Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и мировом рынках (1. Научно-теоретические основы конкурентной борьбы на мировом рынке).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

«Никогда никого не копируйте»

М. Портер

Актуальность темы курсового исследования состоит в том, что одной из наиболее мощных сил, оказывающих влияние на компании в современных условиях развития мировой экономики, является глобализация конкуренции.

Целью курсовой работы является раскрытие темы «Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и мировом рынках» - рассмотреть виды, типы конкурентных стратегий, и их формы влияния во всем мире и в России.

В первой главе раскроем понятие «конкурентоспособности», рассмотрим основы конкурентной борьбы на мировом рынке.

Во второй главе проведем подробный анализ международных конкурентных стратегий.

Современная конкуренция как неотъемлемый атрибут мирового рынка и как форма рыночных процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой.

Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, а особый динамизм конкуренции придает НТР.

В результате ее действия произошло падение стоимости транспорта и связи, нарастание информационных и технологических потоков через границы государств, дальнейшая унификация национальных инфраструктур, снижение торговых и инвестиционных барьеров. Следствием этих изменений стал заметный рост международной торговли и инвестиций.

Неудивительно, что по мере дальнейшей глобализации конкуренции исследования и корпоративная практика в области международной стратегии приобретают для многих компаний все большее значение. Основное внимание специалистов по выработке международной стратегии привлекает способность многонациональной компании создавать конкурентные преимущества за счет своей активности на мировом рынке.

Компании стремятся распространить свою деятельность на международные рынки по любой из трех основных причин: для завоевания новых рынков, из-за конкурентной потребности снизить затраты или из-за желания получить доступ к природным ресурсам других стран. Независимо от того, какая причина движет компанией, международная стратегия должна соответствовать ситуации. Особое внимание должно быть уделено различиям в потребностях покупателей и их традициях на национальных рынках, каналам распределения, долгосрочному потенциалу, движущим силам и конкурентному давлению.


Глава 1. Научно-теоретические основы конкурентной борьбы на мировом рынке

1.1 Конкуренция и конкурентоспособность

Вопрос о том, почему на мировых рынках товаров и услуг одни страны, компании той или иной страны более удачливы и более успешно ведут свой бизнес, чем другие, стал наиболее часто звучать в России относительно недавно, в 1990-е годы, с началом процесса либерализации внешнеэкономических связей и перехода к рыночной системе хозяйствования. Возник мощный интерес к тому, что охватывают понятия конкуренция и конкурентоспособность.

Изначально слово «конкуренция» вошло в экономическую теорию из бытового языка и в течение длительного времени обозначало только независимое соперничество двух или более лиц. Именно поведенческий подход к трактовке категории конкуренции изначально установился в экономической литературе. Конкуренция рассматривалась как внутреннее свойство человека, присущее ему по натуре, которое естественным образом проявляется и в экономическом поведении людей, стремящихся к соперничеству [8, с. 7].

Понятие «конкуренция» неразрывно связано с понятием «борьба». Такая борьба происходит между любыми экономическими субъектами: борьба между производителями за потребителей, борьба между государствами за максимизацию выгод от внешней торговли. В рыночных условиях выигрыш в подобной борьбе, безусловно, является целью любого хозяйствующего субъекта (фирмы, отрасли, наконец, страны).

Следствием конкуренции, с одной стороны, является обострение производственных и рыночных отношений, а с другой — повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса. Безусловно, сущность, формы, методы конкуренции в процессе развития экономики претерпевают изменения. Так, на отдельных исторических отрезках времени преобладала свободная конкуренция, затем «весы» склонились в плоскость монополистической конкуренции. Ценовая конкуренция постепенно стала вытесняться неценовой конкуренцией, т.е. большее значение стали играть качество, уровень предоставляемых услуг и т.д. Мощнейшим фактором стали новации, НИОКР и т.п.

Конкуренция является необходимым, важнейшим и органичным элементом рыночного механизма, хотя на различных рынках и в различных рыночных ситуациях проявление данного феномена будет различаться скорее по форме, нежели по содержанию.


Что же касается самого понятия конкуренция, то его можно определить как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи, взаимозависимости и борьбы между выступающими на рынке его субъектами в целях обеспечения наилучших возможностей для сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получения возможно большей прибыли.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по ценам более низким, чем у конкурентов. Цены могут быть снижены за счет сокращения издержек производства и реализации или путем уменьшения нормы прибыли, включаемой в цену продукции [8, с. 14].

Под продукцией зачастую понимаются товары, нечто материальное, осязаемое. Однако необходимо иметь в виду, что в данном контексте следует понимать и услуги, на рынке которых именно в последние годы резко обострилась конкурентная борьба. В мире насчитываются тысячи компаний, поставляющих услуги в той или иной области деятельности. Любой грузоотправитель и международный экспедитор моментально назовут десяток компаний, которые остро конкурируют за клиента на мировом транспортном рынке.

А как сюда не отнести прямые и портфельные инвестиции, на рынке которых тоже царит своя конкуренция, своя борьба за клиента. Понятно, что в одни страны инвестиции идут в виде мощнейшего потока, а в другие — тоненьким ручейком. А разве будет неправомерным заявление о том, что острая конкуренция существует и в области продвижения научных исследований, идей, интеллектуальной собственности? Безусловно, по некоторым аспектам у российского читателя могут возникнуть вполне правомерные вопросы относительно конкуренции научных идей, например, учитывая состояние в отечественной науке. Но данный аспект не вызывает сомнений в странах, где существует объемный рынок научных идей.

Теперь о понятии конкурентоспособность. Конкурентоспособность — возможность компании вести успешное противостояние с другими участниками процесса, проводить захват новых рынков сбыта, умение защищать традиционные для себя рынки от проникновения других поставщиков.

На макроуровне конкурентоспособность отражает благоприятные позиции национальной экономики в системе международных отношений, в сфере внешней торговли, внешнеэкономических связей, складывающиеся в результате конкурентоспособной деятельности хозяйствующих субъектов. Конкурентоспособность национальной экономики является наиболее общим показателем эффективности функционирования национального хозяйства и его субъектов. Именно повышение национальной конкурентоспособности является современной парадигмой экономической политики большинства развитых стран.


В современной экономике термин «конкурентоспособность» используется применительно к категориям разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, региона и, наконец, конкурентоспособность страны [8, с. 42].

Конкурентоспособность национальной экономики — это концентрированное выражение экономического, научно-технического, производственного, управленческого и другого потенциала, которым обладает та или иная страна и который реализуется в товарах, услугах, успешно противостоящих конкурирующим с ними иностранным товарам, услугам на внутреннем и внешнем рынках. Чем выше уровень конкуренции в стране, тем выше уровень клиентоориентированности во всех отраслях экономики.

При этом существенное значение, безусловно, имеют государственное и экономическое устройство страны, политический и правовой климат, позволяющие позиционировать государство по отношению к другим странам сквозь призму развития. Однако, возможно, вопреки мнению многих экономистов человеческий фактор — вот что является действительно главным.

1.2 Виды конкурентных стратегий

Сегодня в экономической науке выделяется два вида стратегий – портфельные и конкурентные. Это положение приводит к своеобразному перекосу, как в теории, так и в процессе стратегического планирования, поскольку ни портфельные, ни конкурентные стратегии никогда раньше, ни теперь не позволяли и не позволяют сформировать у организации целевые установки на развитие. Данные стратегии формируют установки на рост, экспансию и конкуренцию.

Разработка портфельных стратегий связана с определением видов бизнеса организации. Представляется, что, во-первых, организация может оперировать сразу в нескольких стратегических областях бизнеса, и, во-вторых, что каждая из этих областей требует особого конкурентного подхода. Наиболее последовательный адепт концепции портфельных стратегий И.Ансофф называет четыре характеристики, которые должна иметь любая портфельная стратегия:

- вектор роста, который определяет масштаб и направление будущей сферы деятельности организации;

- конкурентное преимущество, которое организация будет стремиться достичь в соответствующих областях деятельности;

-синергизм, который будет возникать между различными сферами деятельности организации;

-стратегическая гибкость вида деятельности.


Разработка конкурентной стратегии заключается, по существу, в отыскании четкой формулировки того, как предприятие будет вести конкуренцию, какими должны быть его цели и какие средства и действия понадобятся для достижения этих целей. [5, с. 26].

Четыре типа конкурентных стратегий удачно определены М.И.Кнышем, как виолентная («силовая») стратегия, патиентная («нишевая») стратегия, коммутантная («приспособительная») стратегия и эксплерентная («пионерская») стратегия. В табл. 1.1 представлено распределение конкурентных стратегий, обозначенных в наиболее интересных по данной тематике работах М.Портера, И.Ансоффа, Г.Л.Азоева, А.А.Томпсона и А.Дж. Стрикленда, по типам, определенным М.И.Кнышем.

Таблица 1.1

Современная типология конкурентных стратегий

Авторы

Виолентная стратегия

Патиентная стратегия

Коммутантная стратегия

Эксплерентная стратегия

Стратегии М.Портера

Стратегия лидерства по издержкам

Стратегия фокуса на сегменте рынка

Стратегия дифференциации

Стратегия фокуса на новых товарах

Стратегии И.Ансоффа

Стратегия максимизации доли рынка

Стратегия развития рынка

Стратегия развития товара

Стратегия диверсификации

Стратегии Г.Л.Азоева

Стратегия снижения себестоимости

Стратегия сегментирования рынка

Стратегия немедленного реагирования на потребности рынка

Стратегия внедрения новшеств

Стратегии А.А.Томпсона и А.Дж.Стрикленда

Стратегия лидерства по издержкам

Стратегия концентрации на узком сегменте рынка на основе более низких издержек

Стратегия концентрации на узком сегменте рынка на основе дифференциации

Стратегия наилучшей стоимости

При выработке стратегии конкуренции необходимо, с одной стороны, иметь ясное представление о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия, его позиции на рынке, а с другой стороны, понимать структуру национальной экономики в целом и структуру отрасли, в которой работает предприятие. Основные пути определения конкурентных преимуществ на рис.1.2

Путь конкуренции: товарная, производственная и другие стратегии (как вы конкурируете?)

Целевой рынок (где вы конкурируете?)

Конкурентные преимущества

Основа конкуренции: ресурсы и сфера деятельности(кто вы и какой продукт производите?)

Кто ваши конкуренты?