Файл: Проектирование организации (1. Теоретические основы проектирования организации).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 234
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы проектирования организации
1.1 Сущность проектирования организации и его этапы
1.2 Проектирование организационной структуры управления предприятием
2. Анализ проектирования организационной структуры в ООО «УМиАТ «Термосервис»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Изменение организационной структуры компании на некоторых этапах жизненного цикла
2.3. Рекомендации по проектированию организационной структуры компании ООО «УМиАТ Термосервис»
Принципы построения организационных управленческих структур[14].
- Любая организационная структура должна полностью отражать цели и задачи, которые ставит перед собой предприятие. Этот принцип обусловлен тем, что каждая цель отражает функцию или направление деятельности предприятия. Последовательность формирования организационно-управленческой структуры на основе целей предприятия представлена на рисунке 3.
Однако не следует проектировать организационную структуру лишь исходя из поставленных целей, поскольку это ограничит предприятие в развитии и приспособлении к изменениям, которые неизбежны в рыночной экономике.
Цели предприятия
Стратегия
SWOT-анализ
Модель организационной структуры
Организационная структура управления
Стиль руководства
Внешняя среда
Рис.3. Процесс перехода от целей организации к ее структуре [15]
2. Организационная структура не должна существовать обособленно, а должна быть подчиненной производству и его потребностям. Соблюдение этого принципа поможет сократить расходы на управленческий аппарат[16].
3. С целью рационального распределения рабочей нагрузки, обеспечение четкой специализации управленческих функций и творческой составляющей при их выполнении следует обеспечить оптимальное разделение труда между работниками.
4. При формировании организационных структур обязательно учитывается должностные полномочия и степень ответственности каждого работника или органа управления. Это обстоятельство учитывается в целях формирования системы вертикальных и горизонтальных связей между уровнями управления. Несоблюдение этого принципа грозит дублированием функций между работниками, что, в свою очередь, приводит к неудовлетворительному процессу принятия управленческих решений.
5. Организационная структура должна отвечать реальному положению внешней среды организации. Этот принцип обеспечивает структуре такие признаки, как адаптивность и гибкость.
6. При проектировании организационных структур следует всегда оставлять «резервы» для ее реформирования. Такая необходимость может быть вызвана различным факторами внешней среды. Чаще всего к подобным изменениям приводят кризисные явления в экономике и изменение (переориентация) рынка.
7. Структура управления должна соответствовать принципу правовой регламентации. Он предусматривает обеспечение соблюдения приказов и постановлений высших органов управления низшим. То есть структура должна обеспечивать своевременность и полноту поступления распоряжений непосредственно к тому подразделению или лицу, которому оно адресуется. Этот принцип реализуется, в частности, путем построения коммуникационных и информационных систем в организации.
8. Последний принцип проектирования организационных структур заключается в экономичности. То есть обеспечение выполнения задач всей структурой или ее отдельными звеньями должно происходить в условиях минимальных затрат на управленческий аппарат, экономного расходования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятия[17].
Соблюдение приведенных принципов влечет за собой необходимость учета в процессе проектирования организационно-управленческой структуры многих факторов, которые влияют на конечный результат.
Главным из таких факторов влияния является характеристика самой организации. Каждый тип организации требует индивидуального подхода к ситуации.
Безусловно, что подход к формированию организационной структуры в малом отличается от того же процесса в большом по размеру предприятии. Очевидно, что структура управления крупного предприятия является более сложной по сравнению с той, что нужна малому предприятию. Чем больше организация, тем в более значительном объеме управленческих работ она нуждается, совершенствуется и расширяется разделение труда, создаются специализированные отделы (например, по управлении качеством, снабжения, логистики и др.).
Каждое современное предприятие самостоятельно должно совершенствовать собственные методы проектирования управленческих структур. На первый взгляд, может показаться, что такие меры только тратят рабочее время и отвлекают специалистов от выполнения текущих задач, однако разработка собственных методов может понадобиться в тех случаях, когда предприятие осуществляет реорганизацию или диверсифицирует производство и тому подобное.
Значение процесса совершенствования методов проектирования структур управления состоят в следующем:
1. Часто в условиях неустойчивой внешней среды устаревшие организационные структуры не удовлетворяют требованиям рынка и создают угрозу потери конкурентоспособности организации.
2. Создание структур должно опираться не только на традиционные методы формирования, но и использовать научные методы организационного проектирования.
Непосредственно процесс проектирования организационных структур является в большей степени универсальным, чем четко определенным, однако какой бы метод ни был выбран, он должен содержать ряд обязательных задач, а именно: определение целей и задач, определение состава и количества подразделений, разработку положений и инструкций, по которым происходят процессы в организации.
Выводы по главе 1.
Проектирование организации является процессом создания организации, включающим в себя такие этапы: разработка организационного проекта, согласование проекта, осуществление мероприятий по обеспечению выполнения проекта, выявление недостатков и их устранение.
Было установлено, что создание на предприятии эффективной организационной структуры, которая будет учитывать все его особенности и направления его стратегического курса, активно повлияет на его устойчивость в конкурентной среде и существенно повысит уровень его функционирования. Проектирование организационно-управленческих структур предприятия является достаточно сложным и многогранным процессом. Изменчивая конкурентная среда рынка требует не только соблюдения нормативных общепринятых правил построения, но и индивидуального творческого подхода.
2. Анализ проектирования организационной структуры в ООО «УМиАТ «Термосервис»
2.1 Общая характеристика организации
ООО «УМиАТ «Термосервис» - компания, которая предлагает услуги аренды спецтехники в Москве и области. ООО «УМиАТ «Термосервис» было образовано в октябре 2006 года на базе участка механизации ООО «Производственная Компания «Термосервис», имеющего на тот момент десятилетний опыт строительства подземных наружных коммуникаций. Начиная с октября 2006 года компания вошла в холдинг ООО «ПК «Термосервис» в качестве дочернего предприятия.
Месторасположение: Москва, Напрудный пер, дом № 10, строение 2, этаж 2 Ком 4 Рм 1Е.[18]
Основным видом деятельности ООО «УМиАТ Термосервис» являются услуги аренды строительной техники известных зарубежных и отечественных производителей, а именно:
- аренда полноповоротных экскаваторов;
- аренда автокранов;
- аренда экскаваторов-погрузчиков;
- аренда автовышки;
- аренда бортовых машин;
- аренда манипулятора;
- аренда погрузчика;
Дополнительные услуги, оказываемые клиентам:
- ремонт и обслуживание грузовых автомашин;
- шиномонтаж;
- перевозка негабаритных грузов;
- вывоз и утилизация снега.
Автопарк предприятия включает более 110 разновидностей колесных и гусеничных машин различного назначения.
К ним относится следующая строительная техника:
- автокраны;
- гусеничные и колесные экскаваторы, оснащенные гидромолотом;
- подъемные краны и автовышки;
- погрузчики;
- краны-манипуляторы;
- экскаваторы-погрузчики;
- бульдозеры;
- тракторы;
- бурильные установки;
- бортовые автомобили и полуприцепы;
- самосвалы.
В аренду предоставляется современная спецтехника как отечественных, так и зарубежных производителей: Hyundai, Hitachi, КамАЗ, JCB, MAN, Caterpillar, Mercedes-Benz и др.
Основными клиентами являются: строительные, транспортные, сервисные компании, частные предприниматели.
Преимущества сотрудничества с ООО «УМиАТ «Термосервис»:
- неограниченный максимальный срок заказа (минимальный – 1 смена);
- квалифицированное техобслуживание техники в установленные инструкцией сроки;
- гибкие расценки на услуги. Цена зависит от сроков аренды, специфики работы и удаленности объекта. Постоянным клиентам предоставляются скидки;
- бесплатный подвоз-вывоз техники, если сроки аренды превышают 10 суток;
- наличие пропусков в зоны ТТК, Садового кольца и МКАД.
ООО «УМиАТ «Термосервис» быстроразвивающаяся компания, которая опирается на следующие принципы в работе, которые помогают оперативно управлять:
- клиентоориентированность – все основные бизнес-процессы компании спроектированы исходя из интересов клиента;
- точное позиционирование: в компании четко определен профиль ключевого клиента, разработаны параметры сделок с ним и бизнес-процессы, обеспечивающие оперативный и качественный сервис;
- прозрачность – специфика бизнеса предполагает высокую степень открытости компании. Компания обеспечивает абсолютную достоверность и разумную открытость финансовой информации.
- профессионализм – компания уделяет особое внимание поиску, обучению и сохранению специалистов;
- гибкость – возможность адаптироваться к постоянно меняющимся рыночным условиям;
- инновационность – компания стремится внедрять новейшие технологии, предлагать клиентам современную технику и оборудование.
2.2 Изменение организационной структуры компании на некоторых этапах жизненного цикла
Эффективной и оптимальной считается та организационная структура, которая полностью соответствует текущей стратегии компании. Следовательно, необходимо провести анализ текущей организационной структуры ООО «УМиАТ Термосервис» с точки зрения её соответствия стратегии и на разных жизненных циклах. Компания начала своё функционирование на рынке предоставления услуг аренды строительной техники в 2006 году. Это первая фаза – «рождение организации». На этом этапе ООО «УМиАТ Термосервис» формирует главную цель, основная задача компании – выйти на рынок, это было осуществлено быстро благодаря тому, что компания вошла в холдинг ООО «ПК «Термосервис» в качестве дочернего предприятия, который на тот момент имел десятилетний опыт строительства подземных наружных коммуникаций.
На втором этапе жизненного цикла «рост» была разработана первая стратегия развития компании и была принята в 2009 году и действовала до конца 2013 года. Реализация стратегии на данном этапе жизненного цикла происходила по следующим направлениям:
- Закрепление за собой места на рынке оказания услуг аренды строительной техники.
- Проведение различных маркетинговых мероприятий по привлечению клиентов: реклама, участие в профессиональных выставках, разработка системы скидок для постоянных клиентов и др.
- Выстраивание логистической цепи предоставления услуг.
- Расширение спектра оказываемых услуг компании.
Таким образом, данную стратегию на этапе жизненного цикла «рост» можно отнести к стратегии концентрированного роста, а именно стратегии развития продукта.
Данная стратегия в первые за 4 года своего функционирования позволила увеличить компании чистую прибыль, повысить уровень своей конкурентоспособности, расширить базу клиентов, а также выстроить эффективную логистическую систему. Но при этом, начиная с 2014 года, показатели экономической эффективности деятельности компании стали постепенно падать, что в последствии привело к необходимости разработки новой стратегии, которая была принята в декабре 2014 года и начала свое функционирование в 2015 году.
В период жизненного цикла «рост», и реализации первой стратегии в компании функционировала следующая организационная структура (рисунок 4).
Рис.4. Организационная структура ООО «УМиАТ Термосервис» в период жизненного цикла «рост»