Файл: Проектирование организации (1. Теоретические основы проектирования организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципы построения организационных управленческих структур[14].

  1. Любая организационная структура должна полностью отражать цели и задачи, которые ставит перед собой предприятие. Этот принцип обусловлен тем, что каждая цель отражает функцию или направление деятельности предприятия. Последовательность формирования организационно-управленческой структуры на основе целей предприятия представлена на рисунке 3.

Однако не следует проектировать организационную структуру лишь исходя из поставленных целей, поскольку это ограничит предприятие в развитии и приспособлении к изменениям, которые неизбежны в рыночной экономике.

Цели предприятия

Стратегия

SWOT-анализ

Модель организационной структуры

Организационная структура управления

Стиль руководства

Внешняя среда

Рис.3. Процесс перехода от целей организации к ее структуре [15]

2. Организационная структура не должна существовать обособленно, а должна быть подчиненной производству и его потребностям. Соблюдение этого принципа поможет сократить расходы на управленческий аппарат[16].

3. С целью рационального распределения рабочей нагрузки, обеспечение четкой специализации управленческих функций и творческой составляющей при их выполнении следует обеспечить оптимальное разделение труда между работниками.

4. При формировании организационных структур обязательно учитывается должностные полномочия и степень ответственности каждого работника или органа управления. Это обстоятельство учитывается в целях формирования системы вертикальных и горизонтальных связей между уровнями управления. Несоблюдение этого принципа грозит дублированием функций между работниками, что, в свою очередь, приводит к неудовлетворительному процессу принятия управленческих решений.

5. Организационная структура должна отвечать реальному положению внешней среды организации. Этот принцип обеспечивает структуре такие признаки, как адаптивность и гибкость.

6. При проектировании организационных структур следует всегда оставлять «резервы» для ее реформирования. Такая необходимость может быть вызвана различным факторами внешней среды. Чаще всего к подобным изменениям приводят кризисные явления в экономике и изменение (переориентация) рынка.

7. Структура управления должна соответствовать принципу правовой регламентации. Он предусматривает обеспечение соблюдения приказов и постановлений высших органов управления низшим. То есть структура должна обеспечивать своевременность и полноту поступления распоряжений непосредственно к тому подразделению или лицу, которому оно адресуется. Этот принцип реализуется, в частности, путем построения коммуникационных и информационных систем в организации.


8. Последний принцип проектирования организационных структур заключается в экономичности. То есть обеспечение выполнения задач всей структурой или ее отдельными звеньями должно происходить в условиях минимальных затрат на управленческий аппарат, экономного расходования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятия[17].

Соблюдение приведенных принципов влечет за собой необходимость учета в процессе проектирования организационно-управленческой структуры многих факторов, которые влияют на конечный результат.

Главным из таких факторов влияния является характеристика самой организации. Каждый тип организации требует индивидуального подхода к ситуации.

Безусловно, что подход к формированию организационной структуры в малом отличается от того же процесса в большом по размеру предприятии. Очевидно, что структура управления крупного предприятия является более сложной по сравнению с той, что нужна малому предприятию. Чем больше организация, тем в более значительном объеме управленческих работ она нуждается, совершенствуется и расширяется разделение труда, создаются специализированные отделы (например, по управлении качеством, снабжения, логистики и др.).

Каждое современное предприятие самостоятельно должно совершенствовать собственные методы проектирования управленческих структур. На первый взгляд, может показаться, что такие меры только тратят рабочее время и отвлекают специалистов от выполнения текущих задач, однако разработка собственных методов может понадобиться в тех случаях, когда предприятие осуществляет реорганизацию или диверсифицирует производство и тому подобное.

Значение процесса совершенствования методов проектирования структур управления состоят в следующем:

1. Часто в условиях неустойчивой внешней среды устаревшие организационные структуры не удовлетворяют требованиям рынка и создают угрозу потери конкурентоспособности организации.

2. Создание структур должно опираться не только на традиционные методы формирования, но и использовать научные методы организационного проектирования.

Непосредственно процесс проектирования организационных структур является в большей степени универсальным, чем четко определенным, однако какой бы метод ни был выбран, он должен содержать ряд обязательных задач, а именно: определение целей и задач, определение состава и количества подразделений, разработку положений и инструкций, по которым происходят процессы в организации.


Выводы по главе 1.

Проектирование организации является процессом создания организации, включающим в себя такие этапы: разработка организационного проекта, согласование проекта, осуществление мероприятий по обеспечению выполнения проекта, выявление недостатков и их устранение.

Было установлено, что создание на предприятии эффективной организационной структуры, которая будет учитывать все его особенности и направления его стратегического курса, активно повлияет на его устойчивость в конкурентной среде и существенно повысит уровень его функционирования. Проектирование организационно-управленческих структур предприятия является достаточно сложным и многогранным процессом. Изменчивая конкурентная среда рынка требует не только соблюдения нормативных общепринятых правил построения, но и индивидуального творческого подхода.

2. Анализ проектирования организационной структуры в ООО «УМиАТ «Термосервис»

2.1 Общая характеристика организации

ООО «УМиАТ «Термосервис» - компания, которая предлагает услуги аренды спецтехники в Москве и области. ООО «УМиАТ «Термосервис» было образовано в октябре 2006 года на базе участка механизации ООО «Производственная Компания «Термосервис», имеющего на тот момент десятилетний опыт строительства подземных наружных коммуникаций. Начиная с октября 2006 года компания вошла в холдинг ООО «ПК «Термосервис» в качестве дочернего предприятия.

Месторасположение: Москва, Напрудный пер, дом № 10, строение 2, этаж 2 Ком 4 Рм 1Е.[18]

Основным видом деятельности ООО «УМиАТ Термосервис» являются услуги аренды строительной техники известных зарубежных и отечественных производителей, а именно:

- аренда полноповоротных экскаваторов;

- аренда автокранов;

- аренда экскаваторов-погрузчиков;

- аренда автовышки;

- аренда бортовых машин;

- аренда манипулятора;

- аренда погрузчика;

Дополнительные услуги, оказываемые клиентам:

  • ремонт и обслуживание грузовых автомашин;
  • шиномонтаж;
  • перевозка негабаритных грузов;
  • вывоз и утилизация снега.

Автопарк предприятия включает более 110 разновидностей колесных и гусеничных машин различного назначения.

К ним относится следующая строительная техника:

  • автокраны;
  • гусеничные и колесные экскаваторы, оснащенные гидромолотом;
  • подъемные краны и автовышки;
  • погрузчики;
  • краны-манипуляторы;
  • экскаваторы-погрузчики;
  • бульдозеры;
  • тракторы;
  • бурильные установки;
  • бортовые автомобили и полуприцепы;
  • самосвалы.

В аренду предоставляется современная спецтехника как отечественных, так и зарубежных производителей: Hyundai, Hitachi, КамАЗ, JCB, MAN, Caterpillar, Mercedes-Benz и др.

Основными клиентами являются: строительные, транспортные, сервисные компании, частные предприниматели.

Преимущества сотрудничества с ООО «УМиАТ «Термосервис»:

  • неограниченный максимальный срок заказа (минимальный – 1 смена);
  • квалифицированное техобслуживание техники в установленные инструкцией сроки;
  • гибкие расценки на услуги. Цена зависит от сроков аренды, специфики работы и удаленности объекта. Постоянным клиентам предоставляются скидки;
  • бесплатный подвоз-вывоз техники, если сроки аренды превышают 10 суток;
  • наличие пропусков в зоны ТТК, Садового кольца и МКАД.

ООО «УМиАТ «Термосервис» быстроразвивающаяся компания, которая опирается на следующие принципы в работе, которые помогают оперативно управлять:

- клиентоориентированность – все основные бизнес-процессы компании спроектированы исходя из интересов клиента;

- точное позиционирование: в компании четко определен профиль ключевого клиента, разработаны параметры сделок с ним и бизнес-процессы, обеспечивающие оперативный и качественный сервис;

- прозрачность – специфика бизнеса предполагает высокую степень открытости компании. Компания обеспечивает абсолютную достоверность и разумную открытость финансовой информации.

- профессионализм – компания уделяет особое внимание поиску, обучению и сохранению специалистов;

- гибкость – возможность адаптироваться к постоянно меняющимся рыночным условиям;

- инновационность – компания стремится внедрять новейшие технологии, предлагать клиентам современную технику и оборудование.


2.2 Изменение организационной структуры компании на некоторых этапах жизненного цикла

Эффективной и оптимальной считается та организационная структура, которая полностью соответствует текущей стратегии компании. Следовательно, необходимо провести анализ текущей организационной структуры ООО «УМиАТ Термосервис» с точки зрения её соответствия стратегии и на разных жизненных циклах. Компания начала своё функционирование на рынке предоставления услуг аренды строительной техники в 2006 году. Это первая фаза – «рождение организации». На этом этапе ООО «УМиАТ Термосервис» формирует главную цель, основная задача компании – выйти на рынок, это было осуществлено быстро благодаря тому, что компания вошла в холдинг ООО «ПК «Термосервис» в качестве дочернего предприятия, который на тот момент имел десятилетний опыт строительства подземных наружных коммуникаций.

На втором этапе жизненного цикла «рост» была разработана первая стратегия развития компании и была принята в 2009 году и действовала до конца 2013 года. Реализация стратегии на данном этапе жизненного цикла происходила по следующим направлениям:

  1. Закрепление за собой места на рынке оказания услуг аренды строительной техники.
  2. Проведение различных маркетинговых мероприятий по привлечению клиентов: реклама, участие в профессиональных выставках, разработка системы скидок для постоянных клиентов и др.
  3. Выстраивание логистической цепи предоставления услуг.
  4. Расширение спектра оказываемых услуг компании.

Таким образом, данную стратегию на этапе жизненного цикла «рост» можно отнести к стратегии концентрированного роста, а именно стратегии развития продукта.

Данная стратегия в первые за 4 года своего функционирования позволила увеличить компании чистую прибыль, повысить уровень своей конкурентоспособности, расширить базу клиентов, а также выстроить эффективную логистическую систему. Но при этом, начиная с 2014 года, показатели экономической эффективности деятельности компании стали постепенно падать, что в последствии привело к необходимости разработки новой стратегии, которая была принята в декабре 2014 года и начала свое функционирование в 2015 году.

В период жизненного цикла «рост», и реализации первой стратегии в компании функционировала следующая организационная структура (рисунок 4).

Рис.4. Организационная структура ООО «УМиАТ Термосервис» в период жизненного цикла «рост»