Файл: Оценка рисков финансово-кредитных институтов (Понятия, сущность и виды рисков финансово-кредитных институтов).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления рисками финансово-кредитных институтов
1.1.Понятия, сущность и виды рисков финансово-кредитных институтов
1.2. Подходы к измерению, оценке и управлению рисками финансово-кредитных институтов
Глава 2. Анализ рисков финансово-кредитных институтов в Российской Федерации
2.1. Оценка рисков финансово-кредитных институтов в российской экономике
2.2.Проблемы управления рисками финансово-кредитного института в Российской Федерации
Учитывая данное обстоятельство, Банком России были введены новые формы рефинансирования: кредиты, обеспеченные залогом прав требований по кредитным договорам, обеспеченным договорами страхования ПАО «Эксар», и кредиты, обеспеченные залогом прав требования по межбанковским кредитным договорам, имеющим целевой характер, связанный с кредитованием предприятий малого и среднего бизнеса, заключенным с кредитными организациями - партнерами по программе финансовой поддержки развития малого и среднего предпринимательства.
Для дальнейшего развития системы рефинансирования целесообразно расширить возможность для малых и средних банков получать кредиты под залог нерыночных активов, повысив поправочные коэффициенты по расчету стоимости залога, в случае, если обязанное по активу лицо не включено в Перечень Банка России и не является Российской Федерацией, субъектом РФ либо муниципальным образованием, но является стратегически важным для развития региона (в соответствие с действующим Положением Банка России от 12.11.2007 № 312 эти коэффициенты составляют для первой категории качества – 0,65, для второй – 0,5[16]).
Кроме того, так как условием доступа к кредитам Банка России является выполнение обязательных резервных требований, для малых и средних банков могли бы быть установлены льготы по размеру этих нормативов, что к тому же позволило бы несколько расширить возможность размещения имеющихся в распоряжении банков привлеченных средств. Это позволит обеспечить более равномерное распределение ликвидности в банковском секторе и снизить риски несбалансированной ликвидности, обусловленные несовпадением ресурсных возможностей банков и спросу на них со стороны экономики как по объему, так и по срокам. Внедрение указанного предложения позволило бы сократить долю банков, объективно ограниченных в своей деятельности ресурсами для стабильного развития.
Кроме того, еще одной проблемой, связанной с рисками ликвидности в банковском секторе, является сохранение негативной тенденции недостаточности долгосрочных ресурсов для кредитования инвестиционных проектов, способных обеспечить ускорение темпов развития российской экономики. В настоящее время сокращаются источники долгосрочных ресурсов в связи с «замораживанием» накопительной части пенсионных отчислений, а также с запретом на привлечение долгосрочных займов на международном рынке для ряда коммерческих банков по причине введения экономических санкций.
Развитие сектора долгосрочных ресурсов в отечественной банковской системе будет способствовать финансовой поддержке реального сектора страны, также сдерживанию темпов роста кредитного риска.
В настоящее время основными источниками долгосрочных ресурсов в России являются: банковские ссуды; ценные бумаги, в том числе, ПИФы; иностранные инвестиции; государственные программы.
При этом пока наиболее популярной формой хранения сбережений остаются банковские вклады. Указанная тенденция подтверждает значение банковских вкладов как источника долгосрочных ресурсов. Однако даже срочные банковские вклады не могут в полной мере считаться долгосрочными ресурсами, поскольку могут быть востребованы в любой момент времени. В целях решения этого вопроса вносятся, например, предложения ограничить права вкладчиков на снятие своих денежных средств до наступления срока, указанного в договоре. Однако, по нашему мнению, более целесообразной представляется мера по перенаправлению потока денежных средств населения в другие финансовые инструменты, к которым, например, можно отнести страховые и пенсионные фонды или паевые инвестиционные фонды (с прямым или доверительным управлением). В настоящее время налогообложению подвержены вклады, равные и превышающие сумму ключевой ставки плюс пять процентов, разница между получившейся суммой и ставкой по депозиту подвержена налогообложению по ставке: 35% для резидентов и 30% для нерезидентов, прибыль от операций, например, с паевыми фондами вся облагается налогом по ставке 13%. Для стимулирования изменений в предпочтениях граждан по размещению денежных средств возможно введение налоговых льгот, что увеличит привлекательность вложений в подобные фонды. Так, например, можно отменить выплату НДФЛ по операциям со страховыми, пенсионными, паевыми инвестиционными фондами полностью либо ограничить сумму необлагаемую налогом до 1 млн. рублей.
Кроме того, на законодательном уровне возможно внесение предложения об увеличении страховой суммы по вкладам физических лиц на срок свыше трех лет до 2 млн. рублей. Однако данная мера, несмотря на несомненное улучшение тенденции размещения средств физических лиц, все же может оказаться недостаточной.
Также источником долгосрочных ресурсов могут стать внутренние займы, например, Фонда национального благосостояния (Фонда будущих поколений), номинируемые в национальной валюте. Фонд национального благосостояния (ФНБ) представляет собой часть средств федерального бюджета, направляемых на обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан страны, а также покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда, за счет положительной разницы между полученными нефтегазовыми доходами и их запланированной величиной, а также доходов от управления средствами ФНБ. Таким образом, займы, по нашему мнению, должны удовлетворять следующим требованиям:
- сроки погашения облигаций ФНБ должны формироваться на среднесрочной основе;
- доходность облигаций должна определяться на уровне ключевой ставки денежного рынка;
- условия первичного размещения и обращения облигаций ФНБ должны быть аналогичными облигациям федерального займа (ОФЗ).
Защита интересов кредиторов и вкладчиков, а также поддержание стабильности банковской системы страны является главной целью регулирования банковских рисков на уровне Банка России и государства в целом.
Резюмируя вышесказанное, считаем необходимым выделить следующие направления развития регулирования рисков банковской системы в условиях усиления нестабильности экономики:
- продолжить развитие методов и направлений регулирования системно значимых кредитных организаций;
- совершенствовать регулирование рисков ликвидности банковской системы на основе расширения форм и условий рефинансирования коммерческих банков; для решения проблемы недостаточности долгосрочных ресурсов для поддержания ликвидности банковской системы и кредитования реального сектора экономики осуществить ряд мер по перенаправлению потока денежных средств, введению финансовых льгот, а также расширению источников длинных денег.
Целенаправленные усилия в этих направлениях окажут положительное влияние на снижение банковских рисков в условиях нестабильной экономики.
Выводы
Можно выделить следующие направления развития регулирования рисков финансово-кредитных институтов в условиях усиления нестабильности экономики:
- продолжить развитие методов и направлений регулирования системно значимых кредитных организаций;
- совершенствовать регулирование рисков ликвидности банковской системы на основе расширения форм и условий рефинансирования коммерческих банков; для решения проблемы недостаточности долгосрочных ресурсов для поддержания ликвидности банковской системы и кредитования реального сектора экономики осуществить ряд мер по перенаправлению потока денежных средств, введению финансовых льгот, а также расширению источников длинных денег.
Целенаправленные усилия в этих направлениях окажут положительное влияние на снижение банковских рисков в условиях нестабильной экономики.
Снижению рисков ликвидности в банковском секторе может способствовать дальнейшее развитие системы рефинансирования, направленное на расширение возможности для малых и средних банков получать кредиты под залог нерыночных активов на основе повышения поправочных коэффициентов по расчету стоимости залога, в случае, если обязанное по активу лицо не включено в Перечень Банка России и не является Российской Федерацией, субъектом РФ либо муниципальным образованием, но является стратегически важным для развития региона.
Кроме того, так как условием доступа к кредитам Банка России является выполнение обязательных резервных требований, для малых и средних банков могли бы быть установлены льготы по размеру этих нормативов, что к тому же позволило бы несколько расширить возможность размещения имеющихся в распоряжении банков привлеченных средств. Это позволит обеспечить более равномерное распределение ликвидности в банковском секторе и снизить риски несбалансированной ликвидности, обусловленные несовпадением ресурсных возможностей банков и спросу на них со стороны экономики как по объему, так и по срокам.
На уровне банков внедрение концепции риск-ориентированного контроля позволит выстроить систему управления, обеспечивающую достижение поставленных целей при минимуме затраченных ресурсов, а также повысит эффективность управления рисками; обеспечит достижение уровня прозрачности системы корпоративного управления.
Концепция риск-ориентированного контроля предполагает развитие следующих элементов:
- совершенствование подходов к построению системы корпоративного управления и внутреннего контроля и, прежде всего, системы управления всеми видами банковских рисков;
- усиление роли и повышение ответственности совета директоров банка за создание и функционирование в банке адекватной и действенной системы внутреннего контроля, установление приемлемых для банка уровней банковских рисков;
- повышение ответственности исполнительных органов управления банка за обеспечение развития процессов, призванных выявлять, измерять, отслеживать и контролировать банковские риски;
- передача на все уровни управления, во все структурные подразделения банка ответственности за идентификацию рисков и их оценку, «встраивание» процессов контроля, ограничивающих риск, в бизнес-процессы;
- создание в банке такой системы управления рисками, которая обеспечивала бы не только эффективную защиту от уже принятых рисков, но и носила упреждающий характер, оказывая активное влияние на определение конкретных направлений деятельности банка.
Заключение
Риск финансово-кредитных институтов – это особый вид деятельности, которая формирует виды, степень и специфику риска, включая его свойства (временные, периодические, частотные, объемные, интервальные и пр.) и отношения в сфере деятельности хозяйствующих субъектов (микроэкономические, макроэкономические и внешнеэкономические).
В системе рисков можно выделить уровень системных рисков и внутрибанковских рисков. К факторам, формирующим системные риски, относятся такие, как изменения макроэкономических показателей, включая: индекс потребительских цен, темпы роста ВВП, внешнеэкономический долг, инвестиционный климат, состояние золотовалютных резервов, занятость населения и пр. Эти показатели формируют блок мониторинга на ежегодной основе и носят прогнозный характер. К внутрибанковским рискам можно отнести риски финансово-кредитных институтов, связанные с риском потери доходности, потери деловой репутации, агрессивной или излишне консервативной кредитно–депозитной политики, топ–менеджмента.
В 2016-2017 гг. наблюдается постепенное восстановление рынка потребительского кредитования. Кредитные риски, накопленные в период избыточного спроса в 2012–2013 гг., реализованы и больше не оказывают преобладающего влияния на развитие рынка. В базовом макроэкономическом сценарии в 2017 г. следует ожидать постепенного восстановления данного сегмента.
Проведенное исследование позволило выявить ряд недостатков в системе управления рисками в российских финансово-кредитных институтах:
1) деятельность служб внутреннего контроля в банке является формальной, «навязанной» надзорным органом. Формальный подход проявляется, в частности, в том, что, например, Совет директоров не вправе устанавливать план проверок для Службы внутреннего контроля с учетом рисков, которые, по его мнению, наиболее существенны для банка. Складывается следующая ситуация: с одной стороны, Банк России настоятельно рекомендует Совету директоров определить в политике по управлению рисками существенные риски для банка, что Совет директоров и делает, а с другой - Банк России отказывает Совету директоров в праве «принять на себя» несущественные риски, то есть не включать в план проверок СВК те вопросы, которые, по мнению Совета директоров, не существенны для позиции банка, например, систематически проводимые проверки кассовых операций. В целях выполнения требований Положения Банка России № 242-П, Служба внутреннего контроля должна осуществлять проверки по всем направлениям деятельности кредитной организации. При оценке финансового положения Банков по показателю «Показатель состояния внутреннего контроля (ПУ5)», территориальное управление Банка России учитывает разработанный СВК План проверок и отмечает соответствие (несоответствие) данного Плана Положению Банка России № 242-П. Поэтому план проверок ежегодно должен охватывать все направления деятельности кредитной организации и не может исключать направления деятельности, в которых не было нарушений, либо проверку подразделений, которые предоставили объективные гарантии отсутствия ошибок и недостатков по направлениям их деятельности.