Файл: Проектирование организации (1. Теоретические основы проектирования организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данная организационная структура по своему типу является линейно- функциональной. Линейно-функциональные организационные структуры управления наиболее эффективны в стабильной среде, рассчитаны на использование действующих технологий, содействуют эффективному выполнению стандартизированных эксплуатационных мероприятий, ориентированы на ценовую конкуренцию. Они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции.

Недостатками линейно-функциональной структуры являются: нарушение принципа единоначалия, трудности в принятии и реализации согласованных управленческих решений. Жесткое разделение труда, которое способствует усилению заинтересованности каждого органа управления в выполнении только «своей» функции, что характерно для функциональных подразделений. Поэтому при появлении новых, нестандартных, сложных, межфункциональных задач возникает необходимость в частых согласованиях проектов решений на высшем уровне управления. Это обстоятельство осложняет использование рассматриваемой системы управления, поскольку она наименее восприимчива к прогрессу в области науки и техники.

Далее рассмотрим организационную структуру ООО «УМиАТ Термосервис», на следующем этапе жизненного цикла «зрелость», которая действует в компании на сегодняшний момент и представлена на рисунке 5.

Рис.5. Текущая организационная структура ООО «УМиАТ Термосервис»

Текущая организационная структура компании носит название линейно-функциональной. К функциям директора относятся следующие виды деятельности: общее управление деятельностью компании, ведение кредитного комитета, прямое руководство над отделом продаж и отделом заключения сделок.

Отдел заключения сделок имеет обязательства в виде: получения, подписания, согласования документов и создания досье клиента.

Отдел сопровождения: контроль оплаты договоров, формирование документооборота по платежам, контроль поступления платежей, работа с дебиторской задолженностью.

Отдел продаж: поиск и наработка клиентской базы, взаимодействие с клиентом, открытие договоров, ведение сделки.

Отдел безопасности: проверка клиентов и поставщиков на надежность по внутренним базам компании, заключение для кредитного комитета, работа с дебиторской задолженностью и ее взыскание.

Отдел логистики: своевременные регистрационные действия, контроль за транспортировкой, приемом и передачей оборудования.


Ключевые изменения организационной структуры на разных жизненных этапах компании представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ключевые изменения в организационной структуре ООО«УМиАТ Термосервис»

Параметры сравнения

Этап жизненного цикла «рост»

Стадия жизненного цикла «зрелость»

Тип организационной структуры

Линейно-функциональный

Линейно-функциональный

Количество отделов

5

8 (появление отделов экономической безопасности, отделов заключения и сопровождения сделок)

Количество функциональных руководителей

15

23

Таблица составлена автором

При этом следует отметить, что текущая организационная структура не соответствует реализуемой стратегии, так как:

  1. В организационной структуре имеются экономический отдел и бухгалтерия, но при этом формирование финансового портфеля не является спецификой работы данных подразделений. Следовательно, в структуре не достает финансового отдела и отдела инвестиций, которые в полной мере могли бы создать условия для эффективного выполнения стратегии по следующему направлению: освоение новых направлений в развитии услуг.
  2. Выход компании в будущем на новые рынки будет требовать тщательного анализа конкурентной среды на новом рынке, что является одной из специализаций отдела маркетинга, который также отсутствует в текущей организационной структуре. Следовательно, данный аспект также будет препятствовать выполнению стратегических задач

Кроме того, следует рассмотреть организационную структуру компании с точки зрения распределения ответственных за выполнение бизнес-процессов компании (рис.6).

Рис.6. Карта бизнес-процессов верхнего уровня ООО «УМиАТ Термосервис»

Рассмотрим распределение ответственных за выполнение бизнес - процессов компании (таблица 2).

Анализ распределения бизнес-процессов и ответственных за их функционирование показал, что за некоторыми бизнес-процессами (маркетинг, улучшение качества обслуживания, расширение спектра оказываемых услуг и управление трудовыми ресурсами) не закреплены ответственные структурные подразделения, а, следовательно, компания не может обеспечить высокую эффективность функционирования данных бизнес-процессов, что в свою очередь приведет в дальнейшем к отсутствию возможности получения и достижения целевых показателей.


Таблица 2

Распределение бизнес-процессов и ответственных за их выполнение

Бизнес-процесс

Ответственный за выполнение бизнес-процесса

Определение стратегической направленности

Директор

Маркетинг

Отсутствует ответственное подразделение, т.к. в структуре отсутствует отдел маркетинга, общие функции выполняет зам. директора по развитию

Улучшение качества обслуживания

Отсутствует ответственное подразделение, т.к. в структуре отсутствует отдел маркетинга, общие функции выполняет зам. директора по развитию

Расширение спектра оказываемых услуг

Отсутствует ответственное подразделение, т.к. в структуре отсутствует отдел маркетинга, общие функции выполняет зам. директора по развитию

Управление отношениями с клиентами

Начальник отдела продаж

Анализ бизнес-плана и проверка документов

Главный юрист

Заключение договоров

Начальник отдела заключения сделок

Подготовка и оформление сделки

Начальник отдела сопровождения сделок

Выдача оборудования клиенту

Начальник отдела заключения сделок

Продолжение табл.2

Управление отношениями с поставщиками

Начальник отдела логистики

Обеспечение безопасности

Начальник отдела экономической безопасности

Материально-техническое

снабжение

Зам. директора по общим вопросам

ИТ обеспечение и связь

Зам. директора по общим вопросам

Юридическое обеспечение

Юридический отдел

Управление финансами

Зам. директора по финансам

Управление трудовыми ресурсами

Отсутствует ответственное подразделение, т.к. в структуре отсутствует отдел управления персоналом, общие функции управления трудовыми ресурсами выполняет директор компании

Таблица составлена автором

Также было составлено дерево проблем компании, которое подтверждает необходимость совершенствования организационной структуры компании. Дерево проблем компании было построено с помощью метода «5 почему?» (рис.7). Главными проблемами текущей организационной структуры стали: отсутствие необходимого персонала и отсутствие гибкости линейно-функциональной организационной структуры. В результате компания не может реализовывать свои стратегию в полной мере, что может в дальнейшем привести к потере конкурентоспособности и снижению прибыли.


Рис.7. Дерево проблем ООО «УМиАТ Термосервис»

Таким образом, анализ текущей организационной структуры компании позволил выявить следующие проблемы:

  1. Организационная структура не соответствует текущей стратегии компании, т.к. в ней отсутствуют следующие структурные подразделения, которые должны обеспечить реализацию стратегических направлений в полной мере: финансовый отдел, отдел инвестиций, отдел маркетинга.
  2. В организационной структуре компании отсутствуют структурные подразделения, которые должны отвечать за выполнение следующих бизнес-процессов: маркетинг, улучшение качества обслуживания, расширение спектра оказываемых услуг и управление трудовыми ресурсами.

Следовательно, ООО «УМиАТ Термосервис» требуется оптимизация текущей организационной структуры.

2.3. Рекомендации по проектированию организационной структуры компании ООО «УМиАТ Термосервис»

Текущая организационная структура не соответствует в полной мере предлагаемой стратегии компании, что приведет к затруднению достижения стратегических целей. Подводя итоги анализа текущей организационной структуры, можно выделить следующие проблемы:

  1. Организационная структура не соответствует текущей стратегии компании.
  2. Отсутствуют ключевые подразделения (отдел маркетинга, производственный отдел, проектно-дизайнерский отдел), которые должны отвечать за функционирование важных бизнес-процессов компании.

Именно поэтому необходимо провести ряд мероприятий, которые позволят привести организационную структуру компании в соответствии с её текущей стратегией.

  1. Необходимо провести реорганизацию линейно-функциональной организационной структуры к матричному виду. Для этого в первую очередь необходимо ввести в штатное расписание должность заместителя директора по строительству, в обязанности которого будут входить задачи, представленные на рисунке 8.

Рис.8. Обязанности заместителя директора по строительству

  1. Необходимо ввести в организационную структуру производственный и проектно-дизайнерский отдел, деятельность которых будет направленно на непосредственное выполнение направлений рекомендуемой стратегии:

Проектно – дизайнерский отдел будет заниматься разработкой всех этапов проектирования (комплексный проект) или части разделов (архитектура, конструкции, инженерные коммуникации), получением всех необходимых исходно - разрешительных документов и согласованием во всех необходимых инстанциях, осуществляеть авторский надзор.

Производственный отдел будет заниматься подготовкой, организацией и выполнением строительно-монтажных работ. Производственный отдел включает в себя производственные бригад, которые выполняют работы по строительству зданий и сооружений, а также выполняют бетонные и железобетонные работы, каменные работы, штукатурные, столярные, плотничные, малярные и стекольные работы, а также прочие отделочные и завершающие работы.

  1. Ко всему прочему, в условиях высокой конкуренции на рынке, а также постоянно изменчивой ситуации во внешней среде компании, возникает острая необходимость в введении отдела маркетинга в организационную структуру. Функции отдела маркетинга представлены на рисунке 9.

Рис.9. Функции маркетингового отдела

Предлагаемая организационная структура представлена на рисунке 10.

Рис.10. Предлагаемая организационная структура «УМиАТ Термосервис»

Тип организационной структуры изменится с линейно-функциональной на матричную, что обеспечит ей большую гибкость при адаптации к постоянным изменениям внешней среды компании. Также увеличится количество отделов на 3 единицы, что обеспечит бесперебойное функционирование всех бизнес-процессов компании.

Выводы по главе 2.

Анализ проектирования организационной структуры проводился на примере предприятия ООО «УМиАТ «Термосервис» - компании, которая предлагает услуги аренды спецтехники в Москве и области. Основным видом деятельности ООО «УМиАТ Термосервис» являются услуги аренды строительной техники известных зарубежных и отечественных производителей.

В ходе анализа изменения организационной структуры предприятия на некоторых этапах жизненного цикла установлено, что текущая организационная структура не соответствует реализуемой стратегии. Выявлено, что за некоторыми бизнес-процессами (маркетинг, улучшение качества обслуживания, расширение спектра оказываемых услуг и управление трудовыми ресурсами) не закреплены ответственные структурные подразделения, а, следовательно, компания не может обеспечить высокую эффективность функционирования данных бизнес-процессов, что в свою очередь приведет в дальнейшем к отсутствию возможности получения и достижения целевых показателей.