаправленной последовательностью актов принятия проектных решений, который приводит к построению описания проектируемой организационной системы.
Проектирование организации представляет собой процесс создания организации и (или) группы организаций. Проектирование организации – это сложный процесс, состоящий из определенных этапов, представленных на рисунке 1.
Рис.1. Этапы организационного проектирования[5]
- Разработка организационного проекта создания организации. Его стоит формировать в виде детального письменного описания с использованием привлеченных первоисточников, схем, таблиц, других средств наглядности. Важным условием при разработке организационного проекта является уточнение подробностей, так как это позволит выявить в будущем ошибки, неточности и проблемы в работе, а также основные препятствия в деятельности организации.
Разработка организационного проекта включает следующие обязательные этапы, представленные на рисунке 2.
Рис.2. Этапы разработки организационного проекта[6]
Опыт показывает, что средний срок подготовки такого организационного проекта занимает от одного до трех месяцев в зависимости от уровня масштаба бизнеса.
- Предварительное согласование и утверждение подготовленного организационного проекта. После завершения процесса подготовки проект создания организации должен быть согласован и утвержден его заказчиком (собственниками, будущими учредителями, топ-менеджерами и другими непосредственно причастными лицами). При идеальных условиях последовательному согласованию подлежит каждый этап организационного проекта в процессе его наработки.
Перед обсуждением составляющих проекта всегда формируется рабочая комиссия (группа), в состав которой обязательно должны входить: владельцы, будущие основатели, топ-менеджеры, независимые консультанты и эксперты. Обсуждение должно происходить путем ориентированных на практику дискуссий с детальным рассмотрением каждой стадии проекта. В ходе обсуждения каждый участник должен обязательно объявить свою точку зрения по данному вопросу. Результатом обсуждения любого положения проекта, как и всего проекта в целом, должно стать общее заключение по проекту (по отдельным положениям проекта), подписанное участниками комиссии в ее полном составе.
В качестве независимых консультантов следует привлекать специалистов аудиторских, консалтинговых и других оценочных организаций (желательно по одному специалисту от каждой независимой фирмы). Внешних консультантов можно привлекать также с круга знакомых лиц и даже родственников, если они являются специалистами в сфере организационного консалтинга. Принимая во внимание, что в консалтинговых фирмах нередко работают слабо профессионально подготовленные специалисты, перед оформлением с ними договорных отношений стоит их протестировать.
Задача консультанта заключается в том, чтобы выразить объективное суждение относительно перспективности проекта, о его соответствии условиям рыночной экономики и требованиям законодательства. Для удобства в процессе дискуссий на тему проекта следует использовать аудио- и видеотехнику или вести письменные протоколы обсуждения.
Положительный итог такой дискуссии заключается в выработке общего решения относительно конкретных вопросов и положений проекта. Характер обсуждений и дискуссий должен быть обеспечен хорошей организацией и положительной, конструктивной тональностью работы комиссии. Для ее работы следует подбирать комфортные, помещения с нужными техническими средствами (учебной доской, компьютерами, средствами проекции и т.д.) Желательно также, чтобы в работе комиссии участвовал технический секретарь-помощник как доверенное лицо одного из заказчиков проекта.
Необходимо помнить, что дискуссии и обсуждения являются едва ли не самым эффективным средством для достижения реальных, практически значимых и существенных результатов, ведь разные взгляды специалистов позволяют рассматривать проблему, как бы «подсвечивая» ее с разных сторон, раскрывая все тонкости и нюансы, которые встретились, или как такие, которые могут встретиться в процессе разработки организационного проекта.
- Непосредственное создание организации.
На данном этапе после утверждения организационного проекта стоит приступать к конкретным мероприятиям по созданию группы, осуществлению поиска (или строительства) офисных, производственных, складских помещений, набору персонала, закупке производственного и офисного оборудования, реорганизации, формированию пакета учредительных документов, государственной регистрации нового юридического лица, постановке их на учет в налоговых учреждениях, подписанию договоров с поставщиками и потребителями[7].
4. Дальнейшее совершенствование организационного проекта в процессе работы организации, включая устранение допущенных ошибок и неточностей. После того как истечет соответствующий промежуток времени, например, один год, необходимо провести подробный анализ деятельность созданной организации. Вне всякого сомнения, в работе предприятия найдется значительное количество как положительных, так и негативных моментов, станут очевидными наиболее острые проблемы, которые нужно устранить. В связи с этим наработанный организационный проект должен пройти практическую апробацию, некую «обкатку».
За период времени, прошедший после старта проекта, необходимо в полном объеме и всесторонне изучить все бизнес-процессы, проанализировать работу всех бизнес-единиц созданной организации. Итогом этой работы должен стать подробный письменный отчет в виде ранее разработанного проекта с уже внесенными в него конкретными замечаниями относительно его дальнейшего совершенствования с подробными комментариями каждой отдельно взятой стадии. После этого этот отчет должен быть утвержден заказчиками проекта - владельцами бизнеса, а в созданной организации должны быть осуществлены все необходимые изменения с учетом практики[8].
Только после этой процедуры адаптации можно говорить об эффективности того или иного организационного проекта, но главным показателем эффективности работы созданной организации является прибыль и рентабельность бизнеса. Насколько возросла прибыль за время работы организации, в какой мере реально увеличились финансовые поступления — вот основные критерии эффективности ее создания. Лишь получив конкретный ответ на поставленные вопросы, можно говорить о дальнейшей работе созданной организации.
Наконец, всегда при проектировании организации, а затем и при создании организации необходимо держать в поле зрения индивидуальную специфику и условия, в которых формируется организация. Каждая хозяйственная структура — это сугубо индивидуальный объект с собственными управленческими, экономическими, географическими, кадровыми и национальными особенностями. Надо также учитывать национальную и мировую макроэкономическую и политическую ситуацию на момент создания организации или группы организаций, что также накладывает печать на процесс формирования хозяйствующего субъекта. Индивидуальный подход всегда применяться в деле проектирования любого объекта.
Проектирование организации является процессом создания организации, включающим в себя такие этапы: разработка организационного проекта, согласование проекта, осуществление мероприятий по обеспечению выполнения проекта, выявление недостатков и их устранение.
1.2 Проектирование организационной структуры управления предприятием
Построение рациональной организационной структуры управления требует детального исследования всех факторов, которые могут повлиять на этот процесс, а также для предупреждения несоответствия структуры целям и задачам, которые ставит организация в своей работе.
Некоторые исследователи полагают, что организационная структура – это один элементов механизма хозяйствования, отражающий процессы производственно-экономического характера и соответствующий виду развития предприятия[9].
Организационная структура управления – это форма системы управления, которая определяет состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов[10].
Организационная структура управления – упорядоченная совокупность подразделений, которые формируют уровни управления, их взаимосвязи и обеспечивают управление организацией[11].
Такие зарубежные ученые, как М. Мескон, М. Альберт, считают, что лучшая структура – это та структура, которая позволяет организации лучшим способом взаимодействовать со внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять, и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью[12].
Организационная структура управления — это форма объединения подразделений и уровней управления, которая обеспечивает процесс коммуникации между ними и, целью которой является обеспечение эффективного процесса функционирования организации, а также взаимодействие составляющих как с внутренней, так и с внешней средой организации[13].
Формирование организационной структуры происходит с учетом требований обеспечения конкурентоспособности, экономичности и рациональной организации труда.
Проектирование структуры управления должно базироваться на конкретных принципах построения.